Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 23:36, курс лекций
Менеджмент - это научно-практическое направление, ориентир на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации. Основным объектом является организация.
Организацией может считаться объединение людей, если: их не меньше двух, их объединяет общая цель, они связаны финансовыми, организационными, административными связями, они желают путем совместных усилий достичь поставленную общую цель.
На каждом из полей менеджеры с привлечением экспертов рассматривают все возможные комбинации и выделяют те, которые должны быть учтены при разработке стратегических решений.
Для тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон для того, чтобы получить отдачу от имеющихся возможностей. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», следует искать такую стратегию, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выбрать стратегию, позволяющую как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить возникшую угрозу.
11. Основные роли, выполняемые менеджерами
Реализовывая свою профессиональную деятельность, менеджеры играют 3 роли: Межличностные роли, Информационные роли, Роли принятых решений.
Межличностные роли - виды деятельности, которые исполняют высшие менеджеры, исходя из их формального положения в фирме.
Внутри этой группы ролей можно выделить 3 вида: начальник, лидер, связующее звено
Как начальник менеджер выступает, когда исполняет значительные формальные или символичные обязанности (вручение наград)
Как лидер выступает в том случае, когда должен нести ответственность за мотивации и активизации подчинённых (набор сотрудников).
Как связующее звено руководитель работает над устроителем взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива и между другими группами исполнителей
Информационные роли, к ним относятся действия менеджеров, когда они становятся информационными центрами своих групп, т.е. главным пунктом для получения и отправления информации.
Реализуя эти роли, менеджер выполняет следующие роли:
Наблюдатель, Распространитель, Представитель
Как наблюдатель использует информацию, которую собирают сами, которая стекается к нему сверху по иерархической лестнице, сбоку от партнёров и снизу от подчиненных. Всю эту информацию надо принять, отбросить несуществующее
Распространитель. В роли распределителя менеджеры по своим каналам связи передают собранную информацию другим. Такая передача может идти путём рассылки почты, вербальных контактов, встреч, дискуссий ит.д.
Представитель. В роли представителя менеджеры представляют свои группы во внешней среде. Как представитель менеджер участвует в заседаниях, выступает как эксперт и т.д.
Роли принятия решений. 4 разновидности ролей: предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и посредник.
Предприниматель: менеджер последовательно берётся за выработку решений, которые улучшают работу их подразделений.
Специалист по исправлению нарушений в работе: менеджер обязан поддержать надлежащий уровень стабильности в группе, корректировка принятия решений, задании, исключить возможных и неожиданных нарушений, исключить возможность конфликтных ситуаций.
Распределитель ресурсов: в соответствии со своими полномочиями распределяет между исполнителями выделенные ресурсы.
Посредник: в этой роли менеджеры заключают сделки с лицами и группами внутри предприятия, с организацией в целом и внешними лицами.
1. Тот факт, что 3 основные группы ролей можно разделить на 10 различных, свидетельствует о многообразии характера деятельности менеджера.
2. Если менеджер, его команда не могут выполнить эти роли, организация не сможет правильно функционировать. Сам менеджер может не быть знатоком всех ролей, для обеспечения успеха ему надо подобрать соответствующую команду и делегировать часть этих полномочий членам команды.
Т.к. для исполнения всех 10 ролей требуются значит затраты времени, то менеджер должен уметь эффективно управлять своим рабочим временем.
12. Основные функции менеджмента: планирование подготовка и принятие управленческого решения.
Основные функции менеджмента могут быть в рамках процессного подхода выделены в 4 группы: Планирование подготовка и принятие управленческого решения. Организация реализации принятых решений. Распорядительство (руководство) Контроль хода выполнения принятых решений.
Планирование подготовка и принятие управленческого решения. является основополагающей. Прежде чем управлять, надо сформулировать цель. После этого необходимо выработать определённую концепцию достижения этой цели. В этом суть планирования.
Реализация этой функции:
Необходимо ответить на 3 вопроса:
1) Где находится организация в настоящее время; оценивая сильные и слабые стороны организации (производство, персонал, финансы, маркетинг).
2) Куда мы хотим двигаться. В рамках ответа на этот вопрос обсуждается, какие новые направления открыть, что мешает и угрожает открыть эти направления.
3) Как собирается это сделать. Ответ вытек из рассуждения по 2 вопросу. Рассуждаем по поводу как сделать и что мешает, рассматриваем несколько альтернатив, по каждой альтернативе необходимо оценить с 1 стороны все потери, затраты и угрозы, с другой стороны все доходы, прибыли и преимущества, которые можно получить. Плюсы и минусы надо соизмерить, оценить эффективность (количество плюсов на единицу минуса). Отвечая на этот вопрос, из всех потерь выбирают те, которые удовлетворяют нас по критерию эффективности. Эти отобранные альтернативы формируются как цель, которую мы хотим достичь. После сформирования цели, необходимо подготовить управленческое решение, как будет достигнута эта цель. Это решение называется план (письменное, устное). В нем перед каждым подразделением ставиться задача из формулировки общей цели.
Классификация УР (планы): по длительности действия: долгосрочные, краткосрочные, разовые (оперативные).
Долгосрочные – стратегическое планирование, краткосрочное - тактическое и оперативное, разовая (состояние бизнес плана) по степени обязательств: характер рекомендации. степень структурированности. УР м/б запрограммированным и не запрограммированным. Запрограммированное – это постоянно используется в оценке результатов производственно -хозяйственной деятельности. По ним существуют программы расчетов. План решений может быть направлен внутрь организации или за ее пределы.
Процесс составления планов включает в себя:
1. составление перечня мероприятий, которые должны быть сделаны.
