- Состоит из двух концепций (управления персоналом предприятия и управление человеческими ресурсами) – потребности, мотивы, а также понимание, что предприятие – это собрание частей, соединенных линией управления в виде контроля.
- Предприятие, как – гуманистический центр с присущей ему организационной культурой.
Организационная
культура – представление о цели и ценностях,
присущих данному предприятию, специфики
поведения персонала и администраторов,
способов реагирования на окружающую
нас жизнь.
2. Модели работника.
Одна из известных
классификаций работников позволяет
представить их в 4-х видах.
- Экономический человек.
Характеризуется отсутствием
прав, минимальными затратами на него
со стороны администрации, жесткая
регламентация его работ, но соответствие условий труда психофизиологическим
качествам работника.
В данном случае функции служб управления персоналом
состоят из: найм, увольнение, выдача зарплаты.
- Психологический человек.
Ориентирован на малые
группы, конфликты между сотрудниками
устраняются администрацией, работник участвует
в принятии решений. Но при этом находится
под формально-неформальным управлением.
Функции служб управления
персоналом: оказание социально-психологической
помощи работникам, разрешение конфликтов,
оказание медицинской помощи.
- Профессиональный человек.
Работник вовлекается
в дела фирмы, активно повышает квалификацию. В данном вопросе
признается, что работник – важнейший
капитал. Человеку предоставляется система
социальных гарантий, плюс кооперация,
гибкая работа в группах.
В данном случае функции
служб управления персоналом состоят
из: переподготовка, развитие персонала, обогащение
человека, жесткая оценка персонала, активная
работа профсоюзов.
- Социальный человек.
В данном случае, главное
– знания, следовательно, затраты
на развитие персонала растут, и
подразумевают учебу на протяжении
всей жизни. Управление основано на гибкой работе
в группах, что вызывает притупление иерархии.
В данном случае функции
служб управления персоналом состоят
из: 100% взаимодействия персонала на
любых уровнях и появлением сотрудничества.
Каждая из перечисленных моделей
обладает своими плюсами и минусами. Но
в последнее время предпочтение отдается
социальному человеку. Так как только
он способен вести к развитию производства.
3. Задачи управления персоналом.
К числу основных
задач управления персоналом
относят:
- Помощь фирме в достижении цели.
- Обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками.
- Эффективное использование мастерства и способностей персонала.
- Совершенствование систем мотивации.
- Повышение уровня удовлетворенности трудом.
- Развитие систем повышения квалификации и профессионального образования.
- Сохранение благоприятного климата.
- Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное.
- Поднималась творческая активность персонала.
- Совершенствование методов оценки деятельности персонала.
- Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Наиболее общие 3 задачи
управления персоналом.
- Обеспечение кадрами
- Эффективное использование кадров
- Профессиональное и социальное развитие кадров.
Все службы управления персоналом формируются
исходя именно из этих целей.
4. Изменение методов воздействия
на людей.
Особенностью управления персоналом
при переходе к рынку – возрастающая
роль личности работника. Ситуация которая
сложилась в настоящее время в нашей стране
несёт как большие возможности, так и большие
угрозы для каждой личности в плане устойчивости
её существования. То есть сейчас существует
крайне высокая степень неопределенности
в жизни каждого человека. Следовательно,
необходимо разработать новый подход
к управлению персоналом на предприятии.
Этот подход заключается в следующем:
- создание философии управления персоналом.
- создание совершенных служб управления персоналом.
- применение новых технологий в управлении персоналом.
- создание и выработка совместных ценностей, социальных норм,
установки поведения, которая регламентирует
поведение отдельной личности.
Философия управления
персоналом – это формирование поведения
отдельных работников по отношению к целям
развития предприятия.
5. Понятие кадровой службы.
Управлением персоналом
на предприятии занимается кадровая
служба.
Кадровая
служба – совокупность специализированных
структур, подразделений вместе с занятыми
на них должностными лицами, призванными
управлять персоналом в рамках избранной
кадровой политики.
Назначение кадровой
службы не только в осуществлении
и стратеги развития кадров, но и использования трудового
законодательства, реализация социальных
программ, как федерального, так и не федерального
уровня.
Лекция 28.09.2000.
Функции отдела кадров.
Произведем рассмотрение
данного вопроса с двух точек
зрения. Одна будет базироваться на
социалистическом подходе, вторая на нынешнем
(рыночном). Это необходимо для отслеживания
динамики развития жизни, в которой и проявляется
сущность.
Итак, функции отдела кадров СССР.
Как правило, отдел кадров
состоял из небольшого количества служб:
отдел кадров, отдел подготовки кадров
(техническое обучение) и служба сбыта.
- Ведение личных дел (прием, перевод, отпуска, увольнение).
- Заполняли трудовые книжки (каждый член коллектива должен был иметь свою личную карточку (оно же личное дело). Данные содержащиеся в ней крайне облегчают жизнь всех сотрудников. Так как при утере оригиналов документов, можно было найти их копии в личном деле. Ответственным за их хранение был инспектор. Кадровые документы сдавались в архив при уходе с работы рабочего (по всевозможным причинам) и хранились там до 15 лет).
- Знакомились с трудовыми законами.
- Занимались выдачей справок.
- Вели карточки на военнообязанных.
- Оформляли пенсию.
- Оформляли документы для пособия детям.
- Составляли описи дел, статистические отчеты, сдавали дела в архив.
- Готовили приказы о поощрении и наказании.
- Переписывались с райсобесом.
- Оформляли и подписывали больничные листы.
- Вели табличный учет – так как явка на работу являлась основой начисления зарплаты рабочих и служащих.
