Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа
Все мы видели, как летят перелетные птицы. На зиму они отправляются на юг, в теплые края, а летом возвращаются в северные широты. Сотни километров вожак летит впереди, а за ним – вся остальная стая. Вожак, он же лидер, находит правильный путь, задает скорость движения, принимает на себя порывы ветра, дождя, снега. Он же решает, когда стае необходимо приземлиться отдохнуть или поесть и когда она взлетит снова, что бы продолжить свой путь.
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава I. Теория лидерства. 3
1.Подход с позиции личных качеств 4
2. Поведенческий подход к лидерству 7
2.1 Автократичное и демократичное руководство 8
2.2 Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке 10
2.3 Четыре системы Лайкерта 11
2.4 Управленческая решетка 12
3. Ситуационный подход 14
3.1 Ситуационная модель руководства Фидлера 15
3.2 Подход «путь – цель» Митчелла и Хауса 19
3.3 Теория жизненного цикла Херси и Бланшара 20
3.4 Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона 22
Глава II. Практическая часть. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список литературы: 32
На
основании своих исследований, Лайкерт
сделал вывод, что стиль руководства
неизменно будет
Как продолжение исследований руководства, сосредоточенного на задаче и на человеке, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства (см. таблицу 2), которые как он полагал, помогут классифицировать поведение руководителя.
Таблица 2
Стили руководства по Лайкерту
Система 1 | Система 2 | Система 3 | Система 4 |
Эксплуататорско-авторитарная. | Благосклонно-авторитарная. | Консультативно- |
Основанная на участии. |
Лайкерт
описывает руководителей, относящихся
к системе 1, как эксплуататорско-
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях наказанием.
Руководители
системы 3, называемой консультативной,
проявляют значительное, но не полное
доверие к подчиненным. Имеется двустороннее
общение и некоторая степень доверия между
руководителями и подчиненными.
Важные решения принимаются наверху.
Система
4 подразумевает групповые
Концепция
подхода к эффективности
Степень учета интересов людей | 9 | 1.9
Управление в духе загородного клуба Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации |
9.9
Групповое управление Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми, взаимоотношения основаны на доверии и уважении | |||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
6 | 5.5
Организационное управление Необходим баланс в производственных результатах и в поддержании на удовлетворительном уровне морального настроя людей |
|||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
3 | 1.1
Обедненное управление Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов |
9.1
Власть – подчинение Эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||||
Степень учета интересов производства |
Рис. 2. Управленческая решетка
Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают средние и четыре крайних позиций решетки, как:
1.1
– страх перед бедностью. Со
стороны руководителя
1.9 – дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1
– авторитет – подчинение. Руководитель
очень заботится об
5.5
– организация. Руководитель
достигает приемлемого
9.9
– команда. Благодаря
Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы. Несмотря на то, что было приведено немного эмпирических исследований, есть множество примеров, свидетельствующих об эффективности этой управленческой решетки.
Ни
подход с позиции личных качеств,
ни поведенческий подход не смогли
выявить логического
Поэтому
современная теория лидерства обратилась
к ситуационному подходу. Современные
ученые пытаются определить, какие
стили поведения и личные качества
более всего соответствуют
Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
1)Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2)Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
3)Должностные полномочия. Это – объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Фидлер считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается, в целом, постоянным. Поскольку Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.
Чтобы определить личные качества руководителя, Фидлер провел опрос. Он обращался к конкретным работникам и просил их дать портрет гипотетического коллеги, чьи личные качества были бы для них наименее предпочтительными (наименее предпочитаемый коллега – НПК), с кем бы им менее всего хотелось работать. Согласно Фидлеру: «Человек, который дает сравнительно благожелательное описание НПК, как правило, уступчив, ориентирован на человеческие отношения и внимателен к настроению своих подчиненных. И, наоборот, кто описывает НПК в неблагоприятной манере, т.е. в чьих глазах НПК имеет низкий рейтинг, тот держит бразды правления в своих руках, контролирует процесс исполнения задания и мало обеспокоен человеческими аспектами производственного процесса».
По Фидлеру, менеджеры, имеющие высокий рейтинг по критерию НПК, хотят, чтобы их отношения с коллегами строились на личностной основе и взаимопомощи, а кто имеет низкий рейтинг – сосредотачиваются на задаче и беспокоятся о производстве.
Потенциальные
преимущества ориентированного на задачу
стиля руководства – это
В силу того, что ситуация когда «у руководителя в руках большая палка, но его все равно любят» случается сравнительно редко, потенциальные недостатки авторитарной тактики, а также руководства, основанного на принуждении и на вознаграждении, - минимальны. Исполнители, например, не пытаются обойти систему контроля или сделать требуемую работу по минимуму. Отсюда, особенно в тех случаях, когда работа не требует творческого подхода, руководитель может реализовать часто приводимую в примерах потенциальную эффективность стиля, ориентированного на задачу.
Однако руководитель должен понимать, что ориентация на задачу и диктаторство или оскорбление подчиненных – не одно и то же. Если он или она имеют диктаторские замашки, то со стороны подчиненных высока вероятность возмущения, недоверия, нежелания сотрудничать, приобщения к таким неформальным группам, цели которых противоречат целям организации. Эти факторы, в свою очередь, могут сделать руководство неэффективным.
В другой ситуации, когда власть руководителя очень мала, исполнители почти наверняка будут сопротивляться всякому влиянию, как только представится возможность. Здесь самым эффективным окажется авторитарный стиль, потому что он максимизирует прямой контроль руководителя, что абсолютно необходимо для правильного направления усилий подчиненных.