Лидерство в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание

Работа посвящена лидерству в управленческой деятельности, изучению качеств современного лидера, а так же анализу возникающих проблем при столкновении двух лидеров (формального и неформального).

Содержание

Введение
Глава I. Теоретика – методологические основы лидерства в управленческой деятельности
1.1 Лидерство: определение и сущность
1.2 Характеристика и особенности лидера и менеджера: основные различия
1.3 Качества современного лидера и основные стили лидерского управления
Глава II. Анализ лидерства в туристической фирме
2.1 Краткая характеристика туристической фирмы
2.2 Анализ лидерства в туристической компании
Глава III. Разработка рекомендаций и предложений для туристической фирмы
3.1 Рекомендации по решению сложившейся проблемы
3.2Результаты внедрений предложений и рекомендаций
3.3 Необходимые изменения и расчет затрат
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство культуры Российской Федерации.docx

— 66.61 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..4

Глава I. Теоретика – методологические основы лидерства в управленческой деятельности

1.1 Лидерство:  определение и сущность …………………………………..6

1.2 Характеристика  и особенности лидера и менеджера:  основные различия ……………………………………………………………………...7

1.3 Качества  современного лидера и основные  стили лидерского управления  …………………………………………………………………13

Глава II.  Анализ лидерства в туристической фирме

2.1 Краткая  характеристика туристической фирмы  ……………………..27

2.2 Анализ  лидерства в туристической компании  ……………………..30

Глава III. Разработка рекомендаций и предложений для туристической фирмы

3.1 Рекомендации по решению  сложившейся проблемы ……………….33

3.2Результаты  внедрений предложений и рекомендаций  ………………36

3.3 Необходимые  изменения и расчет затрат  ……………………………38

Заключение ………………………………………………………………………40

Список используемой литературы ……………………………………………..42

 

 

Введение

 

Работа  посвящена лидерству в управленческой деятельности, изучению качеств современного лидера, а так же анализу возникающих  проблем при столкновении двух лидеров (формального и неформального).

Актуальность  темы – в современных организациях, со сложной организационной структурой возникает  повышенная потребность  в лидерах. Рыночная динамика не дает расслабиться. Для того что бы постоянно  поддерживать свою конкурентоспособность, компании нуждаются в грамотном  и эффективном лидерстве. В человеке или группе людей  способных моментально  реагировать на любые внешние  и внутренние изменения, предлагать и осуществлять инновационные пути развития компании, а так же мотивировать и управлять сотрудниками . Поэтому  в последние десятилетия бизнес столкнулся с необходимостью создания такой корпоративной культуры, которая  всячески способствует развитию лидерских  качеств.

Для российских компаний тема лидерства имеет особую важность. Проблема становится особенно актуальной еще и потому, что российским компаниям все чаще приходится сталкиваться с иностранными конкурентами как на российском, так и на зарубежных рынках. При этом у международных компаний есть не только преимущество в области функционального менеджмента — у них за плечами еще и многолетний опыт осмысления и развития лидерского потенциала. Настал момент, когда российским предприятиям, желающим сохранить и укрепить свою конкурентоспособность, нужно начинать систематически работать над развитием лидерства.

Цель  работы – на основе изучения теории и практики разработать рекомендации по решению проблем лидерства в анализируемой организации, а именно в туристической фирме.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие лидерства;
    2. Изучить основные лидерские качества и их стили управления;
    3. Проанализировать деятельность туристической фирмы.

Объект  исследования - туристическая фирма  «Вокруг света».

Предмет исследования – влияние проблем лидерства на работу и развитие фирмы.

Практическая  значимость состоит в том, что  результаты проведенного исследования могут быть использованы руководителями организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма. Практические результаты, полученные в данном исследовании, показывают наличие или отсутствие лидерства в фирме, и эффективность его использования.

Научная новизна заключается в анализе  и разработки рекомендаций по решению  проблемы столкновения неформального  и формального лидерства.

