Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:46, контрольная работа
На сегодняшний день в мире успешно функционирует много тысяч малых и крупных организаций и предприятий. У всех этих образований разный вид деятельности, разная цель и методы ее достижения. Объединяет их только один фактор, без которого не возможно функционирование ни одной, даже самой маленькой организации – человеческий фактор.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….
1. Роль человеческого фактора в менеджменте …………………………….………
1.1 Кадровая политика ……………………………………………………………..
1.2 Система кадровой работы, ее содержание, формы и методы ……………….
1.3 Особенности современного периода работы с кадрами управления ……….
2. Сущность лидерства ………………………………………………………………..
2.1 Лидер и менеджер, основное отличие …………………………………………
2.2 Роль лидера в группе, способы влияния ………………………………………
2.3 Стили руководства ……………………………………………………………..
3. Выводы и предложения ……………………………………………………………
4. Функциональные обязанности руководителя, менеджера ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….
Кадровую политику ООО «РоСТРАНС» можно также оценить, используя показатели эффективности работы с кадрами.
Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью следующих коэффициентов:
1)Коэффициент выбытия кадров Квк определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период Рув. к средней численности работников за тот же период Р:
Квк = Рув/ Р*100 %
По имеющимся данным вычислим коэффициент выбытия за 2008 год ООО «РоСТРАНС»:
Квк = 8/100*100 = 0,0008 %
2) Коэффициент приема кадров Кпк определяется отношением количества работников, принятых на работу за данный период Рпк. и среднесписочной численностью работников за тот же период Р:
Кпк = Рпк/Р*100 %
Коэффициент приема кадров за 2008 год составил 0,0011 %.
3) Коэффициент стабильности кадров Кск рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях:
Кск = 1 - (Рув/Р + Рп) * 100 %,
где Рув - численность работников уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период;
Р - среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному;
Рп - численность вновь принятых за отчетный период работников.
Коэффициент стабильности составил 88,92%, в расчет брались следующие данные:
Рув - 8 человека;
Р - 100 человек;
Рп - 11 человек.
В идеале коэффициент стабильности кадров должен быть приближен к 90-95%.
Но наиболее показательным является коэффициент текучести кадров.
Уровень текучести кадров (Утк) оценивается соотношением числа работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию или по инициативе администрации (Рув), и среднесписочного числа работников (Р).
Утк = Рув/ Р * 100 %
Для ООО «РоСТРАНС» Утк составило 8 %, что является низким показателем.
Лидерство
как понятие имеет много
Лидерство – способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей. Лидеры выполняют функции ожидаемые коллективом. Они не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций.
Таким образом, лидерство является функцией социальной среды, персонифицированной в отдельной личности, которой доверяют остальные и которая в наибольшей степени способна решить назревшие задачи. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, лидер должен обладать четким видением будущего и путей его достижения. Если такое видение исходит не из реальных возможностей, а из ничем не подкрепленных «благих» пожеланий, он может, осознано или неосознанно, выводя своих последователей из одного тупика, завести в другой, еще более глубокий.
Должность формально создает для человека необходимые предпосылки для того, чтобы быть лидером, но автоматически таковым его не делает (тем не менее лидерами чаще всего становятся лица с высоким общественным статусом, хотя и не обязательно руководители).
Лидер
не утверждается приказом, а психологически
признается окружающими как единственный,
кто способен обеспечить удовлетворение
их потребностей, взять на себя большую
ответственность, чем предусмотрено должностью.
К лидеру добровольно, но не всегда осознано
присоединяются большинство группы. Чем
выше его авторитет, тем выше эффективность
деятельности последней.
Рисунок
4 – Типы лидерства
Инструментальный лидер в коллективе, общий уровень которого ниже среднего чаще всего выступает в роли эксперта по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей. Экспрессивный лидер является эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять психологическое напряжение, чем увеличивает эффективность работы. Экспрессивный и инструментальный лидеры, как правило, разные люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке. Но и тот и другой – интеграторы группы, образцы, с которых остальные сверяют свои мысли и поступки.9
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
- проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
- достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
-
уход лидера резко снижает качество управления
на неопределенное время.
2.1
Лидер и менеджер, основные
отличия.
Лидер
и менеджер - не равнозначные понятия.
Лидер организации – это член
организации, обладающий возможностями
влиять на поведение других членов
посредством своих личностных качеств.
Менеджер – это член организации,
имеющий возможность влиять на поведение
людей посредством своих
Ключевыми
компетенциями менеджера
-
планирование (постановка целей
и задач, планирование
-
управление подчиненными (формирование
организационной структуры,
-
осуществление регулирования,
Ключевыми компетенциями лидера являются:
-
определение направления (
-
объединение людей (
-
мотивация людей (
Менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический. И в этом основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Совмещение компетенций лидера и менеджера – залог успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды. Это связано с тем что:
-
только лидеры организаций
-
только лидеры организаций
-
в условиях ограниченности
-
лидер организации скорее
Таким
образом, отличие понятие лидера
от менеджера достаточно велико. Менеджер,
как правило, всегда лидер. Лидер
же не обязан быть менеджером. Лидерство
встречается как в формальных
отношениях, так и не в формальных,
чего нельзя сказать о менеджменте.10
2.2
Роль лидера в
группе, способы влияния.
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.
Возникновение лидерства (неформального руководства) и его функций в группе определяются структурой, положением и задачами группы. Лидеры благодаря своей центральной позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы.
Потребность
во влиятельном лидере особенно остро
ощущается группой в тех
Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.
Многие из функций применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных коллективов и крупных организаций:
а) Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы. Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других, ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.