Механизмы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание

Рынок обладает несомненными достоинствами: естественным образом, без приказов и команд соединяет интересы производителей и потребителей, материально заинтересовывает производителей в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос.

Содержание

Введение
1. Основная часть.
1.1. Рынок и его классификация
1.2. Модель свободного рынка
1.3. Спрос, предложение, цена равновесия.
2. Расчетно-аналитическая часть.
2.1. Расчет плановой суммы прибыли и необходимого прироста оборотных средств.
Выводы
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Механизмы рынка курс..doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Основная часть.
    1.   Рынок и его классификация
    2. Модель свободного рынка
    3. Спрос, предложение, цена равновесия.

2. Расчетно-аналитическая  часть.

2.1. Расчет плановой  суммы прибыли  и необходимого  прироста оборотных средств.

Выводы

Литература

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Рынок обладает несомненными достоинствами: естественным образом, без приказов и команд соединяет интересы производителей и потребителей, материально заинтересовывает производителей в удовлетворении тех  потребностей, которые выражаются через спрос.

      Под влиянием рыночных сил происходит беспощадная  отбраковка тех товаропроизводителей, которые не способны эффективно вести  дело, продавать товары по ценам равновесия; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, поскольку это противоречит экономическим интересам всех участников. Конечно, даже в самой развитой рыночной экономике возникают расхождения во времени между появлением потребности и ее удовлетворением, но они сравнительно непродолжительны, обусловлены инерционностью хозяйственного механизма и при современном уровне маркетинга неуклонно сокращаются; эффективнее других хозяйственных систем, например централизованного планирования, решает основные проблемы экономики (уровень жизни, структура и эффективность производства, качество продукции).

      Есть  достаточные основания утверждать, что рынок относится к разряду общечеловеческих ценностей, является достоянием всей мировой цивилизации и останется таковым в обозримом будущем.

      Для эффективного функционирования рынка, реализации им своих достоинств необходимо наличие ряда условий.

        Многообразие форм собственности  и право человека на свободный  выбор любой из них. Производитель  материально заинтересован в  обслуживании спроса, когда свободно распоряжается условиями производства и его результатами. В реальной рыночной экономике существует и государственная собственность, однако ее значительный удельный вес делает хозяйство заведомо нерыночным. Так, Россия не сможет перейти к рынку без широкомасштабной приватизации.

        Всемерное развитие акционерной формы собственности, которая обладает экономическими приоритетами по сравнению с другими формами. Акционерная система не только мобилизует капиталы, но и демократизирует экономику, превращая широкие массы населения в совладельцев собственности, обеспечивая их влияние на управление и участие в распределении прибыли. Возможно существование различных форм отечественных акционерных предприятий, временных объединений капиталов (консорциумов) для решения крупных хозяйственных проблем, акционерных предприятий с участием иностранного капитала, особенно если через них организуется обмен передовыми технологиями.

      Акционерное предприятие, специализирующееся на выпуске  и продаже какой-то определенной продукции, может вторгаться посредством  покупки акций в другие отрасли, захватывая часть «чужих» рынков, что называется диверсификацией ( изменение, разнообразие). Экономическое положение такой многопрофильной фирмы становится более устойчивым. При падении спроса на продукт основного производства она быстро перемещает капиталы туда, где спрос растет.

      Акционерное общество – предприятие, находящееся  в коллективной собственности своих  пайщиков, доля собственности каждого  из них определяется размером пакета акций

      Уставный  капитал состоит из определенного  количества ценных бумаг — акций и облигаций. Все акционеры, число которых обычно не ограничено и велико, являются совладельцами общества, а держатели облигаций — его кредиторами. Каждый из пайщиков несет ограниченную ответственность в размере своей доли капитала. Владение акциями обеспечивает их владельцам доход, называемый дивидендом, который выплачивается из чистой прибыли акционерного общества. Акции и облигации свободно покупаются и продаются на фондовой бирже. Можно быть акционером сразу нескольких корпораций, а продав акции, перестать быть собственником.

      Акционерное общество обязано ежегодно публиковать  финансовый отчет о своей деятельности. Высшим органом управления корпорации является общее собрание акционеров, созываемое не реже одного раза в год. Акционер обладает количеством голосов, пропорциональным пакету акций.

      Контрольный пакет — это доля капитала акционерного общества, которая обеспечивает его владельцу большинство голосов на собрании акционеров и дает возможность контролировать деятельность корпорации. Теоретически контрольный пакет равен 50% выпущенных акций плюс одна. В действительности распыленность акций среди множества мелких акционеров, живущих в разных районах страны, а то и за ее пределами, сводит величину контрольного пакета акций к 3—5%. Управление текущими делами в период между собраниями возлагается на выборный совет директоров, который назначает штат управляющих и других работников, определяет структуру и цели функционирования корпорации и т.п.

      Акции открытого акционерного общества можно  свободно приобрести на фондовой бирже, акции закрытого акционерного общества в свободную продажу не поступают и распространяются среди узкого круга лиц — учредителей общества, их число обычно ограничивается законодательством. Закрытое акционерное общество похоже на товарищество с ограниченной ответственностью, хотя последнее не выпускает акций.

      Два важных преимущества акционерной формы  организации производства заключаются в том, что части акционерного капитала могут быть быстро и легко куплены и проданы и что акционеры имеют ограниченную ответственность. Эти преимущества привели к тому, что корпорации стали основной формой организации крупного бизнеса.