Степень изученности темы на сегодняшний  день мала, особенно в российском бизнесе, но есть основания полагать, что  её развитие будет продолжаться. К  настоящему времени накоплен значительный теоретический материал, а практический материал практически отсутствует, особенно материал связанный с анализом развития лидерства в российских компаниях. Изучением данной темы занимаются такие авторы как: Блайт Мак –  Гарви, Джеффри А. Креймс, Манфред  Кетс де Вриес, Дж. О'Лохлин.  Кроме  того данные вопросы освещаются в  периодических изданиях: «Проблемы  теории и практики управления», «Менеджмент  в России и за рубежом», «Маркетинг»  и др. В работе также использовались интернет-ресурсы.

Курсовая  работа структурирована в соответствии с требованиями кафедры управления экономики и социально-культурной сферы, и содержит три главы, введение, заключение и список используемых источников.

 

Глава I. Теоретика – методологические основы         лидерства в управленческой деятельности

 

1.1 Лидерство: определение и сущность

 

В современном  мире, где преобладают корпорации со сложной организационной структурой, возникает повышенная потребность  в лидерах. Рыночная динамика не дает расслабиться. Те формулы успеха, что  действовали еще вчера, сегодня  себя изживают. В итоге, если сегодня  действовать вчерашними методами или  даже чуть лучше, — это не приведет к успеху.  Перед компаниями встает задача выдержать натиск перемен  и суметь сохранить свою конкурентоспособность  в постоянно меняющихся условиях. А чем серьезнее изменения, тем  больше потребность в эффективном  лидерстве. Поэтому в последние  десятилетия бизнес столкнулся с  необходимостью создания такой корпоративной  культуры, которая всячески способствует развитию лидерских качеств.

 Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. Но не смотря на то, что вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен, систематичное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

До настоящего времени не сформулированы не только общепризнанные критерии, на основе которых  можно выделить лидеров среди  остальных членов группы или организации, но и критерии, позволяющие разграничить эффективных и неэффективных  лидеров. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Стогдилл (Stogdill, 1974) отмечал, что определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений  данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и  Ф.Массарик определяли лидерство как  межличностное взаимодействие, проявление в определенной ситуации с помощью  коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или  целей. Г.Кунц и С.О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей  цели. П.Друкер: “Лидерство - это способность  поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких  стандартов, а также способность  формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки”.

Лидерство имеет множество определений  и часто его приравнивают к  понятию менеджер. Менеджер и лидер: есть ли разница? Это и попытается рассмотреть автор в следующем  параграфе.

 

1.2 Характеристика и особенности  лидера и менеджера: основные различия

Понятия «лидерство» и «менеджмент» далеко не всегда тождественны, но суть их различий большинство людей представляют себе неправильно. В лидерстве нет  ничего мистического и загадочного. Это не привилегия узкого круга избранных. Лидерство не обязательно важнее менеджмента, и одно не заменяет другое.

«Не чини то, что работает»,- этот совет прекрасно  отражает образ мышления менеджеров. Лидеры верят в другую истину: «Пока  нет ни каких поломок, у тебя есть редкая возможность все подправить». Что бы быть менеджером, не требуется  гениальности или  героизма. Нужна  лишь настойчивость, трезвость мышления, усердие аналитические способности  и, наверное, самое важное, терпение и доброжелательность. Лидеров же наделяют мистическими чертами, только великие люди могут нести бремя  власти и связанные с ней трудности.

На самом  деле лидерство и менеджмент в  компании — две отдельные, дополняющие  друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные  для нее виды деятельности. Для  успеха компании в современном деловом  мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.

Лидерство служит дополнением к менеджменту, а не заменяет его. Однако, развивая в своих сотрудниках способность  к лидерству, главы компаний не должны забывать, что сильный лидер, но слабый менеджер — ничуть не лучше (а то и хуже), чем наоборот. Действительно, это задача не из легких — сочетать умелое лидерство с грамотным  менеджментом и использовать их как  две взаимодополняющие силы.

Разумеется, не каждый способен одновременно быть отличным лидером и грамотным менеджером. У некоторых людей — настоящий талант к управленческой работе, но не хватает лидерских качеств. Другие обладают явными задатками лидера, но по разным причинам не способны стать эффективными менеджерами. Если руководитель достаточно умен, то в его компании будут ценить и тех и других и постараются, чтобы эти талантливые люди стали частью коллектива.

