Менеджмент: сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание

Менеджмент обусловлен такими базисными факторами , как

тип собственности , форма государственного устройства , степень

развития рыночных отношений . Поэтому развитие современного менеджмента

в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере

зависит от этих факторов.

В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это

понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)
>     Анализ  теории  и  практики  управления  различными  объектами  позволяет

установить  необходимость  применения  к  менеджменту  13  научных  подходов

(таблица  1) (1 , с .24 – 25):

                                                        Таблица  1 .

    

НАЗВАНИЕ 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 

Административный   

При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах.  

Воспроизводственный  

Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление  производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами.  

Динамический   

При динамическом подходе объект управления рассматривается  в диалектическом развитии, в причинно - следственных связях и соподчиненности.  

Интеграционный   

При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи  между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления.  

Количественный   

Сущность количественного  подхода заключается в использовании  количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетах и т.д.  
 

    

Комплексный  

При комплексном  подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента.  

Маркетинговый 

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя  

Нормативный  

При нормативном  подходе устанавливаются нормативы  в управлении  

Поведенческий 

Поведенческий подход заключается в том, чтобы  помочь работнику осознать собственные  возможности.  

Процессный  

При процессном подходе управление рассматривается  как совокупность взаимосвязанных функций.  

Системный  

При системном  подходе любая система рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов.  

Ситуационный   

Ситуационный  подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.  

Функциональный   

Сущность функционального  подхода состоит в том, что  потребность рассматривается как  совокупность функций, которые нужно  выполнять для ее удовлетворения.  
 

     Данные  подходы  следует  отнести   к  главным  принципам   управления.

Впервые  термин  “  принципы  управления  “   ввел  инженер  - технолог

Ф.Тейлор  ,  который  в  1911  году  опубликовал  работу  под  названием 

     “  Принципы  научного  менеджмента   “. 

     7. Принципы  менеджмента. 

     Принципы  управления  отражают  теоретический  идеал  управления,  к

достижению  которого  необходимо  стремиться.  Реализация  этих  принципов

является  критерием  эффективности  и  научности  управления  на  всех  его

уровнях  .

     В   принципах  обобщены  познанные   законы  и  закономерности  и  оправдавший

себя  опыт  управления  (рис. 1) .  Принципы  не  привнесены  извне, они

вытекают  из  самой  сущности  общества,  из  уровня  развития  его

производительных  сил,  культуры  и  т.п. (например,  японская  и

американская  модели  менеджмента) (5 , с. 56 - 59): 

    

            Закономерности управления 
 
 

      
 
 

     Принципы  управления 
 
 

     Существующий  способ производства 
 
 

    

     Формы  собственности, социально - 

политическая  структура, культура. 

Национальное, духовное развитие.  
 
 

      

Опыт (образцы) управления.  
 
 

     Рис  . 1 . Факторы,  определяющие принципы  управления.

     Для   формирования,  функционирования  и  развития  системы  менеджмента

соблюдать принципы,  которые  являются  общими  для  всех  подсистем   системы

управления  (2 , с. 45 - 46): 

¨  сочетание  специализации  и  универсализации  в  управлении  (при

выполнении  управленческих  работ  должно  обеспечиваться  оптимальное

соотношение  между  специализацией  и  универсализацией);

¨  устойчивость  к  внешней  среде  (при  изменении  отдельных

элементов  микро - и  макросреды   предприятия  система  управления  должна

продолжать  функционировать  и  выполнять  поставленные  цели);

¨  экономичность  управления  (при  выборе  способов  и  средств для

осуществления  управления  и  достижения  цели  необходимо  ограничивать

затраты:

n  трудовые  ;

n    материальные;

n    временные;

n    финансовые;

n  моральные. 

¨  эффективность  управления ;

¨   сочетание  централизации  и  децентрализации  в  управлении  (в

каждой  конкретной  системе  управления  должен  быть  оптимальный  уровень

централизации  (децентрализации)  выполнения  соответствующих  функций).