      Если  производственные мощности эксплуатируются  на 100%, экономика лишена простора для маневрирования, не способна гибко реагировать на спрос, обречена на товарный дефицит и преобладание командных методов перераспределения ресурсов, вынуждена бесконечно наращивать их производство. Так, ни теории, ни практике не известна рыночная экономика со 100%-ной занятостью. Народное хозяйство несет потери не только в ситуациях с чрезмерно большой по масштабам и продолжительности безработицей, но и тогда, когда резервы рабочей силы слишком малы. Поэтому одной из важнейших задач государственной политики является сочетание эффективной рыночной экономики с обеспечением социально-экономических прав человека.

        Существование инфраструктуры как  системы взаимосвязанных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы и действующих в пределах отдельных рынков. Так, на рынках товаров и услуг функционируют товарные биржи, системы оптовой и розничной торговли, фирмы, работающие на коммерческой основе и снабжающие участников конкуренции рыночной информацией, услугами маркетинга и т.п., многочисленные компании, занимающиеся посреднической деятельностью, и другие звенья инфраструктуры. Инфраструктура товарных рынков занимает огромное экономическое пространство, простирающееся от производителей до потребителей. Получая выпущенную продукцию, она организует заключение контрактов на поставку, продвигает товарные потоки по отраслям и регионам, регулирует сбыт и обслуживание потребителей.

      В России инфраструктура товарных рынков в советский период была демонтирована  и заменена централизованным натуральным  распределением материальных ресурсов, ставшим одним из устоев командно-административной системы.

      Натуральное распределение — это тромб, перекрывающий  товарообращение и делающий невозможным нормальное функционирование рыночной системы в целом, оно не способно улавливать сигналы (рыночные цены), идущие от потребностей и спроса, и адекватно реагировать на них, не способно устранить дефицит товаров. Напротив, рынки, располагая развитой инфраструктурой и реагируя на рыночные цены, эффективно справляются с временной нехваткой товара.

      На  рынке ценных бумаг главенствует фондовая биржа, где совершается  купля и продажа акций и  облигаций, устанавливаются их рыночные курсы. Соединяя вместе будущих инвесторов и владельцев сбережений, биржа организует межотраслевое и межрегиональное передвижение финансовых потоков, без которого рыночная система функционировать не в состоянии. Есть у фондовой биржи и собственная инфраструктура, состоящая, в частности, из сети брокерских компаний, которым их клиенты поручают выполнение биржевых операций.

      Деятельность государства, его экономическая политика должны осуществляться в границах, очерченных рыночной экономикой.

      Особую  важность в условиях современного рынка  приобретает необходимость знания его конъюнктуры — совокупности условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Различают общехозяйственную конъюнктуру — положение в экономике отдельной страны или мирового хозяйства в целом — и конъюнктуру рынка. Последняя зависит от соотношения спроса и предложения на рынке; товарных запасов; соотношения цен на конкурирующие товары; емкости рынка; коммерческих условий реализации продукции; распределения доходов; уровня экономического развития страны.

      Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно  классифицировать следующим образом: по продолжительности действия — на временные (сезонные, социальные, стихийные) и постоянные; по характеру воздействия — на циклические (обновление основных фондов и продукции) и нециклические (регулирование экономики, инфляция и др.). На  конкретных рынках отмеченные факторы действуют с неодинаковой интенсивностью, причем один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени. Возникновение, силу и длительность воздействия временных факторов на конъюнктуру рынка трудно предсказать, что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз.

      Для успешной конкуренции на рынке необходимы конъюнктурные исследования: изучение особенностей и тенденций развития основных параметров рынка, сбор и обработка информации о его состоянии, выявление возможных вариантов действий. В первые десятилетия нашего века в развитых странах начались систематические конъюнктурные исследования, которыми стали заниматься государственные и частные учреждения: в США — Гарвардский институт и Комитет экономических исследований, в Великобритании — Лондонский и Кембриджский университеты, во Франции — Статистический институт Парижского университета, в Германии — Конъюнктурный институт при Государственном статистическом управлении. В современных условиях фирмы стремятся иметь собственные конъюнктурные службы, а когда это невозможно, то заказывают конъюнктурные исследования рынков специальным фирмам и институтам.

      В нашей стране в 20-е годы был организован  Конъюнктурный институт, в настоящее время этими проблемами занимаются Научно-исследовательский конъюнктурный институт и Институт мировой экономики и международных отношений Российской АН.

      Конъюнктурное исследование состоит из текущего наблюдения, анализа рынка и прогноза конъюнктуры. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных вариантах и сроках их осуществления. Например, в результате постоянного наблюдения за конъюнктурой рынка сырья для производства моющих средств был сделан вывод о возможном повышении цен на сырье на 5—7% в следующем полугодии. «Такой прогноз даст компании время для выработки альтернативных решений: переход на заменители сырья, перераспределение издержек производства, использование новой технологии, изменение ассортимента продукции.

      В своей работе я попыталась описать воздействие рыночных механизмов на деятельность предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Основная часть.

      1.1. РЫНОК И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

      В ходе развития товарного хозяйства  формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных  организованных рынков с компьютерным оснащением. Рынок всегда интересовал экономистов. Такие выдающиеся ученые, как Ж.Б.Сэй, У.Джевонс, А.Смит, К.Маркс, Дж.Кейнс, Ф.Хайек, П.Сэмюэлсон и другие, создали оригинальные концепции рынка.

      Английский  экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок  как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара.

      Современный американский экономист Ф.Котлер характеризует  рынок как совокупность существующих и" потенциальных покупателей  товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек (1899—1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

Информация о работе Механизмы рынка