Механизмы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание

Рынок обладает несомненными достоинствами: естественным образом, без приказов и команд соединяет интересы производителей и потребителей, материально заинтересовывает производителей в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос.

Содержание

Введение
1. Основная часть.
1.1. Рынок и его классификация
1.2. Модель свободного рынка
1.3. Спрос, предложение, цена равновесия.
2. Расчетно-аналитическая часть.
2.1. Расчет плановой суммы прибыли и необходимого прироста оборотных средств.
Выводы
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Механизмы рынка курс..doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

      Итак, рынок — это взаимодействие продавцов  и покупателей. Каждый из них самостоятелен  в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.

      Покупателями  могут быть отдельные граждане; семьи; фирмы; посредники, приобретающие товары для последующей продажи (фирмы оптовой и розничной торговли); государственные учреждения.

      Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция заставляет их снижать издержки производства, увеличивать разнообразие продуктов, повышать их качество.

      Для расширения рынков сбыта как традиционных, так и новых товаров фирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Особенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями товаров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами, соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов. На рынке побеждает тот товаропроизводитель, конкурентоспособность продукции которого выше.

      Современный рынок все больше превращается в рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конструкции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность и долговечность; в" дизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.

      Роль  рынка в экономике определяется следующими моментами. Во-первых, рынок  через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов.

      Ф.Хайек  определял конкуренцию как процедуру  открытия таких факторов производства, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми.

      Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру  производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу.

      В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве, издержках их производства, полезности для потребителя.

      Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

      По  объектам купли-продажи различают  рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

      Рынок товаров можно представить состоящим  из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

      Рынок средств производства обычно рассматривают  в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков:

      1) топлива и минерального сырья; 

      2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

      3) объектов промышленного строительства;

      4) машин и оборудования;

      5) научно-технических знаний.

      Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства (ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта продукции используются поставки комплектного оборудования, а также отдельных узлов и деталей, торговля по заявкам покупателей, сдача изделий в аренду.

      На  рынке научно-технических знаний покупаются и продаются научно-технические идеи, открытия, изобретения, знания и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.

      Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.

      Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров.

      Рынок услуг — это купля-продажа  услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Вначале поставщиками информации выступали академические и научно-технические общества, государственные учреждения, учебные заведения, затем возникли коммерческие организации. В 80-е годы объём продаж на мировом информационном рынке оценивался в 50 млрд. долл. и увеличивался на 10% в год. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составляет до 80%.

      Одновременно  США выступают главным покупателем  на мировом рынке информации, потребляя 40% средств и услуг телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения (для сравнения — Япония потребляет 12—18% мировой информационной продукции, Западная Европа — 25—30%).

      Рынок капиталов в зависимости от объекта  купли-продажи делится на рынок  денег и рынок ценных бумаг (акции, облигации и др.). Акция — ценная бумага, выпускаемая корпорацией и делающая ее держателя собственником части капитала. Владелец акции получает часть дохода корпорации, пропорциональную вложенному капиталу. Облигация —ценная бумага, которая приносит ее собственнику доход в виде процента. Владелец облигации выступает как кредитор, отдавая свои деньги заемщику капитала во временное пользование и взимая за это плату. Облигации выпускаются государством, муниципальными органами, корпорациями.

      Организационно  рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг — фондовые биржи. По типу конкуренции различают:

    1. рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности;
    2. рынок, несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

      По  территориальному признаку выделяются местные рынки, обусловленные особенностями территориально-административного деления, национальные и мировые рынки. 

      1.2. МОДЕЛЬ СВОБОДНОГО РЫНКА

      Свободный рынок — абстракция, идеальный  образ, такой же, как полный вакуум или совершенно неподвижная точка.

      Вместе  с тем любой реально функционирующий  рынок (его обычно называют конкурентным) несет в себе элементы свободного рынка. Модель свободного рынка является одним из научных методов изучения реального рынка. Экономической наукой сформулированы признаки, которые в совокупности определяют режим свободного рынка.

      Первый  признак — неограниченное число  участников конкуренции, абсолютно  свободный доступ на рынок и выход  из него. Это означает экономическую свободу. Каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость (землю, дом) и т.д. Потребитель, обладающий денежным доходом, имеет право купить те товары и услуги, которые ему нужны.

      Второй  признак — абсолютная мобильность  материальных, трудовых, финансовых и  прочих ресурсов. Участник конкуренции  вкладывает свои деньги, допустим, в  акции ради увеличения дохода. Он может  рассчитывать на это, если там, куда переместился его капитал, произошло расширение производства и продаж в связи с привлечением дополнительных ресурсов, их более эффективным применением, освоением передовых технологий.

      Третий  признак — наличие у каждого  участника конкуренции полного  объема рыночной информации о предложении  и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п. Без этого он не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций, решить, какие именно акции принесут ему максимальный доход.

      Четвертый признак — абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок. Отсутствуют, разумеется, и все другие формы монополизма.

      Пятый признак — ни один участник свободной  конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико (первый признак), вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, то цена, за которую он собирается продать свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Выходит, что реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются некоей «невидимой рукой» (механизмом рынка).

      Возникает вопрос: насколько описанные выше признаки свободного рынка отличаются от хозяйственных систем современных  развитых стран? Нет сомнений, что  свободного рынка в строгом смысле слова никогда не было и нет ни в одной из них. Трудно представить, чтобы каждый предприниматель располагал абсолютно полной информацией о состоянии всей экономики, ресурсы беспрепятственно перемещались из одной отрасли в другую, отсутствовали монополизм и инфляция, а безработными были только те, кто не хочет работать.

      На  конкурентном рынке могут действовать  монополистические образования, удерживающие высокие цены, мешающие свободному межотраслевому перемещению ресурсов и ограничивающие доступ на рынки. Возможны искажения рыночных процессов под воздействием инфляции, безответственных действий профсоюзов, ошибочной экономической политики государства, просчетов самих предпринимателей из-за неполноты коммерческой информации или по другим причинам.

      До  каких пределов могут нарастать  отклонения от режима свободного рынка? Таким пределом является сохранение рыночного механизма. Если, несмотря на все деформации, цены изменяются под воздействием спроса и предложения, движение ресурсов, инвестиций и производства ориентируется на колебания спроса, остаются в неприкосновенности прочие звенья рынка, то рыночная экономика в целом жива и действует.

      Как показывает опыт развитых стран мира, общая тенденция развития конкурентных рынков заключается в их последовательном приближении к новому качеству свободного рынка. Имеется в виду не рынок XIX в., а тот, где участвуют крупные корпорации, существует развитая инфраструктура, применяются эффективные средства государственного регулирования, распространены современные приемы маркетинга и долгосрочного планирования и т.д.

      Так, в развитых странах можно обнаружить весьма высокую плотность конкурентов, особенно на тех рынках, где продается  технологически совершенная продукция. Рынки открыты, и любое предприятие имеет шанс занять там свое место, выпуская конкурентоспособную продукцию. В частности, о сильной конкуренции свидетельствует то, что для занятия 1% мирового рынка телевизоров, принимающих наземные станции, и рынка домашних компьютеров требуется не менее 6—7 лет, видеомагнитофонов — 7—8 лет, стереосистем — 20 лет, и то при условии, что лидирующие на этих рынках американские и японские корпорации оставят свою продукцию на уровне 80-х годов. Чем сильнее конкурентный режим (первый признак), тем лучше качество товаров и услуг, прогрессивнее их структура.

Информация о работе Механизмы рынка