Лидерство и авторитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:33, курсовая работа

Описание

Менеджеру, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно уметь вести за собой подчинённых. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Формальный и неформальный лидер в современной
корпорации ……...............................................................................................5
Глава 2. Лидерство в действии……………………………………………..13
Глава 3. Стили лидерства..………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………….27
Приложение………………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

– честность – полная ясность по поводу соблюдения им общечеловеческой морали;

– интеллект – быстрота, гибкость и прогностичность ума: устойчивое внимание, умение владеть речью; любознательность;

– способность  понимать людей: умение вчувствоваться в поведение собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно;

– устойчивость – адекватная реакция на ситуацию: контроль над эмоциями; постоянство действий;

– уверенность в себе – стремление брать на себя ответственность:

осведомленность о своих достоинствах и недостатках; настойчивость в достижение цели;

– скромность в быту: отсутствие устремленности к роскоши;

 рационализм в обращение с вещами; склонность к самообслуживанию;

– эрудированность: широта и глубина в различных областях науки и техники; хорошая осведомленность в философии, политологии, истории; знания в области человековедения.

   Указанные выше качества являются становым хребтом  лидерского потенциала. Выявление степени выраженности этих качеств  и свойств личности осуществляется совокупностью различных методов:  наблюдением за деятельностью индивида, путем изучения продуктов его деятельности, а также с помощью личностных тестов. Каждый менеджер должен оценить наличие и характер названных качеств у себя лично. Результаты самооценки нужно положить в основу самовоспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции лидерства 

     Функциями лидерства являются:

    1 Работа лидера. Очень немногие задачи можно реализовать без участия в них людей. Эффективное управление группой, возможно, является основной работой лидера. Однако группы состоят из отдельных людей, так что эффективное управление группой предполагает умение управлять отдельными членами группы. Задачи часто требуют разбивки на ряд подзадач, каждая из которых имеет свои индивидуальные технические требования. Поэтому работа менеджера как лидера должна идти по трём направлениям:

– потребности задачи – обеспечение выполнения основной цели;

– потребности группы – создание, сохранение и мотивация группы на эффективное выполнение задачи поощрением групповой работы;

– индивидуальные потребности – осознание индивидуальных потребностей каждого и поддержание гармонии между  ними в достижении целей бизнеса.

   Если  свести работу лидера к этим трём основным элементам, основная цель лидера будет заключаться в достижение наилучшего баланса между людьми и целью, с тем чтобы успешно выполнять главную задачу.

     Эффективное лидерство предполагает  управленческое поведение, уравновешивающее  творческую воспитующую функцию  и более конструктивную контролирующую  функцию, но исключающее поведение, слишком снисходительное или слишком критическое и жесткое. В этих пределах наилучший баланс в любой данной ситуации будет зависеть от четырёх элементов – составляющих лидерства: лидера, группы, задачи и ситуации. Как правило, работу легче понять и заняться ею, если подразделить на ряд подзадач, что означает, что менеджер должен определить свои собственные цели достаточно точно.

   2 Деловые функции лидера. Поскольку практически все довольно крупные фирмы нуждаются в более структурированных системах управления, функция подавляющего большинства менеджеров – управлять и осуществлять намеченную политику. Функция лидера больше связана с планированием будущей политики, определённым настроем работающих и концентрацией своих усилий на бизнесе в целом. Хотя может возникнуть опасность того, что слишком усердные лидеры отдельных подразделений могут поставить интересы своей собственной группы выше интересов всего бизнеса в целом. Это следует учитывать по мере роста фирмы. Однако, как правило, большинство менеджеров, стоящих во главе крупных корпораций, объединяют роль лидера и управленческую роль и осуществляют несколько основных функций:

   – планирование;

   – организацию;

      – мотивацию;

      – контроль.

     Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции через призму неформального лидера.

Лидерство оказывается вкрапленным в систему  управления по трем направлениям:

1 организация и коррекция деятельности работников:

 – постановка ясных целей;

 – координация усилий;

 –  очерчивание результатов;

 – выполнение роли ведущего;

2 мотивирование деятельности подчиненных:

– воодушевление целенаправленного поведения;

– удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей;

– вселение уверенности;

– увлечение людей своим примером;

– создание групповой синергии (наглядный показ того, что совместная групповая деятельность – это нечто большее, чем арифметическая сумма индивидуальных усилий);

3 обеспечение представительства групп:

– представление интересов группы за её пределами;

– поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы;

– определение перспективы развития группы.

   Так, например, менеджеры должны уметь  определять задачи своей группы и  нацеливать группу на их выполнение. Кроме  того, хороший менеджер должен быть уверен, что группа обладает необходимыми качествами и возможностями для реализации поставленных задач. Однако менеджеру, стремящемуся к расширению своего бизнеса, не следует подходить к решению этих задач, просто анализируя наиболее прибыльные существенные товары и концентрируя на них своё внимание, ему необходимо также анализировать профиль наиболее выгодных потребителей и разрабатывать новые виды товаров для расширения их ассортимента на рынке.

   Одна  из важнейших функций лидерства  – поддержка начинаний персонала  и поощрение энтузиазма в работе. Наиболее эффективная движущая сила – передача полномочий. Это понятие включает выполнение конкретных дел и обязанностей с максимальной свободой в условленных границах. Именно свобода маневрирования и сфера эффективного управления  и контроля плюс усиленная энергия служащих делают передачу полномочий эффективным элементом лидерства. В этих целях, а также для повышения производительности современный менеджмент поощряет стили лидерства, способствующие активному участию в бизнесе большинства сотрудников.

