Менеджмент: сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание

Менеджмент обусловлен такими базисными факторами , как

тип собственности , форма государственного устройства , степень

развития рыночных отношений . Поэтому развитие современного менеджмента

в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере

зависит от этих факторов.

В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это

понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая: Менеджмент: сущность и структура 

     1. Введение.

     В   настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и   многогранную  сферу

деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в

значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество

обслуживания  населения.

     В   зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в  области

промышленности,  торговли,  кооперации,  сельского  хозяйства  и  т.п.  в

результате  непосредственного  участия  людей  в  управленческой

деятельности.  Он  обогащается  за  счет  знаний  основ  науки  управления  ,

мировых  достижений  в  практической  организации  экономических  и

социальных  процессов  .

     В   России  пока  еще  не  достигнуты  значительные  успехи  в теоретическом

и  практическом  освоении  менеджмента. 

     Реорганизовываются  старые  структуры  управления  и  власти  в  российской

экономике,  при  этом  используются  западные  модели  управления.  Однако

механическое  перенесение  концепции  управления  из  одной  социокультурной

среды  в  другую  ,  слепое  копирование  опыта  того  или  иного  государства

практически  невозможно  и  ведет  к  тяжелым  экономическим  и  социальным

последствиям  .   Менеджмент  обусловлен  такими  базисными  факторами  ,  как

тип  собственности  ,  форма  государственного  устройства  ,  степень

развития  рыночных  отношений  .  Поэтому  развитие  современного  менеджмента

в  условиях  перехода  России  к  рыночной  экономике  в  значительной  мере

зависит  от  этих  факторов.

     В   данной  работе  рассмотрим,  что   же  такое  менеджмент,  так   как  это

понятие  часто  начинает  встречаться  нам  в  повседневной  жизни.

     2. Понятие  менеджмента .

     2.1. Общие  понятия. 

     Менеджмент  (англ . management  -- управление,  заведование,  организация) –

это  управление  производством  или  коммерцией; совокупность  принципов,

методов,  средств  и  форм  управления,  разрабатываемых  и  применяемых  с

целью  повышения  эффективности  производства  и  увеличения  прибыли  (1 , с.

14).

     Современный   менеджмент  включает  две   неотъемлемые  части:

¨  теорию  руководства ;

¨  практические  способы  эффективного  управления,  или  искусство  управления.

     Понятие   “ менеджмент “ прочно  вошло   в  нашу  обыденную  жизнь  и  стало

привычным  для  деловой российской  жизни.  Однако  необходимо  учитывать  ,

что  речь  идет  о  новой  философии  ,  где  действуют  иные  системы

ценностей  и  приоритетов .

     В   связи  с  этим  следует   подробно  остановиться  на  значении  термина

“менеджмент “.  Русское  слово 

     “управление  “  и  английское  слово  “менеджмент “  считаются   синонимами,

однако  в  действительности  их  истинное  содержание  весьма  различается.

Употребляя  термин  “менеджмент “,  мы  следуем  установившейся  в

международной  практике  традиции,  согласно  которой  под  ним

подразумевается  вполне  определенный  круг  явлений  и  процессов.  На  самом

деле  термин  “ управление “  не  является  удовлетворительным   заместителем

термина  “менеджмент “  потому ,  что  в  последнем  случае  речь  идет  лишь

об  одной  из  форм  управления  ,  а  именно  об  управлении  социально -

экономическими  процессами  посредством  и  в  рамках  предпринимательской

структуры  ,  акционерной  компании  .  Причем  адекватной  экономической

основой  менеджмента  является  рыночный  тип  хозяйствования  ,

осуществляемый  на  базе  индустриальной  организации  производства  или

коммерции  .

     Таким   образом,  термин  “менеджмент  “  употребляется  применительно  к

управлению  хозяйственной  деятельностью,  тогда  как  у  других  целей

используются  иные  термины.

     В   наших  условиях  следует   употреблять  термины  “  организация “,  “

управление “  и  “ администрирование”. Тем  не  менее,  государственные,

общественные  и  иные  организации  также  должны  использовать  принципы  и

методы  менеджмента,  если  хотят  достичь  своих  целей  при  минимуме

затрат.

     С   учетом  изложенного  в  работе  термин  “ управление “   в  дальнейшем

будет  употребляться,  с  определенной  степенью  условности,  в  том   же

значении,  что  и  термин  “менеджмент “.

     Для   того  чтобы  определить  понятие   менеджмента,  важно  уточнить

некоторые  входящие  в  него  положения,  прежде  всего  целевое  содержание.

     2.2. Задачи  и цели   менеджмента. 

