Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 22:37, курсовая работа
Переход к рыночной экономике связан с переходом к системе современного менеджмента, главным объектом которого стано¬вится организация (предприятие), а внутри нее – человек труда, работник.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Кадровая политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Роль человеческого фактора в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Роль оценки и подготовки специалистов в эффективности
работы организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.1 Оценка персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.2 Подготовка персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
4. Лидерство. Стиль управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1 Понятие лидерства. Лидер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.2 Ситуационный подход к лидерству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
4.3 Стиль руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
5. Менеджеры в различных звеньях организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
6. Конфликты и изменения в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
6.1 Конфликты и управление конфликтами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
6.2 Организационные изменения и управление
этими изменениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
– вскрытие проблемных зон, для дальнейшего поиска решений.
Кроме этого можно говорить о дополнительной управленческой ценности комплексной оценки персонала.
Во-первых, проведение оценки дает дополнительные возможности контроля и мотивации сотрудников. Сознание того, что обязательно будет проверка знаний, умений и навыков держит сотрудников в тонусе, провоцирует на самостоятельную подготовку и саморазвитие. Возможность проявить себя перед руководством и коллегами один из сильнейших мотиваторов для многих специалистов. Отношение к оценке вскрывает лояльность сотрудников к компании. Это проявляется в том, есть ли желание соответствовать представлениям копании об идеальном сотруднике или наоборот, демонстрируется негативное отношение к тому, что предъявляются те или иные требования к знаниям, умения и навыкам.
Во-вторых, оптимизирует работу руководителя: систематизирует и стандартизирует возможности оценки подчиненных, дает иллюстративный инструмент для обратной связи о работе подчиненного.
В
оценке персонала очень тесно
связаны психологические и
В процессе оценки персонала выявляется причина, почему специалист не справляется со своими обязанностями [4]:
1. Не хватает профессиональных знаний или навыков. Эту проблему можно решить обучением, или она решится сама с приобретением опыта, если позволяет время.
2. Личностные особенности, стиль поведения не соответствуют должностным обязанностям. Тогда надо определить, можно ли это поведение и личностные особенности скорректировать обучением, есть ли возможность перевести человека на другую должность.
3. Недостаточно мотивации, и рабочее время специалист тратит на достижение собственных целей, не связанных с работой. Тогда выяснить его потребности, определить, что может его мотивировать; иначе придется расстаться с данным работником.
4. Недостаточно
времени. Тогда оценивать,
Кроме этого, естественно, оценка персонала должна распространяться и на вновь принимаемых специалистов. В компании должны быть разработаны ситуационно-поведенческие кейсы, прогнозирующие поведение соискателя в рабочей ситуации; тесты, или подготовленные батареи вопросов, диагностирующие профессиональные знания и навыки, а также способности специалиста, его обучаемость.
Оценка
персонала позволяет принимать
объективные решения в
3.2 Подготовка персонала
Научно-технический
прогресс предъявляет новые требования
к качеству рабочей силы. Одной
из важнейших задач становится обеспечение
соответствия профессионально-
В рыночных условиях необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд предприятия определяет сам работодатель. В соответствии со ст. 196 ТК РФ, регламентирующей права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в своей организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором и трудовыми соглашениями.
Одним из способов достижения качества трудовых ресурсов является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого не достаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.
Подготовка
представляет собой обучение работников
навыкам, позволяющим поднять
Обучение
полезно и требуется в трех
основных случаях. Во-первых, когда
человек поступает в
Факторы обеспечивающие эффективность программ обучения [11]:
1.Для
обучения нужна мотивация.
2.Руководство
должно создать климат, благоприятствующий
обучению. Это подразумевает поощрение
учащихся, их активное участие
в процессе обучения, поддержку
со стороны преподавателей, желание
отвечать на вопросы. Важным
моментом может оказаться и
создание определенной
3.Если
навыки, приобретенные по средствам
обучения, являются сложными, то
процесс обучения следует
4. Сотрудники должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы или признания успехов со стороны преподавателя либо в случае компьютеризированных современных систем обучения в виде непосредственной обратной связи при правильном решении задач, предложенных программой.
4. Лидерство. Стиль управления
4.1 Понятие лидерства. Лидер
Лидерство - это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет её. Сила становится не нужной, когда на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений.
В
отличие от управления лидерство
рассматривается как
Наиболее ценен руководитель, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными (рис. 2). Он влияет на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
Рис. 2 Эффективное лидерство
В рамках эффективного лидерства используются:
• экспертная власть, помогающая лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они;
• власть примера, являющая во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями.
Выделяют четыре модели лидера [5]:
– "Один из нас". Образ жизни идентичен образу жизни любого члена коллектива.
– "Лучший
из нас". Пример для подражания и
как человек и как
– "Воплощение добродетелей". Носитель общечеловеческих норм морали.
– "Оправдание наших ожиданий". Люди надеются на постоянство действий лидера независимо от обстановки.
Лидер имеет власть: информации; принятия решения; вознаграждения и принуждения; над ресурсами.
Различия между менеджером и лидером представлены в табл. 1.
Таблица 1
Менеджер | Лидер |
Администратор
Поручает Работает по целям других План–основа действий Полагается на систему Использует доводы Контролирует Поддерживает движение Профессионален Принимает решение Делает все правильно Уважаем |
Инноварот
Вдохновляет Работает по своим целям Видение–основа действий Полагается на людей Использует эмоции Доверяет Дает импульс движению Энтузиаст Превращает решения в реальность Делает правильное дело Обожаем |
Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности), можно выделить основные группы лидерства.
Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемого исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действий лидера, а не наследованных им качеств. Второе измерение связано с уровнем, или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом – ситуационность признается критической, решающей для эффективного лидерства [11].
Комбинация двух переменных, приводит, в конечном счете, к выделению четырех типов подходов к изучению лидерства в организации. Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств, необходимых лидеру в любом организационном контексте.
Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении.
Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации.
Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией. В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. Ниже будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности предсказания с его помощью лидерского поведения.
Качества чаще всего встречаются у успешно работающих лидеров табл.2
Таблица 2
Интеллектуальные способности | Черты характера личности | Приобретенные умения |
Ум
и логика
Рассудительность Принципиальность Оригинальность Концептуальность Образованность Знание дела Речевая развитость Познавательность Интуитивность |
Инициативность
Гибкость Бдительность Творчество Честность Смелость Самоуверенность Уравновешенность Независимость Самостоятельность Амбициозность Настойчивость |
Заручаться
поддержкой
Завоевывать популярность Такт и дипломатичность Брать на себя риск и ответственность Организовывать Убеждать Быть надежным Шутить и понимать юмор Разбираться в людях |