Лидерство и стиль управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:

- определить сущность и роль лидерства на предприятии, а также выявить особенности лидерских отношений;

- проанализировать современные модели лидерства;

Содержание

Введение 3
Лидерство
4
Сущность лидерства.
4
Отличие лидера от менеджера
5
Основные подходы к изучению проблемы в лидерстве.
7
Подход с позиции личных качеств.
7
Поведенческий подход.
8
Ситуационные теории лидерства.
8
Ситуационная модель Фидлера.
8
Подход Митчела и Хауса « путь- цель».
9
Теория жизненного цикла Херси и Бланшера
10
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
11
Стиль управления.
12
Классификация стилей руководства.
14
«Одномерные» стили руководства.
14
Система Дугласа Мак Грегора.
14
Модель К. Левина.
15
«Многомерные» стили руководства.
17
Заключение. 18
Приложение. 20
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 67.91 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

Белорусский государственный университет физической культуры

ИНСТИТУТ  ТУРИЗМА

Кафедра туризма и гостеприимства 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине « Основы менеджмента»

На тему « Лидерство и стиль управления предприятием» 
 
 
 
 
 

                                                                              

                                                      
 

Курсовая  работа защищена на оценку

______  «______»____________2011г. 
 
 
 
 

Минск 2011г.

Содержание. 

Введение 3
  1. Лидерство
4
    1. Сущность лидерства.
4
    1. Отличие лидера от менеджера
5
    1. Основные подходы к изучению проблемы в лидерстве.
7
      1. Подход с позиции личных качеств.
      1. Поведенческий подход.
    1. Ситуационные теории лидерства.
      1. Ситуационная модель Фидлера.
      1. Подход Митчела и Хауса « путь- цель».
      1. Теория жизненного цикла Херси и Бланшера
10
      1. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
11 
  1. Стиль управления.
12           
  1. Классификация стилей руководства.
14 
    1. «Одномерные» стили руководства.
14
      1. Система Дугласа Мак Грегора.
14 
      1. Модель К. Левина.
15 
    1. «Многомерные» стили руководства.
17
Заключение. 18
Приложение. 20
Список  литературы.
    24
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

        При переходе к рынку происходит  медленный отход от иерархического  управления, жесткой системы административного  воздействия, практически неограниченной  исполнительной власти к рыночным  взаимоотношениям, базирующимся на  экономических методах. Исходя  из этого, становится необходимым  новый подход к приоритетам.  Главное внутри принципиально  организации - работники, а за  ее пределами – потребители  продукции. Необходимо повернуть  сознание работающего к потребителю,  а не к начальнику; к прибыли,  а не к расточительству; к  инициативе и не к бездумному  исполнению. Следует прейти к  социальным нормам, базирующимся  на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

     Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Достижение  цели подразумевало решение следующих  поставленных задач:

-    определить сущность и роль  лидерства на предприятии, а  также выявить особенности лидерских  отношений;

-  проанализировать современные модели лидерства;

          Предмет исследования. Изучение ситуационных подходов к эффективному лидерству.

     Теоретическая и методологическая основа исследования.  Достижения

отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая  и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также  международная практика. 
 
 
 

                             1.Лидерство.

1.1. Сущность  лидерства

    Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1. Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-н. группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-н. коллективе. Политический л. 2. Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в состязании. Л. турнира. Гонка за лидером (в велоспорте: вслед за идущим впереди мотоциклом). 3. Корабль, возглавляющий колонну, группу судов. II прил. лидерский, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.; разг.).[11]

     В менеджменте лидерство является ключевой  ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.    Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. [1,с.302]

    Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае

влияние на подчиненных оказывается с  позиций занимаемой должности. Процесс  влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы  получил название неформального  лидерства.   Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти:  личностной и  организационной.   Решение проблем, возникающих перед группами людей  при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве  этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные  задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации  имеет и слабые стороны:

·     проведение организационных изменений  зависит только от мнения всего

одного  человека;

·     достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда

соответствует интересам остальных членов организации;

·    уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом  лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного  лидера являются:

·     видение ситуации в целом;

·     способность к коммуникациям;

·     доверие сотрудников;

·     гибкость при принятии решений.[10,стр.320]

   Таким образом,  следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

                               1.2. Отличие лидера от менеджера                    

   Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим

организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.

   Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

     Руководитель коллектива назначается  извне, вышестоящим руководством,

получает  соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер (вроде тех, что в свое время обнаружил Э. Мэйо в хоторнском эксперименте), право на их применение нигде  официально не зафиксировано.

    Здесь следует обратить внимание  еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из

людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как. А вот  в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается  на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет. [4,стр.237]

   Короче говоря, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

     Во-первых, и руководство, и лидерство  являются средством координации,

организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как  уже говорилось, в системе формальных,  официальных отношений,  а другой — в системе отношений неформальных, неофициальных.

     Во-вторых, оба феномена реализуют  процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) — по неофициальным.

     В-третьих, обоим феноменам присущ  момент известной субординации отношений.[4,стр.238]

    Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен

должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее

заметно и уж заранее никак не очерчено.

   И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

    Таким образом, необходимо еще  раз сказать,  что отличие понятие  лидера от менеджера достаточно  велико. Менеджер, как правило, всегда  лидер. Лидер же не обязан  быть менеджером. Лидерство встречается  как в формальных отношениях, так и не в формальных.  Чего  нельзя сказать о менеджменте.[1,стр.309]

        1.3. Основные  подходы к изучению проблемы в лидерстве       

Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы

побудить  их работать для достижения целей. Имеется  множество средств, с

помощью которых можно оказывать влияние  на других и вести людей за собой. Какие средства влияния и стили  поведения показали себя  наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?

1.3.1.    Подход с позиции личных качеств.

      Согласно личностной теории лидерства,  лучшие из руководителей обладают  определенным набором общих для  всех личных качеств. Развивая  эту мысль, можно утверждать, что  если бы эти качества могли  быть выявлены, люди могли бы  научиться воспитывать их в  себе и тем самым становиться  эффективными руководителями.  Некоторые  из этих изученных черт - это  уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность,  здравый смысл, инициативность, социальное  и экономическое образование  и высокая степень уверенности  в себе. Однако, изучение личных  качеств продолжает давать противоречивые  результаты.

Информация о работе Лидерство и стиль управления предприятием