Лидерство и стиль управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:

- определить сущность и роль лидерства на предприятии, а также выявить особенности лидерских отношений;

- проанализировать современные модели лидерства;

Содержание

Введение 3
Лидерство
4
Сущность лидерства.
4
Отличие лидера от менеджера
5
Основные подходы к изучению проблемы в лидерстве.
7
Подход с позиции личных качеств.
7
Поведенческий подход.
8
Ситуационные теории лидерства.
8
Ситуационная модель Фидлера.
8
Подход Митчела и Хауса « путь- цель».
9
Теория жизненного цикла Херси и Бланшера
10
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
11
Стиль управления.
12
Классификация стилей руководства.
14
«Одномерные» стили руководства.
14
Система Дугласа Мак Грегора.
14
Модель К. Левина.
15
«Многомерные» стили руководства.
17
Заключение. 18
Приложение. 20
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 67.91 Кб (Скачать документ)

классификации стилей руководства. Существует два  подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному  подходу относятся «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким  – то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и  либерально-попустительский.

     Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический).

     Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).[4,стр243]

                        3.1.1.Система Дугласа Мак Грегора

    Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с рассмотрения системы Дугласа Мак Грегора. Его труды по практическому управлению содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться отвечать требованиям своего руководства и выполнять возложенные на него задачи.

    Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа теория Х, а другая теория У.

Теория  Х описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции

директивных, авторитарных методов управления, так  как относится к своим

подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они  выражают свое отношение следующим  образом.  Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует автократичный стиль управления.

     Теория У. Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде.

       В рамках «одномерных» стилей управления можно рассматривать две модели.

      Классическая модель классификации стилей руководства, предложенная К. Левиным и альтернативная ей модель классификации стилей Лайкерта. Рассмотрим и произведем анализ данных моделей. Модель К. Левина основана на том, что главная роль при классификации стилей руководства была отдана свойствам личности и особенностям характера руководителя. В модели Лайкерта в эту основу положен ориентир руководителя либо на работу, либо на человека. [7,с.352]

    Обе рассматриваемые модели относятся к поведенческому подходу, который создал основу для классификации стилей руководства. Эффективность руководства согласно этому подходу определяется тем, как относится менеджер к своим подчиненным.

3.1.2. Модель К. Левина

     Исследования, проведенные К. Левиным  и его коллегами, были проведены  раньше, чем М. Грегор разделил  действия и поведение  руководителей  на две теории.

   Рассмотрим основные стили руководства,  которые выделил в своих исследованиях К. Левин:

    Aвторитарный (директивный) - централизация власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных, сковывая их инициативу. Подчиненным известны лишь непосредственные, ближайшие цели, они получают минимум необходимой информации. Контроль основан на силе власти руководителя.    Голос   руководителя    всегда решающий, критика в его адрес пресекается. [4,стр.240]

   Демократический (коллегиальный) - основан на том, что руководитель децентрализует свою управленческую власть. Принимая решение, он консультируется с подчиненными, которые получают возможность принимать участие в выработке решения. Подчиненные получают достаточно информации о перспективах своей работы. Широко практикуется делегирование функций и полномочий. Инициатива всячески стимулируется.  
    Либеральный (попустительский, анархический) - характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Обычно он пускает все дела на самотек, реагируя лишь тогда, когда на него оказывается давление либо снизу либо сверху.рис.6[4,стр.242]  
    Эффективность применения различных стилей руководства определяется их достоинствами и недостатками и зависит от конкретной ситуации. На основании этого Ф. Фидлер ввел понятие "ситуационного" стиля руководства, который и является самым эффективным.рис.7[4,стр.244]  
     Так, например, среди достоинств авторитарного стиля можно назвать:

 обеспечивает четкость и оперативность управления, создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей, минимизирует время принятия решений, в малых организациях   обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий, не требует особых материальных затрат, в "молодых", недавно созданных, предприятиях позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления и пр.

