Механизм воздействия неформальной организации на развитие формальной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения це¬лей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые обра-зовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество де¬ятельности и организационную эффективность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….……3
1 Понятие групп и их значимость………………………………………..…...6
1.1 Формальные группы …………………………………………………….…7
1.2 Неформальные группы………………………………………………….…9
2 Синтез формального и неформального в организации…………..…….….16
2.1 Роль групп в процессе функционирования организации………..……....16
2.2 Характеристики неформальных организаций……………………….…...17
2.3 Взаимодействия формальной и неформальной организаций…………...20
2.4 Методы управления неформальными организациями……………..…...22
3 Воздействия неформальной организации на
развитие формальной организации на
примере ООО «Строитель» ………………………………………….…….30
3.1 Общая характеристика предприятия ……………………………….…....30
3.2 Неформальные группы, их существование………………………….…..33
Заключение ……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Марина курс Менеджмент.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

В организации его  правой рукой является исполнительный директор. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.     

Главными их «соперниками»  являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась так как:

  1. Оба работника находятся в одном офисе
  2. И главный инженер, и коммерческий директор в большинстве случаев не согласны с мнением генерального директора, из - за чего происходят постоянные споры и мелкие конфликты. Коммерческий директор пытается часто предложить генеральному директору более выгодное по деньгам и эффективное предложение.
  3. Цель у обоих работников: эффективно и выгодно выполнить задание более дешевым и правильным способом.
  4. Главный инженер и коммерческий директор являются родственниками.

 

     Коммерческий  директор. Хорошо себя проявляет в  управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. Напористый и работоспособный  человек, способен работать столько часов, сколько требует дело, которым занимается. Борется за качество, надежность и продуктивность труда. Обладает исключительно практическим складом ума. Имеет склонность к рационализаторской деятельности. Всё оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Ко всему готовится заблаговременно. Для его движения вперёд необходима ясная перспектива и стабильность. Выступает против недисциплинированности, нарушения норм и правил. Сам отличается собранностью и организованностью. Критичен в оценках своей и чужой работы. Умеет заставить людей работать. Не потерпит возле себя лентяев и халтурщиков. Его творческие способности повышаются в хорошем настроении. В сфере межличностных отношений проявляет себя как человек вспыльчивый, но отходчивый. Очень горячится в споре, когда его охватывают эмоции. Приоритетные тактики поведения в конфликте: сотрудничество и приспособление, что, возможно, наиболее ярко проявляется в общении с вышестоящим руководством. 

Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.     

Чувствует уверенность  в ситуациях, требующих ломки  устоявшихся взглядов без ясных  перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия к людям, не выполняющим свои обязанности.      

В случае возникновения  конфликтных ситуаций в данном коллективе для преодоления разногласий стремится искать компромиссное решение.     

Третьей неформальной группой  в ООО «Строитель» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит  из трех женщин: главный бухгалтер  и два бухгалтера. Неформальным лидером  в этой группе является главный бухгалтер, так как она:

  1. дольше всех троих работает в организации,
  2. знает устои и правила организации,
  3. имеет большой стаж работы,
  4. опытный работник.

 

     Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в  управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.     

Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.      

В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует свою собственную ответственность за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.      

Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность  в высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное урегулирование разногласий.      

Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.      

Ведущие потребности  в раскрытии своего потенциала, в  самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.     

Группа организовалась по нескольким причинам:

  1. Единственный женский коллектив в организации,
  2. Попытки доказать, что женское мнение - правильное мнение,
  3. Присутствие личных антипатий к генеральному директору,
  4. Все работницы находятся в одном кабинете,
  5. Обеденные перерывы проводят вместе,
  6. Общие интересы.

 

     Таким образом, мы выявили три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Строитель»:      

Первая группа - генеральный  директор и исполнительный директор.      

Вторая группа - главный  инженер и коммерческий директор.      

Третья группа - главный  бухгалтер и два бухгалтера.     

По моему мнению генеральному директору не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из-за чего деятельность компании пойдет на спад.     

Предложим другие способы борьбы с неформальными группами в ООО «Строитель»:

  1. Одним из лучших методов, как нам кажется, можно предложить общение работников вне стен организации. Например, празднование праздников в кафе коллективом организации. Таким образом, коллектив будет сплочен. Отношения в коллективе, таким образом, наладятся.
  2. Главному директору мы бы посоветовали прислушиваться к мнению его коллег, так как не только его мнение может быть верным. Иногда нужно смиряться с тем, что у подчиненных идеи могут быть правильными, эффективными и выгодными.
  3. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.
  4. Разрешить коллективу участвовать в принятии решений.
  5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.
  6. Повысить заработную плату работникам, тем самым, попытаться улучшить мнение о директоре.
  7. Попытаться наладить отношения с подчиненными.

 

     Нам кажется, что если генеральный директор будет  использовать некоторые способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

           Проблема существования и взаимного влияния формального и неформального в  социальной  организации  имеет  очень  большое  значение  в   современном менеджменте.  Поскольку  организации  любого  размера  состоят   из   групп, менеджеру необходимо  хорошо  разбираться  в  особенностях  возникновения  и развития  формальных  и  неформальных  групп.  Современный  менеджер  должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен  стремиться  к обеспечению  тесного  взаимодействия  между  формальными   и   неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично  взаимодействуют с формальными организациями, влияют  на  качество  выполнения  работы  и  на отношение людей к труду и к начальству.

     В число проблем,  связанных с неформальными организациями,  входят: снижение  эффективности,   распространение   ложных   слухов   и   тенденция сопротивляться  переменам.  К  потенциальным  выгодам   относятся:   большая преданность  организации,  высокий  дух  коллективизма   и   более   высокая производительность труда наблюдаются в тех случаях,  когда  групповые  нормы превосходят официально установленные.

       Чтобы увеличить эффективность работы  всей  организации,  справиться  с потенциальными проблемами и овладеть  потенциальными  выгодами  неформальной организации,  руководство  должно  признать   неформальную   организацию   и работать с ней,  прислушиваться  к  мнению  неформальных  лидеров  и  членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций,  разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений  и  гасить  слухи  путем оперативного предоставления официальной информации.

        Проблема существования и взаимного влияния формального и неформального в социальной организации имеет очень большое значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.

           Рассмотрев проблемы, цели и задачи исследования, мы пришли к следующим выводам:

  1. Изучили теоретические основы неформальных организаций.
  2. Выявили особенности неформальных организаций и их характеристики.
  3. Рассмотрели процесс функционирования неформальных организаций.
  4. Рассмотрели на практике функционирование неформальных организаций.

 

     В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие  группы, рассмотрены особенности  неформальных групп и неформальных организаций, а также характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации.     

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства  и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.     

Изученные нами особенности  характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.     

Неформальные группы несут в  себе как отрицательное, так и  положительное влияние на деятельность формальной организации.     

К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации, неформальные каналы связи могут помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций т.д.

         Нами было выявлено три неформальные группы в ООО «Строитель». Были предложены способы борьбы с неформальными группами. Нам кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена.      

Информация о работе Механизм воздействия неформальной организации на развитие формальной организации