   Всё сказанное даёт возможность сформулировать  рабочее определение функции  лидерства в менеджменте. Лидерство представляет собой существенный компонент деятельности менеджера, связанный с оказанием целенаправленного влияния на поведение отдельных лиц или целой рабочей группы; инструментами такого влияния выступают навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы. 
 
 

   Глава 2. Лидерство в действии 

   Поскольку лидерство присуще групповой  деятельности, а производство товаров осуществляется людьми, собранными в рабочие группы, то лидерство и менеджмент взаимообусловлены. Хотят организаторы производства или нет, но в любой рабочей группе неизбежно появляется и действует свой лидер. Он необходим группе как символ единении, как отец – наставник, как опора в сложном взаимодействии с руководством и другими рабочими группами. Появление лидера во всех ячейках человеческого сообщества неизбежно. Однако каково в целом влияние лидера на психологический климат и трудовой настрой рабочей группы?

   Теоретики и практики менеджмента давно  пришли к выводу о том, что процессом  лидерства нужно управлять. Сама процедура управления довольна проста:

   а) учёт психологических закономерностей  функционирования социальной группы (спонтанное проявление групповых реакций, реализация внутригрупповых целей, функционирование неформального лидера);

     б) учёт предписанных группе целей производства;

     в) создание комбинации из неформальных и навязанных действий (организация рабочей группы с чертами неформальной, переплетение внутренних и внешних целей; осуществление менеджером функций неформального лидера).

   Как известно, потенциал власти в деятельности менеджера является мощным фактором оказания влияния на подчиненных. Наделённый властью менеджер может требовать от подчинённых неукоснительного выполнения своих распоряжений и указаний. Функция власти проявляется в управлении через вполне определенные каналы, такие как:

  1. Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу и т.д.
  2. Власть влияния. Взаимодействие менеджера с влиятельными лицами (с шефом, с вышестоящими эшелонами руководства) дают ему косвенную силу власти. Подчинённые, общаясь со своими начальником, ощущают не только властную функцию непосредственного начальника, но и начальника, стоящего над ним. От того сила власти приобретает совокупный характер.
  3. Власть компетенции. Менеджер, в силу своей профессиональной подготовленности, наделяется правом выступать в качестве эксперта и «судьи» практически по всем вопросам производства. Подчинённые воспринимают это как разновидность власти.
  4. Власть информации. Люди постоянно испытывают потребность в самой различной информации. Менеджер регулирует доступ информации к своим подчиненным. Тем самым он осуществляет на них властное воздействие: какова информация, таков и характер деятельности людей.
  5. Власть должностного положения. Чем выше должностная позиция менеджера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчинённые, сталкиваясь с руководителем в процессе общения, прежде всего, имеют дело с должностью – бригадиром, мастером, начальником цеха, главным инженером и т.д. Процесс общения сначала здесь завязывается на вертикали (иерархии) подчинения и лишь потом, если менеджер проявит себя как лидер, - приобретает горизонтальную выраженность.
  6. Власть авторитета. Менеджер, пользующийся у подчинённых авторитетом, осуществляет свое влияние на них без демонстрации своей уполномоченности. Люди без протеста повинуются авторитетному руководителю.
  7. Власть награждать (и миловать). Люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможность награждать и миловать. Все хотят больше заработать, продвинуться по службе, пользоваться признанием. Человек, способный влиять на такие ценности, пользуется у людей признанием. Его власть может подняться до значительных высот.
 
 

Таблица 1. Степень зрелости рабочей группы и применение каналов власти 

Степень зрелости рабочей группы Высокая Средний показатель Низкая
IV III II I
Каналы

 власти

Компетенция Авторитет Награда Принуждение
Власть информации Власть  должностного положения Власть влияния
 

      Как видно из таблицы 1, любой менеджер имеет достаточно каналов для использования своей власти. Однако чтобы выступать в роли лидера и вести за собой людей, нужно пользоваться этой властью осмотрительно. Теоретики менеджмента рекомендуют здесь учитывать зрелость рабочей группы и опытность работников.

      Как видно, по степени зрелости всех работников делят на четыре группы. Использование каналов власти в процессе взаимодействия осуществляется в соответствии с указанной градацией.

   Подчинённые с низким уровнем зрелости, чтобы продуктивно осуществлять свою деятельность, нуждаются в постоянной коррекции. Менеджеру, наряду с другими средствами побуждения, приходится использовать здесь и силу принуждения. Однако следует иметь в виду, что применение санаций принуждения (выговор, штраф) – не самоцель. Такие действия менеджера должны подвести работников к осознанию того факта, что нежелание следовать «правилам игры» влечет для них большие затраты. Умело применяя рычаги принуждения, менеджер может легко добиться от подчиненных необходимой степени лояльности. Хотя обольщаться этим не стоит, так как гамма принуждения работает лишь по отношению к 10 - 12 % работников. Для основной же массы людей (продвинутых по степени зрелости) эффективно действуют другие каналы власти.

   На  переходном рубеже от первой фазы зрелости ко второй директивное управление, а также и принуждение бывают ещё  необходимы. Но здесь обнаруживает себя канал личных связей менеджера. Подчиненные, осознавшие связи и престиж руководителя за пределами своей группы, как бы добровольно отказываются от своей строптивости и принимают форму подчинения. На втором уровне зрелости они целиком переключаются на поиск вознаграждений. Менеджер должен пойти своим подчинённым навстречу.

Информация о работе Лидерство и авторитет