Лидерство и авторитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:33, курсовая работа

Описание

Менеджеру, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно уметь вести за собой подчинённых. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Формальный и неформальный лидер в современной
корпорации ……...............................................................................................5
Глава 2. Лидерство в действии……………………………………………..13
Глава 3. Стили лидерства..………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………….27
Приложение………………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

   МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

   Им. Баумана

   Кафедра маркетинга и менеджмента 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

   по  дисциплине «Основы менеджмента»

   на  тему:

   «Лидерство  и авторитет»

                         
 
 
 

                    Выполнила: студентка 3 курса

                                                                               гр. 5-ЭФМе-12

                                                                              Иванова С.И.

                                        Проверил:  Малышева Д.В. 
             
             
             
             
             
             
             

   МОСКВА 2009 
 
 

   СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение………………………………………………………………………3

   Глава 1. Формальный и неформальный лидер в современной

   корпорации ……...............................................................................................5

   Глава 2. Лидерство в действии……………………………………………..13

   Глава 3. Стили лидерства..………………………………………………….18

   Заключение…………………………………………………………………..25

   Список  использованной литературы……………………………………….27

   Приложение………………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Менеджеру, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно уметь вести за собой подчинённых. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга.

   Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

   Лидерство отличается от руководства, которое  предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения.

   Значимость  лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.

   Актуальность  темы работы объясняется новыми тенденциями  в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития и управления организацией. В моей курсовой работе я изложила основные концепции лидерства и показала уникальность и значимость работы менеджера, сделала попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

   Целью курсовой работы является выявление  роли лидерства в управлении. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношения управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

   Цель  работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:

                 - понятие и содержание лидерства;

                 - авторитет и его формы;

                 - роль лидерства в системе управления организацией;

                 - лидер как составная часть эффективного управления;

                 - функции и стили лидерства;

                 - развитие лидерского потенциала;

                 - типы руководителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Формальный и неформальный лидер в корпорации 

   Сущность  лидерства 

   Трудовой  процесс протекает в социальных группах. В каждой конкретной группе действует индивид, к которому прислушиваются и присматриваются другие люди. Это лидер. Иными словами, лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Более конкретно, это кто-то, кто может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению целей лидера. В случае успеха лидеру удаётся заставить группу принять свои цели как собственные. Цели лидера могут исходить из его личного интереса или отражать требования ситуации.

   Обязательное  условие лидерства – обладание  властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба – от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Авторитет и формы авторитета 

     Несомненно, что авторитет – одна из основ лидерства, и роль лидера зиждется на его определённой форме. Этот авторитет может иметь различное происхождение. Выделяют следующие формы авторитета:

 –   харизматический;

 –  традиционный;

 –  авторитет роли или положения;

 –  юридический (правовой);

– авторитет квалификации. 

    Харизматический авторитет. Основан на сильных личностных качествах лидера. Здесь лидер – лицо, обладающие харизматическим авторитетом или по меньшей мере производящее такое впечатление, тип, о котором говорят – не всегда точно – как о «врождённом» лидере. В качестве примеров называют религиозных лидеров, звёзд шоу – бизнеса, некоторых политиков и полководцев. Однако большинство людей не смотрят на себя как на врождённых харизматических лидеров, и это качество, которому нельзя научить. Многие предположительно харизматические лидеры обладают магнетизмом и доминирующим характером в основном потому,  что у них есть четкое представление об идее, к которой они стремятся.

   Традиционный  авторитет. Другим общеизвестным источником авторитета является традиция, которая основывается на почитание обычаев, условностей и определенных форм поведения. Иногда традиционный авторитет мешает росту и нововведениям. Однако в некоторых случаях традиции могут стать основой для развития корпоративной культуры и создания лица фирмы.

   Авторитет роли или положения. Авторитет может определяться положением лица или ролью, которую оно играет, иногда, несмотря на личные качества обладателя. Это тип власти, которой люди наделены благодаря своему титулу или положению. Было бы ошибкой предположить, что авторитет, исходящий о роли или положения, не аутентичен или стоит ниже других типов авторитета. В хорошо отлаженном бизнесе людей обычно повышают в должности за их достоинства, и их новый статус даёт им возможность лучше реализовать свои деловые качества. Кроме того, обсуждение статуса вводит понятие психологической дистанции, которая часто нужна лидеру, чтобы более эффективно выполнять свои лидерские функции.

     Юридический (правовой) авторитет. Является наиболее формальным, а он ограничен взаимно приемлемыми рамками правил. Так как менеджер управляет бизнесом, находящимся обычно во владении других людей, то его юридический авторитет будет зависеть формально от служебных контактов и неформально от отношений с директорами (владельцами). На практике правовой авторитет менеджера будет также обусловлен юридическим правом его служащих уйти с работы, если они не захотят работать с ним. Следовательно, большинство менеджеров полагаются на сочетание правового авторитета и авторитета роли. Как и авторитет роли, правовой авторитет можно использовать с позитивным результатом в деловых отношениях с другими людьми – поставщиками, потребителями, конкурентами и своими сотрудниками – через положительный пример и поощрения.

     Авторитет квалификации. Строится на особом умении, опыте или знании обладателя. Несомненно, он обладает своими достоинствами, но переоценка этого авторитета может повредить гибкости управления, и при условии успешного расширения бизнеса необходимо трансформировать авторитет квалификации, базирующийся на знании техники, в авторитет, основанный на знании управленческих функций.

   В реальной жизни всё это выливается в добровольное признание исключительности лидера, что характеризуется в неуклонном следовании за ним, копировании его действий и в целом его поведения.

     Лидер – существенное звено  социальной группы. Как только  на свет появляется какая – либо человеческая общность, в её структуре рождается свой лидер. По мере разрастания функций группы и расширения её сфер деятельности складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и «формальные»  и «неформальные» лидеры. Первые получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает всеобщее признание. Окружающие воспринимают такого лидера по четырём моделям:

   1.«Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, негодует и страдает: жизнь приносит ему и приятное и неприятное.

   2.«Лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим  поведение лидера становится предметом подражания.

   3.«Воплощение добродетелей». Считается, что лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой её социальные ценности  и готов их отстаивать.

   4.«Оправдание наших ожиданий». Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.

     Люди хотят, чтобы их лидер  был не только и не столько  профессионалом технократического  толка, ориентированным исключительно  на процесс  производства, а  прежде всего руководителем с  человеческим лицом, обладающим всей гаммой психических переживаний. В его деятельности на первом плане должна стоять ориентация на человека. Не каждому менеджеру дано стать лидером. Таковым может быть человек, обладающий вполне определёнными качествами:

Информация о работе Лидерство и авторитет