Механизмы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание

Рынок обладает несомненными достоинствами: естественным образом, без приказов и команд соединяет интересы производителей и потребителей, материально заинтересовывает производителей в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос.

Содержание

Введение
1. Основная часть.
1.1. Рынок и его классификация
1.2. Модель свободного рынка
1.3. Спрос, предложение, цена равновесия.
2. Расчетно-аналитическая часть.
2.1. Расчет плановой суммы прибыли и необходимого прироста оборотных средств.
Выводы
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Механизмы рынка курс..doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

      Изменение соотношения между реальными  и свободными рынками под влиянием передовых информационных технологий можно показать на примере действующей с 1977 г. межбанковской системы компьютерных телекоммуникаций SWIFT . По состоянию на 1989 год эта система была совместным предприятием 1500 крупнейших банков мира, которые не только пользовались ею сами, но и сдавали телекоммуникационные каналы в аренду 2800 корпорациям.

      SWIFT работает круглосуточно, семь  дней в неделю, передавая в  течение суток порядка 1,5 млн. сообщений в любую точку земного шара, причем скорость транспортировки данных не превышает нескольких минут. Система охватывает практически все разновидности банковской информации, а в перспективе ее управляющие собираются освоить передачу данных, касающихся операций с ценными бумагами.

      Поскольку в современной рыночной экономике  функционирует не одна, а множество систем, подобных SWIFT, третий признак свободного рынка (абсолютная полнота информации) постепенно становится не таким уж и абстрактным. Когда информация объемна, достоверна и поступает своевременно, то сокращаются запаздывания в принятии коммерческих решений, реже случаются просчеты в прогнозировании цен, спроса, дивиденда и т.п., точнее распределяются капиталовложения и ресурсы, эффективнее работает механизм рынка. Перемены, которые несут передовые информационные технологии, демонстрируют, что рыночная система содержит еще много резервов, невостребованных даже в странах с давними рыночными традициями. 

      1.3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ

      Применим  модель свободной конкуренции к  отдельно взятому рынку. Взаимодействие его основных параметров —спроса, предложения, цены — раскрывает механизм рынка, иными словами, то общее, что есть в функционировании рынка товаров, капитала, рабочей силы. Рассмотрим рынок товаров, предполагая на данной ступени анализа, что он не связан с другими рынками.

      Пусть на товарном рынке, например, велосипедов  существует режим свободной конкуренции. Это значит, что на нем представлено множество потребителей-покупателей, нуждающихся в велосипедах и выделивших средства для их приобретения. Экономический интерес потребителей состоит в том, чтобы купить товар и удовлетворить свою потребность. Им противостоят производители-продавцы. Затрачивая ресурсы на производство и сбыт велосипедов, они заинтересованы в прибыльной продаже этих вещей.

      Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения велосипедов. Несмотря на то, что им хотелось бы купить товар подешевле, они осознают, что у продавцов другие заботы — продать подороже. Поэтому любители велосипедов предлагают за них так называемую цену спроса — предельную максимальную цену, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей не хватит денег на покупку.

      Между ценой спроса и количеством продаваемой  продукции существует взаимная связь. С одной стороны, чем меньше количество товара, тем выше потребитель оценивает его полезность, тем большую цену он согласен за него уплатить, и наоборот. С другой стороны, когда цена спроса велика, покупателей товара находится сравнительно немного, сохраняется небольшой объем продаж. Если же цена спроса снижается, товар становится более доступным, число потребителей растет вместе с количеством продаваемых изделий. Разумеется, в реальной экономике зависимости между ценой и спросом могут быть значительно сложнее, например в ситуациях с устойчивыми инфляционными ожиданиями или монополистическими деформациями рынка (эти явления будут  рассмотрены в следующих главах).

      Итак, зависимость между ценой спроса Р - цена и количеством продаваемого товара q - количество, описывающая рыночное поведение потребителя, называется кривой цены спроса, или кривой спроса. На рисунке она представлена кривой DD  — спрос.

