Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 22:37, курсовая работа
Переход к рыночной экономике связан с переходом к системе современного менеджмента, главным объектом которого стано¬вится организация (предприятие), а внутри нее – человек труда, работник.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Кадровая политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Роль человеческого фактора в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Роль оценки и подготовки специалистов в эффективности
работы организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.1 Оценка персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.2 Подготовка персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
4. Лидерство. Стиль управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1 Понятие лидерства. Лидер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.2 Ситуационный подход к лидерству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
4.3 Стиль руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
5. Менеджеры в различных звеньях организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
6. Конфликты и изменения в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
6.1 Конфликты и управление конфликтами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
6.2 Организационные изменения и управление
этими изменениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
· поднятие престижа предприятия;
· исследование атмосферы внутри предприятия;
· анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
· обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
Кадровая
политика является составной частью
всей управленческой деятельности и
производственной политики организации.
Она имеет целью создать
2. Роль человеческого фактора в управлении
Понятие "человеческий фактор" входит в научный обиход различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, науки управления и т. д. Под "человеческим фактором" в психологии понимают человеческий компонент управления, т. е. личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании "человеческий фактор" - это внутренний мир людей; их потребности, интересы, установки, переживания, направленности и т. д. Без знания закономерностей деятельности и поведения людей трудно добиться высокой эффективности управления. Они необходимы руководителю современного производства не менее, чем, например, знания в области технологий и экономики. Недостаточное понимание проблем человеческого фактора является причиной самых различных производственных неурядиц: конфликтов, текучести кадров, снижения качества продукции и производительности труда [1].
Впервые
это понятие ввел в научный
обиход Тейлор, который поставил перед
собой задачу создать систему
повышения производительности труда
за счет его интенсификации. Он пришел
к выводу, что главная причина
низкой производительности кроется
в несовершенной системе
Генри Файоль был первым, кто разработал довольно последовательную систему принципов учета закономерностей человеческого фактора в управлении. Файоль разработал вопросы стимулирования труда применительно к деятельности высшего звена управления.
В дальнейшем Мэйо открыл "хоторнский эффект" (Хоторн - городок близ Чикаго). Хоторнские эксперименты показали, что производительность труда и качество продукции зависят не от условий работы, не от физиологического состояния рабочего и не от формы оплаты его труда, а от социальных и психологических факторов. Если рабочие экспериментальных групп сознавали, что являются предметом внимания со стороны руководства и своих непосредственных начальников, то они с удовольствием отзывались на намерение руководителей повысить эффективность труда. Причиной положительных реакций рабочих были не изменения материального порядка, а социальные и психологические аспекты ситуации.
К
слагаемыми человеческого фактора
С
помощью такого понимания человеческого
фактора осуществляется анализ, который
можно считать экономико-
Как бы ни понимался человеческий фактор, с каких бы позиций ни подходили к нему, бесспорно: человеческий фактор есть активность людей.
Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенным профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкости мышления, умением идти на риск, напористостью, реализовать намеченные планы, быть лидером в коллективе.
Основой человеческого фактора является личность : психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе. В связи с этим создается функциональная структура (рис. 1)
Психологический опыт | ||
Личность | Направленность личности | |
Специальный опыт | ||
Социально-психологический процесс |
Рис. 1 Функциональная структура личности человека
Менеджеру в управлении персоналом и решении социальных проблем коллектива необходимо руководствоваться этой структурой, для того чтобы [1]:
В целях зарождения энтузиазма, желания эффективно трудиться есть наиболее ответственная и сложная задача менеджера. В этой связи важное значение имеет способность менеджера акцентировать внимание на достижении каждого сотрудника, умение выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные стимулы к труду. Все это требует специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров.
По этой проблеме
сложилось несколько
Вторая позиция, гораздо менее поддерживаемая, связывает подготовку менеджера по УЧР с базовыми гуманитарными, поведенческими науками. Как правило, обучение ведется либо на факультетах социологии, либо на факультетах психологии в рамках узких специализаций, в принципе ориентированных на подготовку менеджеров.
