Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:33, курсовая работа
Менеджеру, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно уметь вести за собой подчинённых. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Формальный и неформальный лидер в современной
корпорации ……...............................................................................................5
Глава 2. Лидерство в действии……………………………………………..13
Глава 3. Стили лидерства..………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………….27
Приложение………………………………………………………………….28
– честность – полная ясность по поводу соблюдения им общечеловеческой морали;
– интеллект – быстрота, гибкость и прогностичность ума: устойчивое внимание, умение владеть речью; любознательность;
– способность понимать людей: умение вчувствоваться в поведение собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно;
– устойчивость – адекватная реакция на ситуацию: контроль над эмоциями; постоянство действий;
– уверенность в себе – стремление брать на себя ответственность:
осведомленность о своих достоинствах и недостатках; настойчивость в достижение цели;
– скромность в быту: отсутствие устремленности к роскоши;
рационализм в обращение с вещами; склонность к самообслуживанию;
– эрудированность: широта и глубина в различных областях науки и техники; хорошая осведомленность в философии, политологии, истории; знания в области человековедения.
Указанные
выше качества являются становым хребтом
лидерского потенциала. Выявление степени
выраженности этих качеств и свойств
личности осуществляется совокупностью
различных методов: наблюдением за
деятельностью индивида, путем изучения
продуктов его деятельности, а также с
помощью личностных тестов. Каждый менеджер
должен оценить наличие и характер названных
качеств у себя лично. Результаты самооценки
нужно положить в основу самовоспитания.
Функции
лидерства
Функциями лидерства являются:
1 Работа лидера. Очень немногие задачи можно реализовать без участия в них людей. Эффективное управление группой, возможно, является основной работой лидера. Однако группы состоят из отдельных людей, так что эффективное управление группой предполагает умение управлять отдельными членами группы. Задачи часто требуют разбивки на ряд подзадач, каждая из которых имеет свои индивидуальные технические требования. Поэтому работа менеджера как лидера должна идти по трём направлениям:
– потребности задачи – обеспечение выполнения основной цели;
– потребности группы – создание, сохранение и мотивация группы на эффективное выполнение задачи поощрением групповой работы;
– индивидуальные потребности – осознание индивидуальных потребностей каждого и поддержание гармонии между ними в достижении целей бизнеса.
Если свести работу лидера к этим трём основным элементам, основная цель лидера будет заключаться в достижение наилучшего баланса между людьми и целью, с тем чтобы успешно выполнять главную задачу.
Эффективное лидерство
2 Деловые функции лидера. Поскольку практически все довольно крупные фирмы нуждаются в более структурированных системах управления, функция подавляющего большинства менеджеров – управлять и осуществлять намеченную политику. Функция лидера больше связана с планированием будущей политики, определённым настроем работающих и концентрацией своих усилий на бизнесе в целом. Хотя может возникнуть опасность того, что слишком усердные лидеры отдельных подразделений могут поставить интересы своей собственной группы выше интересов всего бизнеса в целом. Это следует учитывать по мере роста фирмы. Однако, как правило, большинство менеджеров, стоящих во главе крупных корпораций, объединяют роль лидера и управленческую роль и осуществляют несколько основных функций:
– планирование;
– организацию;
– мотивацию;
– контроль.
Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции через призму неформального лидера.
Лидерство
оказывается вкрапленным в
1 организация и коррекция деятельности работников:
– постановка ясных целей;
– координация усилий;
– очерчивание результатов;
– выполнение роли ведущего;
2 мотивирование деятельности подчиненных:
– воодушевление целенаправленного поведения;
– удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей;
– вселение уверенности;
– увлечение людей своим примером;
– создание групповой синергии (наглядный показ того, что совместная групповая деятельность – это нечто большее, чем арифметическая сумма индивидуальных усилий);
3 обеспечение представительства групп:
– представление интересов группы за её пределами;
– поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы;
– определение перспективы развития группы.