      Обратимся к действиям производителей-продавцов, которые стремятся продать товар подороже, сознавая, что у потребителей иные интересы. В результате образуется цена предложения — предельная минимальная цена, по которой производители еще готовы продавать свои изделия покупателям. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения потому, что тогда производство и сбыт стали бы нерентабельными, что несовместимое экономическим интересом поставщика.

      Чем меньше цена предложения, тем меньшее  количество велосипедов поступит в продажу, поскольку у многих изготовителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой сравнительно небольшой цены, что сделает невыгодным выпуск товара. По мере повышения цены предложения будут возрастать и число производителей, и объемы поставок товара на рынок. На рисунке поведение продавцов характеризуется кривой цены предложения, или кривой предложения SS — предложение.

      Интересы  производителей и потребителей совпадают  в точке пересечения кривых спроса и предложения Е. Это равновесное состояние рынка, при котором достигается наилучший объем производства и продаж q E , равный оптимальной величине покупок и потребления, а рыночная цена становится ценой равновесия PE. Действительно, изготовителям невыгодно дальнейшее повышение цены и расширение предложения, ибо тогда товар не найдет спроса, а они обанкротятся. Соответственно и потребителям не приходится рассчитывать на приобретение большего количества товара или на снижение его цены: такое развитие событий противоречит интересам производителей.

      Подчеркнем, что равновесное состояние изолированного рынка является неполным, частичным, ибо не учитывает более сложные условия, возникающие при взаимодействии рынков.

      Условие частичного равновесия любого рынка: спрос равен предложению, т.е.

      DE = SE

      В точке равновесия Е валовая выручка  равна произведению цены равновесия на соответствующий ей объем продаж, PeqE.

      Разберемся  в том, как действует механизм свободного рынка при нарушении частичного равновесия. Как мы увидим, его действие зависит от рассматриваемого периода времени.

      Краткосрочный период (условия производства не меняются). Предположим, что на товарном рынке, например, велосипедов увеличился  совокупный спрос на товар.  Такое случается довольно часто и по разным причинам: например, возросли доходы у значительной части населения или подорожали автомобили, что заставило некоторых потребителей изменить структуру спроса и переключиться на покупку велосипедов, и т.д. Желание потребителей приобрести дополнительное количество велосипедов и готовность заплатить за них большую сумму денег отражает новая кривая спроса D’D’ , проходящая правее и выше кривой DD.

      Повышение спроса нарушит равновесие и приведет в движение механизм рынка. Начнет повышаться цена, в продажу станут вовлекаться товарные запасы, а также велосипеды, изготовленные теми, кто раньше не мог их сбыть из-за слишком низкой цены. Новое равновесие будет отражать точка R, обозначающая, что к потребителям поступила товарная масса в объеме (qR - qE). Таков краткосрочный эффект действия рыночного механизма. На большее он пока не способен, поскольку дальнейшее наращивание производства возможно лишь при увеличении производства, а на это требуется время.

      Итак, в краткосрочном периоде увеличение спроса приводит к росту цены равновесия.

      Долгосрочный  период (условия производства меняются).

      Изготовители  велосипедов расценивают новую, более высокую цену и соответствующее увеличение доходов как мощный стимул расширения производства и продаж. Одновременно такая цена сигнализирует всем владельцам денежных ресурсов и факторов производства, что велосипедное дело превращается в сферу выгодного вложения капитала. Узнав об этом (третий признак свободного рынка), акционеры направляют туда дополнительные денежные средства (первый признак), после чего изменяются условия производства (второй признак).

      Поскольку дополнительный совокупный спрос увеличивает  емкость велосипедного рынка, то обостряется конкуренция между предприятиями за поставку добавочного количества товара. Очевидно, что преуспеют те, кто сможет быстрее других увеличить выпуск при одновременном снижении затрат и цен предложения. Поведение производителей на рынке будет описываться новой кривой предложения S’S’ , так как увеличение предложения товара смещает кривую предложения вправо и вниз.

