Лидерство в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание

Работа посвящена лидерству в управленческой деятельности, изучению качеств современного лидера, а так же анализу возникающих проблем при столкновении двух лидеров (формального и неформального).

Содержание

Введение
Глава I. Теоретика – методологические основы лидерства в управленческой деятельности
1.1 Лидерство: определение и сущность
1.2 Характеристика и особенности лидера и менеджера: основные различия
1.3 Качества современного лидера и основные стили лидерского управления
Глава II. Анализ лидерства в туристической фирме
2.1 Краткая характеристика туристической фирмы
2.2 Анализ лидерства в туристической компании
Глава III. Разработка рекомендаций и предложений для туристической фирмы
3.1 Рекомендации по решению сложившейся проблемы
3.2Результаты внедрений предложений и рекомендаций
3.3 Необходимые изменения и расчет затрат
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство культуры Российской Федерации.docx

— 66.61 Кб (Скачать документ)

Уверенность в себе. Уверенность обычно определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер. Человек, демонстрирующий состояние уверенности, внушает доверие. Поскольку состояние уверенности связано с надёжностью, кажется, что на такого человека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти.

 Дерзновенность. Дерзновенность — это всегда вызов, частью которого являются решительность и смелость. В отличие от состояния уверенности, дерзновенность позволяет не только чувствовать, но и действовать. Лидер всегда впереди, и часто его окружает неизвестность пути, лежащего перед ним. Лидеру необходимо вступить на путь, на который до него никто не ступал, и это вызов. Для этого нужна смелость, ведь неизвестность пугает. Поэтому лидеру необходимо это качество, чтобы сделать первый шаг к мечте через неизвестность. Труднее всего начать движение, поверив в свои силы, поборов страх и сомнения, действовать несмотря ни на что. Более того, многие лидеры мотивируются вызовом, они испытывают себя, как будто спрашивают: «А на что большее я ещё готов прямо сейчас?» — как альпинисты после очередного восхождения ищут на карте следующую вершину, которую хотят покорить. Лидеры ставят перед собой такие цели и задачи, которые не решал никто; ищут дороги, которых ещё не существует.

Проактивность. Человек активный — это человек действующий. Но действие может быть и следствием поступка другого человека или возникшей ситуации. Тогда такое действие называется реактивностью, т.е. реагированием на стимул, приходящий извне. Как правило, настоящий лидер предпочитает не реагировать, а упреждать, сам создавать события. Как раз такое качество и называется проактивностью. Оно связано с мотивацией приближения (мотивацией «К»), когда человек зажигается целями, планами, мечтами, а не возможностью избежать неприятных ситуаций. Лидер постоянно действует на опережение, т.е. начинает действовать первым. Он инициирует процесс, проявляет инициативу. И это тесно связано с качествами, обсуждаемыми ранее: видением, дерзновенностью, уверенностью. Лидер старается быть всегда на полшага впереди. Поэтому ему просто необходимо обладать новейшей информацией и быть в центре потоков событий, с тем чтобы начать действовать первым. Ведь в современном мире информационных технологий и огромных скоростей любое промедление грозит огромным проигрышем как в моральном, так и финансовом эквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду.

В своей  книге «Альфа-лидерство» один из современных  законодателей НЛП Роберт Дилтс  описал стратегию, хорошо иллюстрирующую качество проактивности: готовьсь, пли, целься. Сейчас технологии развиваются  так быстро, что нужно постоянно  держать руку на пульсе перемен. Раньше, как только на горизонте появлялась цель, стандартной стратегией была такая: вначале прицелиться (собрать  информацию), подготовиться к выстрелу (досконально продумать стратегию  достижения цели), принять окончательное  решение о выстреле и только потом  действовать. Но на всё это требуется  время. А любое промедление и  затягивание времени — это  подарок конкурентам. Ведь в этот момент лидер другой команды может  успеть сделать большее, перехватить  инициативу, начать быстрее разработку

Самообладание. Самообладание включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые, так или иначе, связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций. Понятно, что в ситуации стресса, усиленного давления извне, временного цейтнота, плохого самочувствия внутри может возникнуть целый спектр эмоций — от полной апатии до раздражительности и гнева. Иногда эти эмоции могут быть даже очень полезны, поскольку эмоции позволяют выплеснуть энергию, скапливающуюся внутри. Но стоит помнить, что часто приходится сожалеть о спонтанно проявленной эмоции. Один эмоциональный срыв — и как следствие сорванная сделка, разорванный контракт, уволившийся сотрудник. Апатия же руководителя, наоборот, может считываться как проявление слабости. Естественно, лидер может позволить себе проявление разнообразных эмоций, вопрос только в том, кто кем управляет: эмоции человеком или человек эмоциями? Как только лидер перестаёт контролировать свои эмоции, он становится управляемым и зависимым от действий других людей и ситуации. Поэтому истории и легенды чаще повествуют именно о людях, умеющих проявлять в нужные моменты самообладание и выдержку.

