Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа
Менеджмент обусловлен такими базисными факторами , как
тип собственности , форма государственного устройства , степень
развития рыночных отношений . Поэтому развитие современного менеджмента
в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере
зависит от этих факторов.
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это
понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.
Курсовая: Менеджмент: сущность и структура
1. Введение.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу
деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в
значительной мере зависят и эффективность производства, и качество
обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области
промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в
результате непосредственного участия людей в управленческой
деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления ,
мировых достижений в практической организации экономических и
социальных процессов .
В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом
и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской
экономике, при этом используются западные модели управления. Однако
механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной
среды в другую , слепое копирование опыта того или иного государства
практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным
последствиям . Менеджмент обусловлен такими базисными факторами , как
тип собственности , форма государственного устройства , степень
развития рыночных отношений . Поэтому развитие современного менеджмента
в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере
зависит от этих факторов.
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это
понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.
2. Понятие менеджмента .
2.1. Общие понятия.
Менеджмент (англ . management -- управление, заведование, организация) –
это управление производством или коммерцией; совокупность принципов,
методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с
целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли (1 , с.
14).
Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:
¨ теорию руководства ;
¨ практические способы эффективного управления, или искусство управления.
Понятие “ менеджмент “ прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало
привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учитывать ,
что речь идет о новой философии , где действуют иные системы
ценностей и приоритетов .
В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина
“менеджмент “. Русское слово
“управление “ и английское слово “менеджмент “ считаются синонимами,
однако в действительности их истинное содержание весьма различается.
Употребляя термин “менеджмент “, мы следуем установившейся в
международной практике традиции, согласно которой под ним
подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом
деле термин “ управление “ не является удовлетворительным заместителем
термина “менеджмент “ потому , что в последнем случае речь идет лишь
об одной из форм управления , а именно об управлении социально -
экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской
структуры , акционерной компании . Причем адекватной экономической
основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования ,
осуществляемый на базе индустриальной организации производства или
коммерции .
Таким
образом, термин “менеджмент
“ употребляется
управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей
используются иные термины.
В наших условиях следует употреблять термины “ организация “, “
управление “ и “ администрирование”. Тем не менее, государственные,
общественные и иные организации также должны использовать принципы и
методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме
затрат.
С учетом изложенного в работе термин “ управление “ в дальнейшем
будет употребляться, с определенной степенью условности, в том же
значении, что и термин “менеджмент “.
Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить
некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.
2.2. Задачи и цели менеджмента.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная
проверка и применение на практике научных подходов, принципов и
методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и
эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска
конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного
управления является обеспечение прибыльности предприятия путем
рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая
управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической
базы.
Исходя из этого важнейшей задачей менеджмента является организация
производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе
имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся ( 2
, с. 34 ):
¨ переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
¨ стимулирование сотрудников организации путем создания для них
соответствующих условий труда и системы его оплаты;
¨ определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
¨ разработка стратегии развития организации и реализация ;
¨ определение конкретных целей развития организации;
¨ постоянный поиск и освоение новых рынков;
¨ выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
¨ осуществление контроля за эффективностью деятельности
организации, за выполнением поставленных задач.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и
развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые
намеченные цели оцениваются на рынке .
Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов
позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить
точными количественными оценками или решениями, а развитие средств
вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению
эффективности управления. Многие задачи , которые ранее не могли
решаться в реальном или допустимом масштабе времени из - за
трудоемкости расчетов , стали повседневной реальностью .
2.3. Методы и модели управления.
В современном менеджменте существуют различные способы решения задач :
конкретные методы решения задач управления, моделирование управленческих
процессов, информационное и техническое обеспечение принятия решений и
др..
В России теоретическая и прикладная статистика,
экономико-математические модели решения задач, инженерных расчетов и
т.п. разработаны достаточно хорошо. Менее развита автоматизация
процессов обработки информации , управления производством , принятия
решений .
Однако эффективность управления зависит не только от способов решения
задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма и системы
государственного регулирования. Поэтому многие модели управления (
стратегического и оперативного ) , успешно используемые за рубежом , не
всегда могут быть эффективно применены в России , что объясняется
разной степенью зрелости рыночных отношений .
Если
рассматривать способы
управления организациями, то можно заметить, что передовые методы
управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и
изменяющегося хозяйственного механизма.
2.4. Виды менеджмента.
Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все
сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия
менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы
деятельности , которая составляет содержание менеджмента , а также
выделить его отдельные виды ( 1 ,с. 17 ) :
Производственный менеджмент -- это комплексная система обеспечения
конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она
включает вопросы построения производственных и организационных структур
, выбора организационно – правовой формы управления производством ,
сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими
стадиями жизненного цикла .
Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости ,
надежности и эффективности управления финансами . Она включает
формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением
научных подходов и принципов менеджмента , баланса доходов и расходов
, показателей эффективности использования ресурсов , рентабельности
работы и товаров .
Инновационный менеджмент -- это комплексная система управления
инвестициями , вкладываемыми собственниками в развитие всех видов