2. по каждому мероприятию должны быть выбраны ответственные лица.
3. по каждому мероприятию должен быть дан ожидаемый количественный результат.
4. по каждому мероприятию должен быть оговорен срок его выполнения.
5. в целом по плану должен быть установлен срок выполнения плана.
Выполнение всего плана будет означать достижение цели. Целей может быть несколько. Два принципа, по которому планирование существует пока существует организация:
1. любая организация по мере достижения одной цели ставит перед собой новую цель и процесс планирования продолжается.
2. неопределенность будущего из-за невозможности точно спрогнозировать внешние перемены, влияющие на принимаемое УР.
Как правило по мере приближения к поставленной цели возникает отклонение от плана. Необходимость следующих действий:
1. Возвращение к плану.
2. Проанализировать возникшую ситуацию и возможные последствия.
3. Внести корректировки в план
13. Основные функции менеджмента: организация реализации принятых решений.
Основные функции менеджмента могут быть в рамках процессного подхода выделены в 4 группы:
1. Планирование подготовка и принятие управленческого решения.
2. Организация реализации принятых решений.
3. Распорядительство (руководство)
4. Контроль хода выполнения принятых решений
Организация реализации принятых решений:
Сущность функции состоит в том, чтобы выполнить план. Для этого в рамках функции создаются эффективные связи между всеми элементами управленческой системы.
Распределение обязанностей по выполнению плана называются делегированием полномочий.
Для того чтобы реализовать функцию организации на первом этапе в момент создания предприятия должна быть заложена определённая организационная структура – фрагмент функции.
1 этап - создаётся организационная структура. По мере развития фирмы появляются новые направления деятельности, появляются новые функции, выполнить которые должны специально подготовленные сотрудники, в связи с этим в организационную структуру должны вносится изменения.
2 этап - текущее содержание функции. При создании организационной структуры выделяются конкретные подразделения и уровни управления. За каждым подразделением закрепляется функциональная зона или круг решённых вопросов. Это оформляется в виде документа - «Положение о подразделении» - у него есть типовая форма, он утверждается директором. Внутри каждого подразделения есть своя структура, т е своё распределение задач и обязанностей.
По всем исполнителям документ, который закрепляется за ними, перечень выполняемых задач называется - «Должностная инструкция». Если в организационную инструкцию внесены изменения на макроуровне, то должны быть пересмотрены «Положения о подразделении» и «Должностные инструкции».
Если говорить о текущем содержании функции, то она сводится:
Доведение решения до исполнителя
Приспособление организационной структуры к задачам намеченной деятельности
Подбор людей для конкретной работы
Изыскание необходимости материально-технических и финансовых ресурсов для выполнения конкретной работы
Передача исполнителям права использовать эти ресурсы
Диспетчирование процесса реализации принятых управленческих решений.
14. Основные функции менеджмента: мотивации персонала (с позиции содержательной теории).
Основные функции менеджмента могут быть в рамках процессного подхода выделены в 4 группы:
1. Планирование подготовка и принятие управленческого решения.
2. Организация реализации принятых решений.
3. Распорядительство (руководство)
4. Контроль хода выполнения принятых решений
Суть: в основе побуждения к труду лежит мотивация. Причём эти теории основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляю людей действовать определённым образом. Есть несколько содержательных мотиваций(теория Маслоу и двухфакторная теория Герцберга).
Т. Маслоу. В основе:
1. люди постоянно ощущают какие-то потребности
2. эти потребности можно объединить в группы и расположить в иерархическом порядке
3. потребности, если не удовлетворяют, побуждают человека к действию
4. если 1 потребность удовлетворяется, её место занимает другая
5. потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды требует первостепенного удовлетворения.
1.Физиол. 2.Потр-ть в безопасности. 3. Потр-ть в принадлеж к соц группе. 4. Потр-ть в признании и уваж. 5. Самовыраж.
Двухфакторная теория Герцберга
В основе лежат потребности, но в отличие от Маслоу, он разделил все потребности на 2 категории:
1. Факторы условий труда (условия работы, з/п, межличностные отношения в коллективе, степень контроля со стороны руководства). Они влияют на работников след образом: если факторы условий труда плохие, то у человека возникает неудовлетворенность работы. Если этих факторов достаточно, то они всё равно не мотивируют человека на действие и воспринимаются как должное.
2. Мотивирующие факторы (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов, возможность творческого роста). Эти факторы даже если они отсутствуют или неадекватны, не приводят к неудовлетворённости работой, но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на увеличение эффективности деятельности.
Если провести сравнение двух теорий, можно найти общее: основа- потребности, есть аналогия в т Маслоу 3 группы потребностей низшего уровня = 1 группе факторов по Герцбергу. 2 верхние группы = 2 группе по Герцбергу.
15. Основные функции менеджмента: мотивации персонала (с позиции процессуальной теории).
Основные функции менеджмента могут быть в рамках процессного подхода выделены в 4 группы:
1. Планирование подготовка и принятие управленческого решения.
2. Организация реализации принятых решений.
3. Распорядительство (руководство)
4. Контроль хода выполнения принятых решений
Если в рамках первоначальной теории руководитель выбирает общую концепцию управления персоналом, в рамках содержательной теории пытались подобрать ключ к мотивам поведения каждого сотрудника, то процесс теории заставляет руководителя рассматривать мотивацию в динамике. Поведение человека связано и с восприятием ожиданий и последствий выбранного типа поведения.
Теория ожидания Врума (3 ожидания)
МОТИВАЦИЯ
Если общая вероятность получится < 0.5, то человек от действия откажется, если = 0,5 в зависимости от многих причин он может на это пойти, если >0.5, то психологически человек согласен на эти действия.