Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:50, курсовая работа
Работа посвящена лидерству в управленческой деятельности, изучению качеств современного лидера, а так же анализу возникающих проблем при столкновении двух лидеров (формального и неформального).
Введение
Глава I. Теоретика – методологические основы лидерства в управленческой деятельности
1.1 Лидерство: определение и сущность
1.2 Характеристика и особенности лидера и менеджера: основные различия
1.3 Качества современного лидера и основные стили лидерского управления
Глава II. Анализ лидерства в туристической фирме
2.1 Краткая характеристика туристической фирмы
2.2 Анализ лидерства в туристической компании
Глава III. Разработка рекомендаций и предложений для туристической фирмы
3.1 Рекомендации по решению сложившейся проблемы
3.2Результаты внедрений предложений и рекомендаций
3.3 Необходимые изменения и расчет затрат
Заключение
Список используемой литературы
Уверенность в себе. Уверенность обычно определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер. Человек, демонстрирующий состояние уверенности, внушает доверие. Поскольку состояние уверенности связано с надёжностью, кажется, что на такого человека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти.
Дерзновенность. Дерзновенность — это всегда вызов, частью которого являются решительность и смелость. В отличие от состояния уверенности, дерзновенность позволяет не только чувствовать, но и действовать. Лидер всегда впереди, и часто его окружает неизвестность пути, лежащего перед ним. Лидеру необходимо вступить на путь, на который до него никто не ступал, и это вызов. Для этого нужна смелость, ведь неизвестность пугает. Поэтому лидеру необходимо это качество, чтобы сделать первый шаг к мечте через неизвестность. Труднее всего начать движение, поверив в свои силы, поборов страх и сомнения, действовать несмотря ни на что. Более того, многие лидеры мотивируются вызовом, они испытывают себя, как будто спрашивают: «А на что большее я ещё готов прямо сейчас?» — как альпинисты после очередного восхождения ищут на карте следующую вершину, которую хотят покорить. Лидеры ставят перед собой такие цели и задачи, которые не решал никто; ищут дороги, которых ещё не существует.
Проактивность. Человек активный — это человек действующий. Но действие может быть и следствием поступка другого человека или возникшей ситуации. Тогда такое действие называется реактивностью, т.е. реагированием на стимул, приходящий извне. Как правило, настоящий лидер предпочитает не реагировать, а упреждать, сам создавать события. Как раз такое качество и называется проактивностью. Оно связано с мотивацией приближения (мотивацией «К»), когда человек зажигается целями, планами, мечтами, а не возможностью избежать неприятных ситуаций. Лидер постоянно действует на опережение, т.е. начинает действовать первым. Он инициирует процесс, проявляет инициативу. И это тесно связано с качествами, обсуждаемыми ранее: видением, дерзновенностью, уверенностью. Лидер старается быть всегда на полшага впереди. Поэтому ему просто необходимо обладать новейшей информацией и быть в центре потоков событий, с тем чтобы начать действовать первым. Ведь в современном мире информационных технологий и огромных скоростей любое промедление грозит огромным проигрышем как в моральном, так и финансовом эквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду.
В своей
книге «Альфа-лидерство» один из современных
законодателей НЛП Роберт Дилтс
описал стратегию, хорошо иллюстрирующую
качество проактивности: готовьсь, пли,
целься. Сейчас технологии развиваются
так быстро, что нужно постоянно
держать руку на пульсе перемен. Раньше,
как только на горизонте появлялась
цель, стандартной стратегией была
такая: вначале прицелиться (собрать
информацию), подготовиться к выстрелу
(досконально продумать
Самообладание. Самообладание включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые, так или иначе, связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций. Понятно, что в ситуации стресса, усиленного давления извне, временного цейтнота, плохого самочувствия внутри может возникнуть целый спектр эмоций — от полной апатии до раздражительности и гнева. Иногда эти эмоции могут быть даже очень полезны, поскольку эмоции позволяют выплеснуть энергию, скапливающуюся внутри. Но стоит помнить, что часто приходится сожалеть о спонтанно проявленной эмоции. Один эмоциональный срыв — и как следствие сорванная сделка, разорванный контракт, уволившийся сотрудник. Апатия же руководителя, наоборот, может считываться как проявление слабости. Естественно, лидер может позволить себе проявление разнообразных эмоций, вопрос только в том, кто кем управляет: эмоции человеком или человек эмоциями? Как только лидер перестаёт контролировать свои эмоции, он становится управляемым и зависимым от действий других людей и ситуации. Поэтому истории и легенды чаще повествуют именно о людях, умеющих проявлять в нужные моменты самообладание и выдержку.
Внутренняя целостность — навык, который вбирает в себя и интегрирует все вышеперечисленные качества. Главная его особенность — создание баланса всех частей и проявлений человека. Целостность создаётся за счёт соответствия и постройки целей, замыслов, верований лидера с его внутренними состояниями и проявлениями. Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток в одном направлении, как будто подчинена единому замыслу, миссии. Когда лидер не раздираем изнутри постоянными противоречиями и сомнениями, он просто действует исходя из своих убеждений и видения. Ну и, конечно, когда его действия и поступки зачастую соответствуют ожиданиям окружающих, его последователей. За лидером хочется идти в том случае, когда он не просто знает, куда идёт, но и транслирует это всем своей сущностью.