- Отвечали за техническое обучение рабочих и повышение квалификации инженерно-технических работников (ИТР), готовили договора на повышение квалификации (это могли быть институты, техникумы. Обучение в которых могло быть с отрывом и без отрыва от производства. Могло дать возможность получения повышенной стипендии).
- Подготавливали отчеты о повышении квалификации высшему руководству.
- Контролировали обучение студентов в техникумах и ВУЗах (то бывает выражено в стипендии, материальной помощи).
- Оформляли оплату труда руководителей из числа работающих в производственной практике студентов.
- Участвовали в квалификационной комиссии (разряды у рабочих).
- Консультировали всех сотрудников предприятия по всевозможным вопросам (могли быть выданы справки из личных дел).
- Готовили списки сотрудников за выслугу лет и по итогам года (то есть 13 зарплата).
- Переписывались со сторонними организациями – редакциями газет, журналов, центров занятости, АВНР, с зарубежными партнерами.
- Готовили приказы руководителю.
Как можно видеть, функции
достаточно многообразны. И имеют
как свои плюсы, так и минусы. Рассмотрим
положительные моменты в работе
кадровой службы времен СССР.
- Тщательное ведение дел и обязательная сдача в архив. Данная функция выполняется всеми отделами кадров в зарубежной Европе и США. С помощью их хранения можно отследить деловую карьеру. Его (дело) просматривают на 20 лет вперед и выискивают возможности дальнейшего продвижения.
- Основы резервирования кадров на номенклатурные должности. В настоящее время можно занимать должность не обладая достаточным набором знаний (к примеру, российский помощник президента, губернатор Приморского края…). В настоящее время в нашей стране практически отсутствует система подготовки предпринимателей. А ведь чем выше занимаемая должность, тем более сильными становятся требования к её держателю.
- Меры, связанные с организацией профессионального технического образования и повышения квалификации. В России данный вопрос чаще всего решается «папой», либо очень умной головой абитуриента. Лишь последние 2-3 года ситуация несколько изменилась. Многие предприятия стали посылать детей учиться на профилирующие специальности, стараясь мотивировать их.
- Следует сохранять систему неформальных мероприятий. Но если во времена СССР – это были производственные совещания, то в настоящее время, - это кружки качества в Японии.
Строя новое, нельзя отказываться
от хорошего старого. Может быть,
поэтому в ЕС и США так распространены
second hands. Но плохое всегда было и вероятно
всегда останется. Вот некоторые выдержки
из отрицательных черт кадровой службы
в СССР:
Развитие социальных
ресурсов. Мы не идем к социальному
человеку, не организуем и не планируем
развитие. Никогда в СССР не существовало выработки
стратегии персонала.
Итак, какую же систему
управления персоналом необходимо предпринять в современных условиях. В первую
очередь, это должна быть не только кадровая
служба, но и система включающая:
- оформление и учет кадров
- формирование условий труда – качественные условия труда – элемент современной жизни
- новые трудовые отношения – этика деловых отношений. Если нет сотрудничества, уважения, то работа становится просто не вообразима. По приходу на работу человек должен ознакомиться с философией предприятия-наёмщика.
- развитие социальной инфраструктуры – социальная поддержка каждого (отдых, дополнительные отпуска…)
- маркетинг персонала
- анализ и развитие средств стимулирования труда. Кадровые службы должны отслеживать, что делают на других предприятиях, дабы люди не ушли туда, где больше зарплата и лучше условия труда за туже самую работу
- юридические и психологические консультации – оценка профориентации…
Для того чтобы модель управления
персоналом была более эффективной,
она должна определяться своим стилем
управления (он должен быть обобщен. То
есть либо демократический, либо автократический),
модель мотивации (кнут или пряник), подход
к компетенции, организация зарплаты,
повышение квалификации, создание социальной
программы, традиции корпоративной культуры
(где каждый себя чувствует частью предприятия)
и идеей, которая будет лежать в основе
всего управления.
Итак для предприятий,
работающих по новому необходимо:
- Иметь стратегию развития производства и персонала.
- Иметь резерв персонала, не только на бирже труда, но и в своем бизнесе.
- Обязательно вести трудовые контракты. Помимо которого должен выходить приказ на занятие Вами вашей должности.
- Иметь систему деловой оценки с обязательными аттестациями.
- Научиться управлять дисциплиной. Отсутствие желания и так называемого «НАДО» может привести к самым негативным последствиям.
- Необходимо отработать систему премирования и наказания, систему деловой оценки. Такое выражение: «Не хочу, чтобы он работал здесь!» - просто неуместно на современном предприятии. Также нельзя переводить человека координальным способом, так как это может вызвать необратимые психологические изменения в его (её) жизни.
- Система управления персонала должна прививаться к системе планирования зарплаты. Отсутствие данных отношений приведет к замедлению, а может и к остановлению эволюции модели работника.
- Как правило, раньше работали инженеры (организация и нормирование труда, техническое обучение, экономисты), техники (каждый второй должен знать делопроизводство) и инспектора.
Исходя из будущей кадровой службы,
ключевые роли в системе управления
персоналом будут играть:
- кадровые стратегии
- организация работы кадровых подразделений (разработка кадровых структур)
- кадровые технологии – люди компетентные в специальных и профессиональных знаниях
- кадровые инноваторы – разработчики всевозможных инвестиционных проектов. Но в управлении персоналом, как и в любой другой науке бесконечно применять новшества нельзя.
- исполнитель – тот человек, который будет осуществлять оперативную кадровую политику, его девизом является скрупулезность
- кадровый консультант – человек, с панорамным видением мира и преимуществ предприятия. Обычно это немолодые люди.