Сильной стороной психологической подготовки является то, что она изначально предполагает понимание природы человека как специфического ресурса, знание некоторых детерминант его поведения, методов и средств, позволяющих определить индивидуальные характеристики человека и параметры социальной группы [2]. Слабая же сторона - сведение природы человеческого ресурса к природе самого человека или малой группы и недооценка знаний природы социальных институтов и институциональных требований, власти, социальных и экономических механизмов регуляции поведения, экономических показателей результатов их деятельности, логики функционирования и развития организаций, специфики культурной регуляции поведения и др. Подготовка на социологическом факультете страдает противоположным эффектом и наряду с недостатком знаний по психологии здесь также плохо обстоит с экономическими дисциплинами. Общим недостатком для всех трех типов подготовки менеджера по УЧР являются неглубокие знания по управленческим наукам.
Специфика человеческого ресурса во многом задает содержание деятельности менеджера по УЧР. В качестве человеческого ресурса рассматриваются люди во всех их проявлениях (индивиды, представители разных социальных групп, представители организационной целостности). При этом речь идет о работе как с потенциально возможными, так и с реальными членами организации (ракурс работы) [8].
Специфика этого ресурса видится в том, что это один из наиболее ценных типов организационного ресурса, причем очень сложный, динамичный, развивающийся во времени, определяющий во многом уровень развития и эффективность организации. Его уникальными чертами, во многом задающими логику работы с ним, выступают такие его свойства как: способность постановки собственных целей, инициировать и проявлять активность; способность к изменению своих свойств и своего поведения во времени, сопротивляться внешним, в том числе организующим воздействиям; способности к обучению, самопрограммированию, самоконтролю, саморазвитию, сотрудничеству и самоорганизации. Этот тип ресурса может выступать не только объектом, но и субъектом воздействия на другие объекты; предопределяет доступ и эффективность использования других организационных ресурсов; дорожает по мере эксплуатации и т.д.
Можно
выделить следующие направления
работы менеджеров по УЧР [9]: организационное
проектирование и реконструкция; налаживание
системы деловых коммуникаций; подбор,
расстановка, оценка и аттестация персонала,
продвижение кадров, профессиональная
адаптация, планирование и управление
профессиональной карьерой; работа по
формированию рабочих и управленческих
команд, формирование и изменение состава
коллективов и целевых групп; стимулирование
механизмов самоорганизации коллективов
и мотивации работников; развитие и обучение
персонала организации; формирование
действенной корпоративной культуры;
работа по формированию и поддержанию
организационного ядра; работа в сфере
внутреннего PR; работа по обеспечению
стабильности и оптимизации движения
кадров; социально-психологическая адаптация
молодых работников: снятие социальных
напряжений, производственных и организационных
конфликтов; разрешение трудовых конфликтов;
социальная и психологическая релаксация
работников; анализ рынка труда; разработка
кадровой стратегии; кадровый маркетинг;
работа по внешнему PR: привлечение квалифицированных
специалистов в организацию; работа с
образовательными учреждениями; работа
с учебными заведениями и др.
3. Роль оценки и подготовки специалистов в эффективности работы организации
3.1 Оценка персонала
Оценка персонала необходима как важный элемент контроля и мотивации сотрудников.
Под оценкой персонала, как правило, понимают специальную комплексную процедуру, которая проводится регулярно (ежегодно) с целью определения соответствия сотрудника той или иной должности, результативности его труда, а также возможностей его дальнейшего развития в компании.
Оценка персонала направлена на достижение следующих целей [7]:
– определение эффективности работы сотрудника за прошедший период;
– оценка компетенций сотрудника: знаний, навыков и поведенческих моделей, используемых в работе;
– оценка соответствия сотрудника занимаемой должности;
– определение возможности и путей повышения эффективности его работы;
– определение зон развития сотрудника на следующий временной период; составление плана обучения;
– планирование карьеры сотрудника;