Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:50, курсовая работа
Работа посвящена лидерству в управленческой деятельности, изучению качеств современного лидера, а так же анализу возникающих проблем при столкновении двух лидеров (формального и неформального).
Введение
Глава I. Теоретика – методологические основы лидерства в управленческой деятельности
1.1 Лидерство: определение и сущность
1.2 Характеристика и особенности лидера и менеджера: основные различия
1.3 Качества современного лидера и основные стили лидерского управления
Глава II. Анализ лидерства в туристической фирме
2.1 Краткая характеристика туристической фирмы
2.2 Анализ лидерства в туристической компании
Глава III. Разработка рекомендаций и предложений для туристической фирмы
3.1 Рекомендации по решению сложившейся проблемы
3.2Результаты внедрений предложений и рекомендаций
3.3 Необходимые изменения и расчет затрат
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретика – методологические основы лидерства в управленческой деятельности
1.1 Лидерство:
определение и сущность …………………
1.2 Характеристика
и особенности лидера и
1.3 Качества
современного лидера и
Глава II. Анализ лидерства в туристической фирме
2.1 Краткая
характеристика туристической
2.2 Анализ
лидерства в туристической
Глава III. Разработка рекомендаций и предложений для туристической фирмы
3.1 Рекомендации по решению сложившейся проблемы ……………….33
3.2Результаты
внедрений предложений и
3.3 Необходимые изменения и расчет затрат ……………………………38
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………..42
Введение
Работа
посвящена лидерству в
Актуальность
темы – в современных организациях,
со сложной организационной
Для российских компаний тема лидерства имеет особую важность. Проблема становится особенно актуальной еще и потому, что российским компаниям все чаще приходится сталкиваться с иностранными конкурентами как на российском, так и на зарубежных рынках. При этом у международных компаний есть не только преимущество в области функционального менеджмента — у них за плечами еще и многолетний опыт осмысления и развития лидерского потенциала. Настал момент, когда российским предприятиям, желающим сохранить и укрепить свою конкурентоспособность, нужно начинать систематически работать над развитием лидерства.
Цель работы – на основе изучения теории и практики разработать рекомендации по решению проблем лидерства в анализируемой организации, а именно в туристической фирме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования - туристическая фирма «Вокруг света».
Предмет исследования – влияние проблем лидерства на работу и развитие фирмы.
Практическая значимость состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы руководителями организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма. Практические результаты, полученные в данном исследовании, показывают наличие или отсутствие лидерства в фирме, и эффективность его использования.
Научная новизна заключается в анализе и разработки рекомендаций по решению проблемы столкновения неформального и формального лидерства.
Степень изученности темы на сегодняшний день мала, особенно в российском бизнесе, но есть основания полагать, что её развитие будет продолжаться. К настоящему времени накоплен значительный теоретический материал, а практический материал практически отсутствует, особенно материал связанный с анализом развития лидерства в российских компаниях. Изучением данной темы занимаются такие авторы как: Блайт Мак – Гарви, Джеффри А. Креймс, Манфред Кетс де Вриес, Дж. О'Лохлин. Кроме того данные вопросы освещаются в периодических изданиях: «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг» и др. В работе также использовались интернет-ресурсы.
Курсовая
работа структурирована в соответствии
с требованиями кафедры управления
экономики и социально-
Глава I. Теоретика – методологические основы лидерства в управленческой деятельности
1.1 Лидерство: определение и сущность
В современном
мире, где преобладают корпорации
со сложной организационной
Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. Но не смотря на то, что вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен, систематичное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
До настоящего времени не сформулированы не только общепризнанные критерии, на основе которых можно выделить лидеров среди остальных членов группы или организации, но и критерии, позволяющие разграничить эффективных и неэффективных лидеров. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Стогдилл (Stogdill, 1974) отмечал, что определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься.
В ходе изучения
проблемы лидерства учеными было
предложено много различных определений
данного понятия. Согласно Дж. Терри,
лидерство - это воздействие на группы
людей, побуждающее их к достижению
общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и
Ф.Массарик определяли лидерство как
межличностное взаимодействие, проявление
в определенной ситуации с помощью
коммуникационного процесса и направленное
на достижение специфической цели или
целей. Г.Кунц и С.О'Доннелл считают,
что лидерство связано с
Лидерство имеет множество определений и часто его приравнивают к понятию менеджер. Менеджер и лидер: есть ли разница? Это и попытается рассмотреть автор в следующем параграфе.