Внутренняя целостность — навык, который вбирает в себя и интегрирует все вышеперечисленные качества. Главная его особенность — создание баланса всех частей и проявлений человека. Целостность создаётся за счёт соответствия и постройки целей, замыслов, верований лидера с его внутренними состояниями и проявлениями. Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток в одном направлении, как будто подчинена единому замыслу, миссии. Когда лидер не раздираем изнутри постоянными противоречиями и сомнениями, он просто действует исходя из своих убеждений и видения. Ну и, конечно, когда его действия и поступки зачастую соответствуют ожиданиям окружающих, его последователей. За лидером хочется идти в том случае, когда он не просто знает, куда идёт, но и транслирует это всем своей сущностью.

 

Стили лидерства

Первые  систематические исследования лидерства  были предприняты в конце 1930-х  – начале 1940-х гг. под руководством К. Левина. Он провел эксперимент в  ходе которого он сформировал три  разные по количеству группы людей  и поставил во главе каждой из них  руководителя. Группы был идентичны  по всем основным показателям и занимались одой и той же задачей. Отличие лишь было в одном: руководители группы воспроизводили три разных стиля лидерства. Первый руководитель самовластно решал, что делать его подчиненным, не советовался с ними, не спрашивал их мнения, сам распределял работу, контролировал и оценивал результаты их деятельности. Такой стиль стали называть авторитарным. Второй руководитель организовывал групповое обсуждение, позволял группе самостоятельно определять исполнителей и тактику выполнения заданий. Такой стиль поведения руководителя стали называть демократическим. Руководитель третьей группы редко принимал участие в делах группы, только по просьбе участников эксперимента, предоставив им возможность решать все самостоятельно. Такой стиль руководства К.Левин назвал попустительским.

В ходе эксперимента выяснилось, что группа с авторитарным стилем лидерства отличается высокой  результативностью и четкостью. Она выполнила больше всего заданий  и сделала это на высоком уровне. Однако испытуемые выражали недовольство своим положением, удовлетворенность  работой была низкой, они были настроены  враждебно по отношению друг к  другу и к своему руководителю. В группе с демократическим стилем лидерства группа положительно отзывалась о своем руководителе и, показывая  худшие в сравнении с первой группой  результаты работы, были довольны ее ходом. В группе с попустительским стилем управления испытуемые плохо справились с заданием и были не довольны как  процессом работы, так и своим  руководителем.

Этот  эксперимент стал основой для  различных классификаций управленческих стилей. Но мы считаем уместным выделять два самых распространённых и наиболее точно описывающих ситуацию стиля: демократический и авторитарный. Для демократического стиля лидерства можно считать характерным делегирование полномочий и частичную передачу ответственности за принятие решений команде. Для авторитарного — полный контроль над ситуацией, окончательное принятие решений остаётся за руководителем, руководство централизованно. Для того чтобы понять, какой стиль является более эффективным, полезно сравнить их характеристики.

 

Демократическое лидерство

Авторитарное лидерство

Коммуникация, взаимодействие

Больше доверия внутри команды

Меньше доверия внутри команды

Дискуссия на равных, есть возможность  открыто высказывать собственную  точку зрения

Высокая зависимость от руководителя, замалчивание

Качественная и свободно озвучиваемая обратная связь

Дефицит обратной связи, сильная критичность

Избыток информации разного качества

Недостаток информации

Обратная связь руководству доступна

Затруднена обратная связь от сотрудников  к руководству

Принятие решения

Лидер разделяет ответственность  за принятие решения с командой

Вся ответственность лежит на лидере

Непрогнозируемость принятого решения

Прогнозируемое принятие решения

Возможность совместного принятия решения

Единоличное принятие решения

Принятие решение может быть продолжительным

Высокая скорость принятия решения

Мотивация

Высокий командный дух, высокая мотивация

Отсутствие должной мотивации  в коллективе

Самостоятельность, инициативность, самомотивация  сотрудников

Безынициативность

Больше мотивация «К», на достижения

Больше мотивация «ОТ», избегание  неудачи

Цели, планирование

Видение общей цели всеми членами  команды

Частое отсутствие видимой общей  цели у членов команды

Возможно отсутствие единой тактики  и стратегии достижения результата

Выстроенная лидером стратегия достижения результата

Возможно частое изменения цели и  курса компании

Быстрое движение к намеченной лидером  цели

Гибкость в подходах, множественная  точка зрения

Отсутствие гибкости, точка зрения руководителя, консерватизм

Границы, контроль

Нет жёсткой иерархии

Жёсткая иерархия

Высокая творческая активность

Отсутствие творчества

Нет чётких границ полномочий

Чёткое распределение полномочий

Недостаточная координированность в  работе команды

Чёткость и слаженность в работе команды

Возможно отсутствие дисциплины, хаос в работе

Высокая дисциплина в коллективе

Делегирование, внутренний самоконтроль

Высокая степень централизованного  контроля


 