    Демократический стиль позволяет: стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей, успешнее решать инновационные, нестандартные задачи, эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда, включить психологические механизмы трудовой мотивации, повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом, создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т.д. [21]

     Авторитарный, демократический и  либеральный стили управления  не имеют между собой барьера,  и на деле плавно переходят  друг в друга, образуя непрерывную  цепочку.

3.2. «Многомерные» стили руководства

    В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Выражением этого являются  «многомерные» стили управления, которые представляют комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других.

      Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, который

основывается  на двух подходах. Один из них ориентируется  на создание в

коллективе  благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических  условий, при которых человек  полно сможет раскрыть свои способности.[10,стр.314]    

       Рассмотрев разные классификации стилей руководства, можно лишь отметить, что каждый стиль подбирается под конкретную ситуацию. Невозможно выделить «универсальный» стиль – можно лишь подобрать оптимальный стиль для организации и конкретной ситуации. 
 
 
 
 
 
 

                              Заключение

   Руководство необходимо, так же  как и лидерство. Человек может  не быть лидером по натуре, но при этом он может великолепно  руководить предприятием. Лидерство  скорее заражает идеей и ведёт  за собой, чем управляет людьми.  Такая политика хороша для  многих сфер жизни человека, но  вместе с тем, например, в армии  важно авторитарное руководство,  потому что данная структура  подразумевает жёсткое подчинение  приказам, и не предполагает отказов  выполнять указание.

   В школе, в тот период, когда  становление характера ещё не  завершилось авторитарный стиль  руководства (конечно менее строгий,  чем в армии и, часто граничащий  с демократическим) так же важен.  Дети -- это будущее страны и  они ещё не готовы принимать  верные решения самостоятельно.

Возможно  единственным стилем, который не возможно оправдать является либеральный (попустительский), потому что основная задача руководителя и лидера -- управлять массами, а данный стиль об этом «забывает».

     Руководство и лидерство, к  сожалению, являются разными понятиями,  но к руководящим постам в  условиях рыночной экономики  всё чаще приходят люди, являющиеся  о натуре лидерами. Возможно, что  через несколько лет эти понятия  срастутся и различий уже не  будет. 

      Проведенные исследования показали, что в  своей практической  деятельности руководители не  используют один устоявшийся  стиль руководства. Они вынуждены  его постоянно корректировать  в соответствии с изменяющимися  как внутренними, так и внешними  условиями. Сейчас руководители  должны больше внимания уделять  человеческим качествам своих  подчиненных, их преданности фирме  и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения  и постоянные перемены, характерные  сегодня почти для всех отраслей  производства вынуждают руководителей  быть постоянно готовыми к  проведению технических и организационных  реформ, а так же к изменению  стиля руководства. Используя  рассмотренные в данной работе  модели, которые изучались различными  исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать,  подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.  Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой. 

     Таким образом, можно сделать  вывод, что лидерство, являясь ведущим положением в области неформальных отношений, оказывает серьезное влияние на успешность деятельности руководителя. Наибольших успехов организация добивается в случае, если руководитель, занимая должность, при этом является ещё и лидером.                    

      Искусство руководителя заключается в сочетании формального и неформального лидерства. Если происходит перекос в одну из сторон, то эффективность управления падает.

      Между лидером и менеджером существуют различия, но лидер, занимая функциональное место управленца в организации, может сохранить свою лидирующую позицию, так как есть и общее между ними.                                     При работе в команде лидеры не являются помехой к ее эффективной работе, потому что существует ролевая структура лидерства.

      В многообразии стилей руководства лидеру предстоит выбрать оптимальный стиль для достижения поставленных целей.                                   Рассмотрев разные стили руководства, можно лишь отметить, что каждый стиль подбирается под конкретную ситуацию. Невозможно выделить «универсальный» стиль. Можно лишь подобрать наиболее подходящий для

конкретной  организации.     
 
 

     Приложение:

АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.
AII. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений - представление необходимой информации, а не поиск и оценка альтернативных решений.
CI. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
СII. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
     G2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь влиять на группу, чтобы она приняла “ваше” решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

Информация о работе Лидерство и стиль управления предприятием