Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:24, реферат
Теория рационализации у Вебера связана с его трактовкой
«социального действия», которая в свою очередь, ссылается на концепцию
господства, являющейся основой политической социологии Вебера.
Подробно все это расписано в учении Вебера о типах легитимного
господства, то есть такого господства, которое признается со управляемыми
индивидами. Как писал Вебер, «господство означает шанс встретить
повиновение определенному приказу»[13]. Кроме этого, господство
предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется
этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими
воспринимается.
хозяйственное) предприятие могло бы в значительной степени обойтись без
него. Капитализм требует на своей сегодняшней стадии развития бюрократию,
и, несмотря на то, что они выросли из разных исторических корней,
капитализм также является самым рациональным экономическим основанием (т.к.
поставляет в распоряжение государственной казны необходимые денежные
средства), на котором государство может существовать в самой рациональной
форме.
Бюрократическое правление
этом заключается его специфически рациональная основа. Свое могущественное
положение у власти на основе профессионального знания бюрократия лишь
усиливает за счет должностного (служебного) знания: знания фактов,
приобретенного при продвижении по службе или "из документов".
Превосходит бюрократию по
своей области интересов лишь частное лицо, заинтересованное в прибыли, а
именно: капиталистический предприниматель. Он является единственной
инстанцией, действительно невосприимчивой (хотя бы относительно) к
необходимости рационального бюрократического господства на основе знаний.
В социальном отношении
1. тенденцию к усреднению набора из числа наиболее профессионально
квалифицированных в целях универсальности,
2. тенденцию к плутократизации в целях профессионального обучения,
длящегося довольно долго (часто до конца третьего десятилетия жизни),
3. господство формализованной
управляет своим делом "без уважения к личности", формально одинаково для
"каждого"...
§2. Сравнительный
анализ теорий бюрократии.
Теории бюрократии — в западной социологии концепции “научного
управления” обществом, отражающие реальный процесс бюрократизации всех его
сфер в период перехода от свободного предпринимательства к государственно-
монополистическому капитализму. Начиная с Макса Вебера исследователи
бюрократии Мертон, Бендикс, Ф. Селзник, Гоулднер, Крозье, Липсет и др.
главное внимание уделяли анализу функций и структуры бюрократической
организации, стремясь представить процесс бюрократизации как явление,
характеризующееся внутренне присущей капиталистическому обществу
“рациональностью”. Теоретические истоки современной теории бюрократии
восходят к Сен-Симону, который первым обратил внимание на роль организации
в развитии общества, считая, что в организациях будущего власть не должна
передаваться по наследству, она будет сосредоточиваться в руках людей,
обладающих специальными знаниями. Определённый вклад в теорию бюрократии
внес Лонг. Однако систематическое развитие проблематика бюрократия впервые
получила у Вебера. В качестве основной черты бюрократии как специфической
формы организации современного общества Вебер выделяет рациональность,
считая бюрократическую рациональность воплощением рациональности
капитализма вообще. С этим он связывает решающую роль, которую должны
играть в бюрократической организации технические специалисты, пользующиеся
научными методами работы. Согласно Веберу, бюрократическая организация
характеризуется: а) эффективностью, которая достигается за счет строгого
разделения обязанностей между членами организации, что дает возможность
использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих
должностях; б) строгой иерархизацией власти, позволяющей вышестоящему
должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими
сотрудниками и т. д.; в) формально установленной и чётко зафиксированной
системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и
применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок; г)
безличностью административной деятельности и эмоциональной нейтральностью
отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый из
них выступает не как индивид, а как носитель социальной власти,
представитель определённой должности. Признавая эффективность бюрократии,
Вебер выражал опасение, что ее неизбежное повсеместное развитие приведет к
подавлению индивидуальности, утрате ею личностного начала. В
послевеберовский период происходит постепенный отход от “рациональной”
модели бюрократии и переход к построению более реалистической модели,
представляющей бюрократию как “естественную систему”, включающую наряду с
рациональными моментами — иррациональные, с формальными — неформальные, с
эмоционально нейтральными — личностные и т.д. Гоулднер связывает этот
подход с традицией, идущей еще от Конта, отмечавшего роль “стихийных”,
“естественных”, “органических” тенденций в складывании социальных
организаций. В числе современных представителей этого подхода — Р.
Майкелсон, Селзник, Парсонс, a также Мертон, применивший к анализу
бюрократии понятие дисфункции. Наиболее распространенной дисфункцией
бюрократической организации, по мнению Мертона, является перенос ее
функционерами акцента с целей организации на ее средства, в результате чего
средства (иерархизация власти, строгая дисциплина, неукоснительное
следование правилам, инструкциям и т. д.) превращаются в самоцель. Сюда же
относится возникновение наряду с рациональными иррациональных целей внутри
бюрократической организации, замещение главных целей побочными и т. д.
Одним из важнейших в теории бюрократии является вопрос об узаконении
(легитимации) бюрократической власти. Решая вопрос об условиях порождения
отличных друг от друга видов власти, Гоулднер пришел к выводу, что
существуют два типа бюрократии— представительная, для которой, в частности,
характерна власть, опирающаяся на знание и умение, и авторитарная,
применяющая различные санкции (наказания) для упрочения своей власти.
Второй тип бюрократии возникает в связи с дисфункциями в бюрократической
организации, когда повиновение превращается в самоцель, а власть
узаконивается самим фактом пребывания в должности. В рамках теории
бюрократии в западной социологии рассматривается и более общая проблема
соотношения бюрократии и демократии. Еще Вебер видел угрозу демократии со
стороны бюрократии, связывая её с процессом “деперсонализации” индивидов в
бюрократических организациях. Современные представители теории бюрократии
также отмечают эту угрозу, но тем не менее не видят перспективы развития
без бюрократии.
Современная социология доказывает, что многие бюрократические
организации работают не эффективно, и что направление их деятельности
зачастую не соответствует модели Вебера. Р.К. Мертон показал, «что
вследствие различных непредвиденных обстоятельств, возникающих благодаря
самой её структуре, бюрократия теряет свою гибкость»[15]. Члены
организации могут придерживаться бюрократических правил на манер ритуала,
таким образом ставя их выше тех целей, для достижения которых они
предназначены. Это ведёт к потере эффективности, если, например,
изменяющиеся обстоятельства делают существующие правила устаревшими.
Подчинённые склонны следовать инструкциям свыше, даже когда последние не
вполне верны. Специализация часто ведёт к узости кругозора, что
препятствует решению возникающих проблем. У работников отдельных структур
складываются местнические настроения, и они начинают преследовать узко
групповые интересы при первой же возможности. М. Крозье развил этот подход
далее, чтобы показать, что различные виды бюрократии представляют собой
порочный
круг, ведущий к понижению
группы исполнителей стремятся к максимальному увеличению своей свободы
действий, будучи на словах преданными установленным правилам, однако
постоянно искажая их и пренебрегая их смыслом. Эти группы способны утаивать
или искажать информацию таким образом, что старшие менеджеры теряют
контроль над тем, что в действительности происходит. Последние отдают себе
отчёт в запутанности ситуации, однако, поскольку им не позволено
предпринимать арбитражные или личные действия против тех, кого они
подозревают в провале достижения организационных целей, то они стремятся к
выработке новых правил регуляции бюрократических отношений. Новые правила
делают организацию всё менее и менее гибкой, по-прежнему не гарантируя
достаточного контроля над подчинёнными. Так в целом бюрократия становится