Как можно  заметить из таблицы, в каждом лидерском  стиле есть свои плюсы и минусы. Демократический стиль лидерства  позволяет улучшить коммуникацию и  обратную связь в коллективе, делает работу творческой, способствует множественному анализу ситуации и лучше мотивирует сотрудников, но в тоже время замедляет  процесс принятия решения, особенно в условиях жёсткого дефицита времени, и создаёт дополнительный хаос. Напротив, авторитарное лидерство позволяет  лучше координировать действия, чётче  разграничивать обязанности и управлять  сотрудниками, также облегчает процесс  принятия решения, но при этом чревато  безынициативностью сотрудников, отсутствием  должного творчества и гибкости в  компании. Как показывает практика, настоящий лидер умеет использовать преимущества обоих стилей руководства. Его гибкость как руководителя проявляется  в умении использовать различные  подходы в руководстве, совмещая демократический стиль с авторитарным, в зависимости от контекста.

Подводя итоги, можно сказать, что лидерство  является неотъемлемой частью современного бизнеса. Именно лидеры и инноваторы развивают новые бизнес-подходы, расширяют горизонты и создают  видение современного бизнеса на десятки лет вперёд. В то же время  современные психотехнологии позволяют  не только выявлять лидеров в нашей  среде, но и обучать и взращивать новое поколение лидеров в  разных сферах бизнеса и современной  науки, ведь именно настоящий ЛИДЕР  делает наше будущее настоящим!

 

Глава II.  Анализ лидерства в туристической фирме

 

2.1 Краткая характеристика туристической  фирмы

 

Туристическая компания  ООО «Вокруг света»- член Пермской Туристической Гильдии, работает на туристическом рынке  и рынке авиа и железнодорожных  перевозок с 2005. Туристическая компания включена в Единый федеральный реестр туроператоров (ЕФРТ). Договор страхования гражданской ответственности заключен с ЗАО "ГУТА-Страхование", расположенного по адресу: 614000 г. Пермь, ул.Коммунистическая, 59.  Размер финансового обеспечения   с 1 июня 2008 года – 10 млн. рублей.

Миссия туристической  фирмы – помочь людям посмотреть мир, подобрать приемлемый вариант для любого туриста, изменить мнение среднего класса, о том,  что заграница для них не доступна, путем профессиональных консультаций и приятных скидок.

Цели: стать высокоэффективной и востребованной туристической фирмой города Перми

Стратегия: всегда входить в тройку лидеров ведущих турагентств города Перми.

Организационная структура: во главе организации стоит генеральный директор, в его подчинении – бухгалтер, менеджер по внутреннему туризму, менеджер по выездному туризму и менеджер по лечебно оздоровительному туризму.

 Характеристика персонала. Персонал компании «Вокруг света» - 7 человек. Сотрудники имеют большой опыт работы, специальное высшее образование и обладают знаниями страноведения, иностранных языков, экономики отрасли, IT-технологий. Стратегия в области работы с персоналом – постоянное повышение квалификации и освоение новых технологий. Все сотрудники турфирмы работают точно и оперативно. Оформление поездки каждого клиента осуществляется в максимально сжатые сроки.

Основными направлениями деятельности ООО  «Вокруг света» являются:

  • прием и обслуживание туристов;
  • оказание услуг по туризму, гостиничных, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, экскурсионных, транспортных, рекламных, сервисных и переводческих услуг;
  • оформление в установленном порядке туристских или проездных документов, виз в иностранных посольствах;
  • обеспечение своих клиентов авиабилетами и соответствующим трансфертом;
  • размещение клиентов в гостиницах, которые располагают всеми необходимыми условиями для отдыха и работы;
  • предоставление по просьбе клиента за минимальные тарифы любые экскурсии и развлечения, обеспечение сопровождающими и гидами;
  • предоставление возможностей для проведения деловых встреч и научных конференций (в гостиницах существует конференцзалы, рассчитанные на различное количество участков, оснащенные современной аудиовизуальной аппаратурой, компьютерами, а также возможность пользоваться услугами переводчиков и секретарей);
  • фирма организует для своих клиентов туристические поездки по следующим странам: Объединенные Арабские Эмираты, Италия, Кипр и т.д;
  • самые разнообразные варианты перелетов: от плановых чартерных рейсов до регулярных рейсов иностранных авиакомпаний и самолетов бизнес-авиации;
  • индивидуальный подход к организации корпоративных туров и поэтапный контроль качества обслуживания поездок;
  • Оперативное информирование клиентов о рекламных акциях и скидках, предоставляемых отелями и авиакомпаниями;
  • Гибкая система взаиморасчетов;

Информация о работе Лидерство в управленческой деятельности