     Задачами  менеджмента  как  науки   являются  разработка,  экспериментальная

проверка   и  применение  на  практике  научных  подходов,  принципов  и

методов,  обеспечивающих  устойчивую,  надежную,  перспективную  и

эффективную  работу  коллектива  (индивидуума)  путем  выпуска

конкурентоспособного   товара.

     В   то  же  время  конечной  целью   менеджмента  как  практики  эффективного

управления  является   обеспечение  прибыльности  предприятия  путем

рациональной  организации  производственного  (торгового)  процесса,  включая

управление  производством  (коммерцией)  и  развитие  технико-технологической

базы.

     Исходя  из  этого  важнейшей  задачей  менеджмента  является  организация

производства  товаров  и   услуг  с  учетом  спроса  потребителей  на  основе

имеющихся  ресурсов. При  этом  к  задачам  менеджмента  также  относятся  ( 2

, с.  34 ):

¨  переход  к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;

¨  стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них

соответствующих  условий  труда  и  системы  его  оплаты;

¨   определение  необходимых  ресурсов  и  источников  их  обеспечения;

¨  разработка  стратегии  развития  организации  и  реализация ;

¨  определение  конкретных  целей  развития  организации;

¨  постоянный  поиск  и  освоение  новых  рынков;

¨  выработка   системы  мероприятий  для  достижения  намеченных  целей;

¨  осуществление  контроля  за  эффективностью  деятельности

организации,  за  выполнением  поставленных  задач.

     Задачи  менеджмента  непрерывно  усложняются   по  мере  роста  масштабов   и

развития  производства  и  коммерции. Выполненные  задачи  и  достигнутые

намеченные  цели   оцениваются  на  рынке  .

     Развитие  теории  управления,  разработка  экономико-математических  методов

позволили  многие  качественные  решения  задач  дополнить  или  заменить

точными  количественными  оценками   или  решениями,  а  развитие  средств

вычислительной  техники  и  коммуникаций  способствовало  повышению

эффективности  управления.  Многие  задачи  ,  которые  ранее  не  могли

решаться  в  реальном  или  допустимом  масштабе  времени  из - за

трудоемкости  расчетов  ,  стали  повседневной  реальностью  .

     2.3. Методы  и  модели  управления.

     В современном менеджменте существуют  различные способы решения задач :

конкретные  методы  решения  задач  управления,  моделирование  управленческих

процессов,  информационное  и  техническое  обеспечение   принятия  решений  и

др..

     В   России  теоретическая  и  прикладная  статистика,

экономико-математические  модели  решения   задач,  инженерных  расчетов  и

т.п.  разработаны  достаточно  хорошо.  Менее  развита   автоматизация

процессов  обработки   информации  ,  управления  производством  ,  принятия

решений  . 

     Однако  эффективность  управления  зависит   не  только  от  способов  решения

задач,  но  в  огромной  степени  и  от  хозяйственного  механизма  и  системы

государственного  регулирования.  Поэтому  многие  модели  управления  (

стратегического  и  оперативного ) ,  успешно  используемые  за  рубежом  ,  не

всегда  могут  быть  эффективно  применены  в  России ,  что  объясняется

разной   степенью    зрелости   рыночных  отношений .

     Если  рассматривать  способы менеджмента  с  позиций  макроэкономики

управления  организациями,  то  можно  заметить,  что  передовые  методы

управления  наиболее  активно  внедряются  в  рамках  действующего  и

изменяющегося  хозяйственного  механизма.

     2.4. Виды  менеджмента. 

     Менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически  все

сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии  взаимодействия

менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко  определить  границы

деятельности  ,  которая  составляет  содержание менеджмента ,  а также

выделить  его  отдельные  виды ( 1 ,с. 17 ) :

     Производственный  менеджмент  --  это  комплексная   система  обеспечения

конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она

включает  вопросы  построения  производственных  и  организационных  структур

,  выбора  организационно – правовой  формы   управления  производством  ,

сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара  в  соответствии  с  предыдущими

стадиями  жизненного  цикла  . 

     Финансовый менеджмент  - это  комплексная  система  устойчивости  ,

надежности  и  эффективности  управления  финансами  .  Она  включает

формирование  и  планирование  финансовых  показателей  с  соблюдением

научных  подходов   и  принципов менеджмента  ,  баланса  доходов и расходов

,  показателей   эффективности  использования   ресурсов  ,  рентабельности

работы  и   товаров  .

     Инновационный  менеджмент  -- это  комплексная   система  управления

инвестициями  ,  вкладываемыми  собственниками  в  развитие  всех  видов

Информация о работе Менеджмент: сущность и структура