     Приведенные   принципы  управления  характерны  для  любой  подсистемы.

Вместе  с  тем каждая  подсистема  системы должна  формироваться и

функционировать  на  основе  еще  и  специфических  принципов  .  Так

специфическими  принципами  управления   персоналом  являются  :

n  разделение  труда;

n  единоначалие;

n  подчиненность   личных  интересов  общим;

n  и  т.д. 

     8. Цели  и  задачи  управления  организацией.

     Невозможно  представить  управление  без   целевой  деятельности  управляющих

субъектов.

     Цель  управления  -  это  относящееся   к  будущему  желаемое  состояние

объекта  управления  --  организации  . 

     Вообще  цель  -  мысленное  предвосхищение  результата  деятельности  .

Значит  ,  цель  -- это  идеальное  описание  результата  деятельности  .

     Деятельность  - процесс  достижения  результата  или  цели  .  Не  сами  цели

как  таковые  приводят  к  результату  ,  а  процесс  достижения  их  с

помощью  материальных  средств  или  действий  . 

     Средства  достижения – это  существующие  в  природе  и  обществе  предметы

или  действия  (  для  организации  -  ее  структура  и  процессы )  ,

включенные  в  систему  целенаправленной  деятельности  и  обеспечивающие

получение  определенного  результата  .  Цели  являются  существенным

элементом  системы  управления,  выполняя  :

n  организующую  роль ;

n  мотивирующую  роль;

n  контролирующую  роль.

     Организующая  роль – организация  и   направление  средств  достижения  целей

на  результат.

     Мотивирующая  роль  - мотивация  деятельности  по  активизации  людей  на

достижение  цели  . Но  сами  цели  ,  определяя  значимые  для  коллектива

результаты ,  имеют  мотивирующее  значение .

     Контролирующая  роль – сравнение  фактического  и  заданного  (целевого)

параметров  системы.

     Иерархия  целей  означает,  что  индивидуальные  цели  определяют  цели

более  высокого  уровня   и,  наоборот,  цели  верхнего  уровня  складываются

(логически)  из  целей  нижнего  уровня  и  так  далее  до  главной   цели.

     Классификация   целей: 

¨  по  уровню:

n  народнохозяйственные;

n   отраслевые;

n  территориальные;

n  предприятия;

n  и  т.д.

¨  сроку  действия:

n  перспективные  ;

n  текущие  .

¨  охвату  проблемы  и  масштабу  действия:

n  стратегические ;

n  тактические  .

     Требования  к  целям (1 , с . 26):

¨  согласованность  и  совместимость  целей ;

¨  реалистичность  (достижимость);

¨  понятность  для  исполнителя;

¨  гибкость  (обратная  связь).

     Обязательную  процедуры  целевого  управления  составляет  построение  дерева

целей  и  задач.

     Задачи  управления,  сформулированные  в   результате  структуризации  целей

управления,  подразделяются  на  три  типа:

¨  работа  с  людьми ;

¨  работа  с  предметами;

¨  работа  с  информацией.

     Цели  организации  связаны  практически   со  всеми  категориями  управления

(рис . 2) (7 , с  .23 - 24):

      

Люди (субъекты 

и объекты  

управления) 
 
 

      
 
 

    

ЦЕЛИ 
 
 

    

Структура  

управления органа управления 
 
 

     Технология  управления 
 
 

     Технология                                       

           
 
 
 
 

    

Задачи управления 
 
 

     РИС  .2 .  Связь  целей  организации

     с   основными  категориями  теории 

     управления.

               9 . Природа  и  состав  функций   управления.

     Функция  (  дословно  -  действие )  применительно   к  управлению

характеризует  виды  управленческой  деятельности  ,  возникающие  в  процессе

разделения  и  специализации  труда  в  сфере  управления  .

     Очевидно,  что  в  любом  виде  управленческой  деятельности  (функции

управления)  можно  выделить  задачи  управления  и  входящие  в них

процессы  и  операции.  Принятие  решений  является  первичной  функцией

Информация о работе Менеджмент: сущность и структура