Компаниям необходимо найти способ обучать  грамотных менеджеров и одновременно воспитывать талантливых лидеров. Без крепкой организационной  структуры даже лидеры с самыми блестящими идеями окажутся не у дел. Они будут  работать вхолостую, только обманывая  ожидания сослуживцев и не добиваясь  никаких заметных результатов. Но важна  и другая предпосылка: предпринимательская  культура, которая формируется, когда  у руля организации стоит истинный лидер. Если ее нет, то даже компаниям  с самой безукоризненной структурой управления грозит застой и потеря конкурентоспособности.

Рассмотрим  разницу между лидерством и менеджментом.

Менеджмент  в компаниях имеет дело с управлением  сложными структурами. Он состоит из формальных управленческих методов  и процедур. В отсутствие грамотного менеджмента хаос охватит эти  сложные предприятия настолько, что поставит под угрозу само их существование. Умелый менеджмент вносит в основные показатели деятельности компании, такие как качество и  прибыльность продукции, известную  долю упорядоченности и последовательности.

Что же касается лидерства, то оно связано, прежде всего, с умением достойно справляться  с переменами. В последние годы лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир  отличается крайне жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью.

Чтобы успешно  управлять сложной структурой, менеджеры  компании прежде всего осуществляют планирование и формирование бюджета  — иначе говоря, ставят перед  фирмой цели на будущее (как правило, на ближайший месяц или год), подробно определяют этапы на пути к их достижению и затем распределяют ресурсы  для осуществления этих планов. Что же касается лидеров, призванных совершить конструктивные организационные изменения, то их работа начинается с выбора курса развития — создания желаемого образа компании в будущем (часто весьма отдаленном), а также разработки стратегий для осуществления необходимых мер, чтобы воплотить этот образ в жизнь.

Переходя  к осуществлению своего плана, менеджеры  уделяют основное внимание организации  и подбору персонала компаний — то есть создают организационную  структуру и определяют должности, необходимые для выполнения намеченной по плану работы, подбирают квалифицированные  кадры, знакомят их с деталями плана, распределяют обязанности и учреждают  систему контроля за ходом работ. Лидеры же начинают совсем с другого  — с поиска союзников. Это значит, что о новом курсе развития сообщается всем, кто сможет помочь собрать единомышленников, верящих  в мечту о лучшем будущем компании и полных решимости сделать ее реальностью.

Лидер вдохновляет, а менеджер проверяет и решает проблемы.

Поскольку основная функция лидера — быть проводником изменений, особое значение приобретает умение вызвать в  людях энтузиазм. Именно он помогает преодолеть неизбежные барьеры на пути к организационным преобразованиям. Выбор стратегического курса  задает курс развития, а способность  убедить людей стать вашими союзниками побуждает их сознательно встать на этот путь. Точно так же верная мотивация дает людям уверенность  в том, что у них хватит сил  преодолеть все преграды.

Логика  менеджера иная. Он берет на себя функцию контроля: сравнивает реальное состояние компании с тем, которое  должно быть, и при наличии отклонений от плана принимает корректирующие меры

Лидерство — это нечто совсем другое. Воплощение в жизнь грандиозных замыслов всегда требует особого прилива  энергии. Мотивируя и вдохновляя людей, лидеры вызывают в них энтузиазм. Но происходит это не за счет того, что  работников принуждают двигаться в  нужном направлении, как это делает менеджер в рамках процедуры дисциплинарного контроля. Все дело в том, что призывы лидера позволяют людям удовлетворять такие естественные человеческие потребности, как стремление к достижениям, необходимость испытывать чувство причастности к общему делу и самоуважение, жажда общественного признания, желание чувствовать себя хозяином своей судьбы и иметь возможность жить в соответствии со своими идеалами. Эти призывы проникают в глубину души и вызывают в нас энергичный отклик. Если лидер хочет добиться успеха, он должен уметь облекать свои мысли в зажигательные речи, способные вызывать в людях энтузиазм, и только после этого может делать выбор и решать, как именно эти идеалы будут воплощаться в жизнь.

Информация о работе Лидерство в управленческой деятельности