      Положение на рынке вновь изменится. Предложение подтягивается к спросу, и поскольку удержать повышенную цену невозможно (пятый признак), она начинает снижаться в направлении новой отметки равновесия N, т.е. от РR до PE.

      Условия равновесия становятся иными (DN = SN ; PEqN), а это значит, что сцрос удовлетворен, дефицит ликвидирован, дополнительные велосипеды попали в руки тех, кто в них нуждался. Как видно, получив первоначальный импульс от спроса, механизм свободного рынка вызвал адекватную реакцию производства и предложения. Понятно, что в случае уменьшения спроса на велосипеды рыночный механизм сработал бы в обратном направлении.

      Итак, в долгосрочном периоде увеличение предложения товара снижает цену равновесия. Таким образом, поведение рынка в краткосрочном и долгосрочном периодах различно. 
 
 

      3. Расчетно-аналитическая часть

      3.1. РАСЧЕТ ПЛАНОВОЙ СУММЫ ПРИБЫЛИ

      Прибыль от реализации продукции определяется как разница между плановой суммой выручки (без учета налога на добавленную стоимость, спецналога и акцизов) и плановой суммой себестоимости продукции.

      Имеем:

      выручка от реализации продукций                               18674 тыс. руб.

      на  квартал

      НДС и спецналог                                                              3487 тыс. руб.

      (18,7% от выручки)                                                 

      себестоимость продукции                                                12060 тыс. руб. 

      Прибыль от реализации составляет 3100 тыс. руб. (18 647 -3487 - 12 060). Других видов плановой прибыли в этом квартале у хозяйствующего субъекта нет. 

      РАСЧЕТ  НЕОБХОДИМОГО ПРИРОСТА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

      При составлении финансового плана  важным моментом является расчет потребности в оборотных средствах. Потребность в оборотных средствах рассматриваемого хозяйствующего субъекта определяется для средств, вложенных в производственные запасы (сырье и материалы), незавершенное производство, в готовую продукцию, товары для фирменного магазина, денежные средства в кассе и в пути, прочие активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, тара под товаром и порожняя, расходы будущих периодов). Потребность в оборотных средствах по сырью и материалам определяется путем умножения однодневного их расхода на норму в днях, которая, как и все другие нормы, устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно.

      Имеем:

      расход  сырья и материалов на квартал - 9900 тыс. руб.;

      Однодневный расход сырья и материалов - 110 тыс. руб. (9900/90);

      норма запаса - 28 дней.

      Потребность в оборотных средствах по сырью  и вспомогательным материалам (производственные запасы) составляет 3080 тыс. руб. (110 х 28). Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству определяется умножением однодневного выпуска продукции по себестоимости на норму незавершенного производства в днях.

      Имеем:

      выпуск  продукции по себестоимости на квартал - 12 060 тыс. руб.;

      однодневный выпуск продукции по себестоимости -134 тыс. руб. (12060 / 90);

      норма незавершенного лроизподстпа-3 дня.

      Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству составляет 402 тыс.руб. (134 х 3). По готовой продукции потребность в оборотных средствах определяется умножением однодневного выпуска продукции по себестоимости на норму оборотных средств по готовой продукции. При норме 2 дня потребность средств по готовой продукции составляет 268 тыс. руб. (134х2). Потребность в оборотных средствах по запасам товаров определяется умножением однодневного оборота этих товаров по покупным ценам на норму запаса их в днях.

      Имеем:

      однодневный оборот - 20,5 тыс. руб.;

      норма запасов товаров -2 дня.

      Потребность в оборотных средствах по запасам  товаров составляет 41 тыс. руб. (20,5 х 2). В кассе и в пути потребность  в денежных средствах определяется умножением однодневного товарооборота по продажным (т.е. розничным) ценам на норму запаса денежных средств в днях.

Информация о работе Механизмы рынка