1.2 Характеристика и особенности лидера и менеджера: основные различия
Понятия «лидерство» и «менеджмент» далеко не всегда тождественны, но суть их различий большинство людей представляют себе неправильно. В лидерстве нет ничего мистического и загадочного. Это не привилегия узкого круга избранных. Лидерство не обязательно важнее менеджмента, и одно не заменяет другое.
«Не чини
то, что работает»,- этот совет прекрасно
отражает образ мышления менеджеров.
Лидеры верят в другую истину: «Пока
нет ни каких поломок, у тебя есть
редкая возможность все подправить».
Что бы быть менеджером, не требуется
гениальности или героизма. Нужна
лишь настойчивость, трезвость мышления,
усердие аналитические
На самом деле лидерство и менеджмент в компании — две отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.
Лидерство
служит дополнением к менеджменту,
а не заменяет его. Однако, развивая
в своих сотрудниках
Разумеется, не каждый способен одновременно быть отличным лидером и грамотным менеджером. У некоторых людей — настоящий талант к управленческой работе, но не хватает лидерских качеств. Другие обладают явными задатками лидера, но по разным причинам не способны стать эффективными менеджерами. Если руководитель достаточно умен, то в его компании будут ценить и тех и других и постараются, чтобы эти талантливые люди стали частью коллектива.
Компаниям
необходимо найти способ обучать
грамотных менеджеров и одновременно
воспитывать талантливых
Рассмотрим разницу между лидерством и менеджментом.
Менеджмент
в компаниях имеет дело с управлением
сложными структурами. Он состоит из
формальных управленческих методов
и процедур. В отсутствие грамотного
менеджмента хаос охватит эти
сложные предприятия настолько,
что поставит под угрозу само их
существование. Умелый менеджмент вносит
в основные показатели деятельности
компании, такие как качество и
прибыльность продукции, известную
долю упорядоченности и
Что же касается лидерства, то оно связано, прежде всего, с умением достойно справляться с переменами. В последние годы лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир отличается крайне жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью.
Чтобы успешно управлять сложной структурой, менеджеры компании прежде всего осуществляют планирование и формирование бюджета — иначе говоря, ставят перед фирмой цели на будущее (как правило, на ближайший месяц или год), подробно определяют этапы на пути к их достижению и затем распределяют ресурсы для осуществления этих планов. Что же касается лидеров, призванных совершить конструктивные организационные изменения, то их работа начинается с выбора курса развития — создания желаемого образа компании в будущем (часто весьма отдаленном), а также разработки стратегий для осуществления необходимых мер, чтобы воплотить этот образ в жизнь.
Переходя к осуществлению своего плана, менеджеры уделяют основное внимание организации и подбору персонала компаний — то есть создают организационную структуру и определяют должности, необходимые для выполнения намеченной по плану работы, подбирают квалифицированные кадры, знакомят их с деталями плана, распределяют обязанности и учреждают систему контроля за ходом работ. Лидеры же начинают совсем с другого — с поиска союзников. Это значит, что о новом курсе развития сообщается всем, кто сможет помочь собрать единомышленников, верящих в мечту о лучшем будущем компании и полных решимости сделать ее реальностью.
Лидер вдохновляет, а менеджер проверяет и решает проблемы.
Поскольку
основная функция лидера — быть
проводником изменений, особое значение
приобретает умение вызвать в
людях энтузиазм. Именно он помогает
преодолеть неизбежные барьеры на пути
к организационным
Логика менеджера иная. Он берет на себя функцию контроля: сравнивает реальное состояние компании с тем, которое должно быть, и при наличии отклонений от плана принимает корректирующие меры
Лидерство — это нечто совсем другое. Воплощение в жизнь грандиозных замыслов всегда требует особого прилива энергии. Мотивируя и вдохновляя людей, лидеры вызывают в них энтузиазм. Но происходит это не за счет того, что работников принуждают двигаться в нужном направлении, как это делает менеджер в рамках процедуры дисциплинарного контроля. Все дело в том, что призывы лидера позволяют людям удовлетворять такие естественные человеческие потребности, как стремление к достижениям, необходимость испытывать чувство причастности к общему делу и самоуважение, жажда общественного признания, желание чувствовать себя хозяином своей судьбы и иметь возможность жить в соответствии со своими идеалами. Эти призывы проникают в глубину души и вызывают в нас энергичный отклик. Если лидер хочет добиться успеха, он должен уметь облекать свои мысли в зажигательные речи, способные вызывать в людях энтузиазм, и только после этого может делать выбор и решать, как именно эти идеалы будут воплощаться в жизнь.