Так, например, менеджеры должны уметь определять задачи своей группы и нацеливать группу на их выполнение. Кроме того, хороший менеджер должен быть уверен, что группа обладает необходимыми качествами и возможностями для реализации поставленных задач. Однако менеджеру, стремящемуся к расширению своего бизнеса, не следует подходить к решению этих задач, просто анализируя наиболее прибыльные существенные товары и концентрируя на них своё внимание, ему необходимо также анализировать профиль наиболее выгодных потребителей и разрабатывать новые виды товаров для расширения их ассортимента на рынке.
Одна
из важнейших функций лидерства
– поддержка начинаний
Всё
сказанное даёт возможность сформулировать
рабочее определение функции
лидерства в менеджменте.
Лидерство представляет
собой существенный
компонент деятельности
менеджера, связанный
с оказанием целенаправленного
влияния на поведение
отдельных лиц или целой
рабочей группы; инструментами
такого влияния выступают
навыки общения и личностные
качества менеджера,
отвечающие внешним
и внутренним потребностям
группы.
Глава
2. Лидерство в действии
Поскольку лидерство присуще групповой деятельности, а производство товаров осуществляется людьми, собранными в рабочие группы, то лидерство и менеджмент взаимообусловлены. Хотят организаторы производства или нет, но в любой рабочей группе неизбежно появляется и действует свой лидер. Он необходим группе как символ единении, как отец – наставник, как опора в сложном взаимодействии с руководством и другими рабочими группами. Появление лидера во всех ячейках человеческого сообщества неизбежно. Однако каково в целом влияние лидера на психологический климат и трудовой настрой рабочей группы?
Теоретики и практики менеджмента давно пришли к выводу о том, что процессом лидерства нужно управлять. Сама процедура управления довольна проста:
а)
учёт психологических
б) учёт предписанных группе целей производства;
в) создание комбинации из неформальных и навязанных действий (организация рабочей группы с чертами неформальной, переплетение внутренних и внешних целей; осуществление менеджером функций неформального лидера).
Как известно, потенциал власти в деятельности менеджера является мощным фактором оказания влияния на подчиненных. Наделённый властью менеджер может требовать от подчинённых неукоснительного выполнения своих распоряжений и указаний. Функция власти проявляется в управлении через вполне определенные каналы, такие как:
Таблица
1. Степень зрелости рабочей группы и применение
каналов власти
Степень зрелости рабочей группы | Высокая | Средний показатель | Низкая | |
IV | III | II | I | |
Каналы
власти |
Компетенция | Авторитет | Награда | Принуждение |
Власть информации | Власть должностного положения | Власть влияния |
Как видно из таблицы 1, любой менеджер имеет достаточно каналов для использования своей власти. Однако чтобы выступать в роли лидера и вести за собой людей, нужно пользоваться этой властью осмотрительно. Теоретики менеджмента рекомендуют здесь учитывать зрелость рабочей группы и опытность работников.
Как видно, по степени зрелости всех работников делят на четыре группы. Использование каналов власти в процессе взаимодействия осуществляется в соответствии с указанной градацией.
Подчинённые с низким уровнем зрелости, чтобы продуктивно осуществлять свою деятельность, нуждаются в постоянной коррекции. Менеджеру, наряду с другими средствами побуждения, приходится использовать здесь и силу принуждения. Однако следует иметь в виду, что применение санаций принуждения (выговор, штраф) – не самоцель. Такие действия менеджера должны подвести работников к осознанию того факта, что нежелание следовать «правилам игры» влечет для них большие затраты. Умело применяя рычаги принуждения, менеджер может легко добиться от подчиненных необходимой степени лояльности. Хотя обольщаться этим не стоит, так как гамма принуждения работает лишь по отношению к 10 - 12 % работников. Для основной же массы людей (продвинутых по степени зрелости) эффективно действуют другие каналы власти.
На переходном рубеже от первой фазы зрелости ко второй директивное управление, а также и принуждение бывают ещё необходимы. Но здесь обнаруживает себя канал личных связей менеджера. Подчиненные, осознавшие связи и престиж руководителя за пределами своей группы, как бы добровольно отказываются от своей строптивости и принимают форму подчинения. На втором уровне зрелости они целиком переключаются на поиск вознаграждений. Менеджер должен пойти своим подчинённым навстречу.