Менеджмент человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:46, контрольная работа

Описание

На сегодняшний день в мире успешно функционирует много тысяч малых и крупных организаций и предприятий. У всех этих образований разный вид деятельности, разная цель и методы ее достижения. Объединяет их только один фактор, без которого не возможно функционирование ни одной, даже самой маленькой организации – человеческий фактор.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….
1. Роль человеческого фактора в менеджменте …………………………….………
1.1 Кадровая политика ……………………………………………………………..
1.2 Система кадровой работы, ее содержание, формы и методы ……………….
1.3 Особенности современного периода работы с кадрами управления ……….
2. Сущность лидерства ………………………………………………………………..
2.1 Лидер и менеджер, основное отличие …………………………………………
2.2 Роль лидера в группе, способы влияния ………………………………………
2.3 Стили руководства ……………………………………………………………..
3. Выводы и предложения ……………………………………………………………
4. Функциональные обязанности руководителя, менеджера ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 127.06 Кб (Скачать документ)

     Кадровую  политику ООО «РоСТРАНС» можно также оценить, используя показатели эффективности работы с кадрами.

Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью следующих коэффициентов:

1)Коэффициент выбытия кадров Квк определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период Рув. к средней численности работников за тот же период Р:

Квк = Рув/ Р*100 %

По имеющимся  данным вычислим коэффициент выбытия  за 2008 год                    ООО «РоСТРАНС»:

Квк = 8/100*100 = 0,0008 %

2) Коэффициент приема кадров Кпк определяется отношением количества работников, принятых на работу за данный период Рпк. и среднесписочной численностью работников за тот же период Р:

Кпк = Рпк/Р*100 %

Коэффициент приема кадров за 2008 год составил 0,0011 %.

3) Коэффициент стабильности кадров Кск рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях:

Кск = 1 - (Рув/Р + Рп) * 100 %,

где Рув - численность работников уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период;

Р - среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному;

Рп - численность вновь принятых за отчетный период работников.

Коэффициент стабильности составил 88,92%, в расчет брались следующие данные:

Рув - 8 человека;

Р - 100 человек;

Рп - 11 человек.

В идеале коэффициент  стабильности кадров должен быть приближен  к 90-95%.

Но наиболее показательным является коэффициент текучести кадров.

Уровень текучести  кадров (Утк) оценивается соотношением числа работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию или по инициативе администрации (Рув), и среднесписочного числа работников (Р).

Утк = Рув/ Р * 100 %

Для ООО «РоСТРАНС» Утк составило 8 %, что является низким показателем.

  1. Сущность лидерства.
 

     Лидерство как понятие имеет много определений. Оно используется для описания широкого круга явлений, связанных с процессами власти и руководства в разных социальных коллективах. Лидер –  субъект лидерства. Это авторитетный член группы, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия и принимаемый группой благодаря  его способности решать для группы проблемы и задачи.8

     Лидерство – способность влиять на окружение, направляя активность людей и  групп на достижение целей. Лидеры выполняют  функции ожидаемые коллективом. Они не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место  в жизни, выход из сложных ситуаций.

     Таким образом, лидерство является функцией социальной среды, персонифицированной в отдельной личности, которой доверяют остальные и которая в наибольшей степени способна решить назревшие задачи. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, лидер должен обладать четким видением будущего и путей его достижения. Если такое видение исходит не из реальных возможностей, а из ничем не подкрепленных «благих» пожеланий, он может, осознано или неосознанно, выводя своих последователей из одного тупика, завести в другой, еще более глубокий.

     Должность формально создает для человека необходимые предпосылки для  того, чтобы быть лидером, но автоматически  таковым его не делает (тем не менее лидерами чаще всего становятся лица с высоким общественным статусом, хотя и не обязательно руководители).

     Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидеру добровольно, но не всегда осознано присоединяются большинство группы. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней. 
 
 
 
 
 
 

     

           

       
 
 

Рисунок 4 – Типы лидерства 

     Инструментальный  лидер в коллективе, общий уровень  которого ниже среднего чаще всего  выступает в роли эксперта по любым  вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей. Экспрессивный лидер является эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять психологическое напряжение, чем увеличивает эффективность работы. Экспрессивный и инструментальный лидеры, как правило, разные люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке. Но и тот и другой – интеграторы группы, образцы, с которых остальные сверяют свои мысли и поступки.9

     Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

     Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

     - проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;

     - достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;

     - уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. 
 
 

     2.1  Лидер и менеджер, основные отличия. 

     Лидер и менеджер - не равнозначные понятия. Лидер организации – это член организации, обладающий возможностями  влиять на поведение других членов посредством своих личностных качеств. Менеджер – это член организации, имеющий возможность влиять на поведение  людей посредством своих должностных  полномочий. Оптимальным условием эффективного руководителя является сочетание в  одном лице менеджера и лидера организации.

     Ключевыми компетенциями менеджера являются:

     - планирование (постановка целей  и задач, планирование действий  и ресурсов);

     - управление подчиненными (формирование  организационной структуры, определение  позиций каждого, установление  системы контроля);

     - осуществление регулирования, координирования  и контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение).

     Ключевыми компетенциями лидера являются:

     - определение направления (общее  видение цели, стратегия, формирование  организационной культуры);

     - объединение людей (формирование  и управление коммуникацией, создание  коалиций, налаживание связей);

     - мотивация людей (стимулирование  активности и творчества, поддержание  ценностей и эмоций, обучение  и передача опыта).

     Менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический. И в этом  основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Совмещение компетенций лидера и менеджера – залог успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды. Это связано с тем что:

     - только лидеры организаций могут  выработать эффективную стратегию  организации в жестких конкурентных  условиях и объединить организационные  усилия, направленные на достижение поставленных целей;

     - только лидеры организаций способны  осуществить координальные изменения, определяющие успешность деятельности организации на перспективу;

     - в условиях ограниченности ресурсов  лидер организации более эффективно  решает сложные проблемы, оптимально  использует кадровый потенциал.  Он обладает гораздо большим  количеством рычагов воздействия  на мотивацию подчиненных;

     - лидер организации скорее выстроит  прочные партнерские отношения  внутри организации и вне ее, нежели это сделает менеджер без лидерских качеств.

     Таким образом, отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер  же не обязан быть менеджером. Лидерство  встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных, чего нельзя сказать о менеджменте.10 

     2.2 Роль лидера в  группе, способы влияния. 

     Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.

     Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует  в составе разнообразных групп  и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и  неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

     Возникновение лидерства (неформального руководства) и его функций в группе определяются структурой, положением и задачами группы. Лидеры благодаря своей центральной позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы.

     Потребность во влиятельном лидере особенно остро  ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых  целей возникает какое-либо препятствие  или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая  ситуация. Это может в равной степени  касаться и сложных условий боевой обстановки, стихийных бедствий (например, группа альпинистов и обвал в горах) и перипетий учрежденческой реорганизации. В таких случаях всегда возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть целей или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей, или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д.), тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы. Степень опасности или трудности преодоления препятствия, с которым сталкивается группа, обусловливает не только факт возникновения лидерства, но также объем и формы его распространения. В наиболее критических ситуациях лидерство фокусируется, сосредоточивается в одних руках.11

     Специфика функций лидера обусловлена особенностями  группы, которой он руководит; в демократичных  группах решающее значение имеют  совершенно другие функции, нежели в  «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

     Многие  из функций применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных коллективов и крупных организаций:

     а) Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы. Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других, ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.

Информация о работе Менеджмент человеческих ресурсов