Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 22:37, курсовая работа
Переход к рыночной экономике связан с переходом к системе современного менеджмента, главным объектом которого стано¬вится организация (предприятие), а внутри нее – человек труда, работник.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Кадровая политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Роль человеческого фактора в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Роль оценки и подготовки специалистов в эффективности
работы организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.1 Оценка персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.2 Подготовка персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
4. Лидерство. Стиль управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1 Понятие лидерства. Лидер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.2 Ситуационный подход к лидерству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
4.3 Стиль руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
5. Менеджеры в различных звеньях организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
6. Конфликты и изменения в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
6.1 Конфликты и управление конфликтами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
6.2 Организационные изменения и управление
этими изменениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Функции
руководства реализует
Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).
Менеджеры нижнего уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
Горизонтальное разделение труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.
Линейные руководители – это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.
Уровень
линейного руководителя определяется
положением возглавляемого им подразделения
в иерархической структуре
Функциональные руководители – это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.
Уровень
функционального руководителя определяется
иерархическим уровнем
Специфика
деятельности функционального руководителя
заключается в необходимости
осуществления линейного
6. Конфликты и изменения в организации
6.1 Конфликты и управление конфликтами
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей.
Характерными чертами конфликта являются: противоречивые позиции сторон по тому или иному вопросу; противоположные цели, интересы, желания, влечения; различие в средствах достижения целей.
Конфликт в организации может принимать различные формы. Но какова бы ни была природа организационного конфликта, менеджер должен изучить, понять и управлять им. Если конфликт в организации неуправляем, это может привести либо к снижению эффективности её работы, либо к её ликвидации. Управляемый конфликт обеспечивает процветание организации.
Следует
иметь в виду, что возникновение
конфликта внутри организации не
всегда следует рассматривать как
негативное явление. Современная теория
управления рассматривает некоторые
конфликты как желательные. Если
конфликт обеспечивает в большей
мере реализацию закона необходимого
разнообразия, помогает найти большее
число перспективных
Однако следует иметь в виду и то обстоятельство, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Поэтому если в результате конфликта не происходит достижения целей организации и не удовлетворяются потребности отдельной личности, то такой конфликт называют дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации [10].
Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре конфликта в организации и призван разрешить его всеми доступными средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на изучение и улаживание различного рода конфликтов.
Существуют четыре основных типа (уровня) конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Внутриличностный конфликт возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы. Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.
Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если отдельная личность займет позиции, отличающиеся от позиции группы, в то время как производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки.
Межличностный конфликт в организациях чаще всего проявляется в виде борьбы за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу. Может проявляться как столкновение между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Межгрупповой конфликт возникает между формальными и неформальными группами. Часто происходит между линейным и штабным персоналом, между функциональными группами.
Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, неоправдавшиеся ожидания и т.п.
По направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. К горизонтальным относятся конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К вертикальным конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
Конфликты, имеющие вертикальную оставляющую, т.е. вертикальные и смешанные конфликты, составляют в среднем 70-80%. Они наиболее нежелательны для руководителя.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.
Эффективный менеджер должен владеть способами предупреждения конфликтов:
1)
создание хороших условий
2)
выявление потребностей
3) формирование рабочих групп с учетом личной совместимости, применение адекватного стиля руководства;
4)
своевременное обнаружение
Если конфликта избежать не удалось, необходимо найти способы его разрешения (табл. 3 и рис. 4) [5].
Рис. 4 Методы
разрешения конфликта
Таблица 3
Межличностные стили разрешения конфликтов
Стиль разрешения конфликта | Характеристика |
Уклонение | Человек старается уйти от конфликта или старается не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение противоречий. |
Сглаживание | Апеллируя к солидарности, «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта. Может наступить мир и гармония, но проблема останется. Растет вероятность того, что в конце концов произойдет взрыв. |
Принуждение | Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, пытается заставить принять свою точку зрения любой ценой. Стиль эффективен, когда менеджер имеет значительную власть над подчиненными. |
Компромисс | Характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Сводит к минимуму недоброжелательность, дает возможность быстро разрешить конфликт. Но использование компромисса на ранней стадии конфликта может помешать решению проблемы, сократить время поиска альтернатив. |
Решение проблемы | Означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия решений, появление конфликтов надо поощрять и управлять ситуацией, используя данный стиль. |
6.2 Организационные изменения и управление этими изменениями
Перемены — вопрос, касающийся всех организаций. Перемены внутри организации обычно происходят как реакция на перемены во внешней среде.
Адаптация к изменяющейся внешней среде требует от высшего органа управления организации гибкости, которая выражается в изменениях, касающихся в первую очередь технологий, а нередко и структуры, и цели организации.
Перемены подразумевают массовые изменения организационной структуры, новую продукцию и коренное изменение технологий. Необходимость успешного осуществления таких перемен очевидна. Говоря об изменениях в организации, имеется в виду решение руководства изменить одну внутреннюю переменную или более в целях организации, структуре, задачах, технологии и человеческом факторе. Принимая такие решения, руководство должно быть проактивным или реактивным, т. е. или само проявлять активность, или реагировать на требования ситуации. Изменение, которое предпринимается для исправления ошибки, обнаруженной системой контроля, — типичное реактивное действие. Действие, предпринятое для того, чтобы отреагировать на предоставленную окружением возможность, даже если пока не существует фактической проблемы, будет действием проактивным.[7]
Из-за сложности, вызываемых состоянием некоторых переменных, обусловивших введение новшеств и подвергшихся изменению, взаимозависимостей этих переменных и реакций на новшества, эффективное управление изменениями является одной из самых трудных, но и перспективных задач для менеджера (рис. 5).
В помощь менеджерам существует модель успешного управления организационными изменениями Л.Грейнера, которая состоит из шести этапов [11]:
1. Давление
и побуждение: анализ проблемы
вместе с коллективом и
2. Посредничество
и переориентация внимания: осознание
истинных причин и
3. Диагностика
и осознание: выявление
4. Новое
решение и новые обязательства:
5. Воплощение
процесса обновления в
6. Проведение изменений в полном масштабе. Контроль процесса обновления и приспособление стратегии к проблемам, возникающим в ходе его выполнения.
Рис. 5. Модель успешного проведения организационных изменений
Проверенные методы снижения (устранения) сопротивления изменениям: Открытое обсуждение идей и мероприятий изменений, убеждение работников в их необходимости; Привлечение подчиненных к принятию решений, создание обстановки открытости; Поддержка помощников (предоставление отдыха, повышение квалификации); Стимулирование согласия сопротивляющихся; Кооптирование (включение) скептиков в комиссии по приемке новшеств; Маневрирование (выборочное использование информации в отношении разных людей (просьба о поддержке, одобрение предложений и т.п.); Принуждение (угроза увольнения, лишение продвижения, премии и др.).
И.Ансофф предлагает четыре специальных метода, позволяющих предвидеть, ослабить и держать под контролем сопротивление изменениям [1]:
принудительный
(требует больших затрат и нежелателен
в социальном аспекте – конфликты),
используется в условиях острого
дефицита времени, когда требуется
незамедлительная реакция. Принудительное
изменение будет более
Общая их идея – в целенаправленном поэтапном создании «стартовой площадки» для нововведений, т.е. процесса изучения действующих в ходе преобразований сил (факторов) и формирования положительного потенциала из сторонников реформирования, способных довести его до конца.