Стили лидерства
Первые систематические исследования лидерства были предприняты в конце 1930-х – начале 1940-х гг. под руководством К. Левина. Он провел эксперимент в ходе которого он сформировал три разные по количеству группы людей и поставил во главе каждой из них руководителя. Группы был идентичны по всем основным показателям и занимались одой и той же задачей. Отличие лишь было в одном: руководители группы воспроизводили три разных стиля лидерства. Первый руководитель самовластно решал, что делать его подчиненным, не советовался с ними, не спрашивал их мнения, сам распределял работу, контролировал и оценивал результаты их деятельности. Такой стиль стали называть авторитарным. Второй руководитель организовывал групповое обсуждение, позволял группе самостоятельно определять исполнителей и тактику выполнения заданий. Такой стиль поведения руководителя стали называть демократическим. Руководитель третьей группы редко принимал участие в делах группы, только по просьбе участников эксперимента, предоставив им возможность решать все самостоятельно. Такой стиль руководства К.Левин назвал попустительским.
В ходе эксперимента выяснилось, что группа с авторитарным стилем лидерства отличается высокой результативностью и четкостью. Она выполнила больше всего заданий и сделала это на высоком уровне. Однако испытуемые выражали недовольство своим положением, удовлетворенность работой была низкой, они были настроены враждебно по отношению друг к другу и к своему руководителю. В группе с демократическим стилем лидерства группа положительно отзывалась о своем руководителе и, показывая худшие в сравнении с первой группой результаты работы, были довольны ее ходом. В группе с попустительским стилем управления испытуемые плохо справились с заданием и были не довольны как процессом работы, так и своим руководителем.
Этот
эксперимент стал основой для
различных классификаций
Демократическое лидерство |
Авторитарное лидерство |
Коммуникация, взаимодействие | |
Больше доверия внутри команды |
Меньше доверия внутри команды |
Дискуссия на равных, есть возможность
открыто высказывать |
Высокая зависимость от руководителя, замалчивание |
Качественная и свободно озвучиваемая обратная связь |
Дефицит обратной связи, сильная критичность |
Избыток информации разного качества |
Недостаток информации |
Обратная связь руководству |
Затруднена обратная связь от сотрудников к руководству |
Принятие решения | |
Лидер разделяет ответственность за принятие решения с командой |
Вся ответственность лежит на лидере |
Непрогнозируемость принятого |
Прогнозируемое принятие решения |
Возможность совместного принятия решения |
Единоличное принятие решения |
Принятие решение может быть продолжительным |
Высокая скорость принятия решения |
Мотивация | |
Высокий командный дух, высокая мотивация |
Отсутствие должной мотивации в коллективе |
Самостоятельность, инициативность, самомотивация сотрудников |
Безынициативность |
Больше мотивация «К», на достижения |
Больше мотивация «ОТ», избегание неудачи |
Цели, планирование | |
Видение общей цели всеми членами команды |
Частое отсутствие видимой общей цели у членов команды |
Возможно отсутствие единой тактики и стратегии достижения результата |
Выстроенная лидером стратегия достижения результата |
Возможно частое изменения цели и курса компании |
Быстрое движение к намеченной лидером цели |
Гибкость в подходах, множественная точка зрения |
Отсутствие гибкости, точка зрения руководителя, консерватизм |
Границы, контроль | |
Нет жёсткой иерархии |
Жёсткая иерархия |
Высокая творческая активность |
Отсутствие творчества |
Нет чётких границ полномочий |
Чёткое распределение |
Недостаточная координированность в работе команды |
Чёткость и слаженность в |
Возможно отсутствие дисциплины, хаос в работе |
Высокая дисциплина в коллективе |
Делегирование, внутренний самоконтроль |
Высокая степень централизованного контроля |
Как можно
заметить из таблицы, в каждом лидерском
стиле есть свои плюсы и минусы.
Демократический стиль
Подводя
итоги, можно сказать, что лидерство
является неотъемлемой частью современного
бизнеса. Именно лидеры и инноваторы
развивают новые бизнес-
Глава II. Анализ лидерства в туристической фирме
2.1 Краткая характеристика
Туристическая компания ООО «Вокруг света»- член Пермской Туристической Гильдии, работает на туристическом рынке и рынке авиа и железнодорожных перевозок с 2005. Туристическая компания включена в Единый федеральный реестр туроператоров (ЕФРТ). Договор страхования гражданской ответственности заключен с ЗАО "ГУТА-Страхование", расположенного по адресу: 614000 г. Пермь, ул.Коммунистическая, 59. Размер финансового обеспечения с 1 июня 2008 года – 10 млн. рублей.
Миссия туристической фирмы – помочь людям посмотреть мир, подобрать приемлемый вариант для любого туриста, изменить мнение среднего класса, о том, что заграница для них не доступна, путем профессиональных консультаций и приятных скидок.
Цели: стать высокоэффективной и востребованной туристической фирмой города Перми
Стратегия: всегда входить в тройку лидеров ведущих турагентств города Перми.
Организационная структура: во главе организации стоит генеральный директор, в его подчинении – бухгалтер, менеджер по внутреннему туризму, менеджер по выездному туризму и менеджер по лечебно оздоровительному туризму.
Характеристика персонала. Персонал компании «Вокруг света» - 7 человек. Сотрудники имеют большой опыт работы, специальное высшее образование и обладают знаниями страноведения, иностранных языков, экономики отрасли, IT-технологий. Стратегия в области работы с персоналом – постоянное повышение квалификации и освоение новых технологий. Все сотрудники турфирмы работают точно и оперативно. Оформление поездки каждого клиента осуществляется в максимально сжатые сроки.
Основными направлениями деятельности ООО «Вокруг света» являются: