Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа
Менеджмент обусловлен такими базисными факторами , как
тип собственности , форма государственного устройства , степень
развития рыночных отношений . Поэтому развитие современного менеджмента
в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере
зависит от этих факторов.
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это
понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.
менеджмента и в то же время это составная часть любой функции
управления.
Функции управления можно условно разделить на общие и специальные.
Количество и состав тех и других не определены .
Иногда
все общие функции
¨ планирование ;
¨ организация;
¨ оперативное управление;
¨ мотивация;
¨ контроль;
¨ координация.
Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или
цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно
назвать и типовыми элементами управленческого цикла.
Чаще всего управленческую деятельность подразделяют на четыре основные
функции управления (1 , с . 32 -- 38):
¨ планирование ( выбор целей и план действий по их достижении ) ;
¨ организация ( распределение задач между подразделениями или
работниками и установление взаимодействия между ними ) ;
¨ мотивация ( стимулирование исполнителей к осуществлению
запланированных действий и достижению поставленных целей ) ;
¨ контроль ( соотнесение реально достигаемых или достигнутых
результатов с запланированными ) .
Эти четыре основные функции управления объединены связующими
процессами коммуникации и принятия решений.
Планирование является важной функцией управления. К главным принципам
планирования относятся все научные подходы к менеджменту . Их
соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана
.
К дополнительным принципам планирования относятся:
¨ ранжирование объектов по их важности ;
¨ сбалансированность плана ;
¨ согласованность плана с параметрами внешней среды ;
¨ преемственность стратегического и текущего планов ;
¨ социальная ориентация плана ;
¨ автоматизация планирования ;
¨ экономическая обоснованность показателей;
¨ обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях
на двух уровнях:
¨ стратегическом ;
¨ оперативном .
Следующей функцией управления является организация управленческих
процессов . Эти процессы подразделяются на :
¨ основные ;
¨ вспомогательные ;
¨ обслуживающие .
К обслуживающим управленческим процессам относятся:
¨ накопление ;
¨ контроль ;
¨ передача предмета труда.
К вспомогательным управленческим процессам относятся:
¨ операции, в результате которых создаются нормальные условия
для выполнения основных и обслуживающих процессов.
Основными условиями рациональной организации управленческих процессов
являются:
¨ пропорциональность ;
¨ непрерывность;
¨ параллельность;
¨ прямо точность;
¨ ритмичность;
¨ концентрация однородных предметов труда в одном месте;
¨ гибкость процесса.
Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для
достижения целей организации и личных целей .
В теориях мотивации выявлены основные виды потребностей, побуждающих
людей к действию, особенно при определении объема и содержания
работы. При разработки концепций наибольшее значение имели работы
А.Маслоу , Ф.Герцберга и Д . МакКлелланда .
По теории американского психолога А.Маслоу все потребности можно
расположить в виде строгой иерархической структуры (рис .3) .
СОЦИАЛЬНЫЕ
БЕЗОПАСНОСТИ и
ЗАЩИЩЕННОСТИ
Вторичные
потребности
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
Первичные
потребности
Рис . 3 . Иерархия потребностей по А.Маслоу.
Последняя функция управления -- контроль , который устанавливает
степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы
управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным ,
выявляет отклонения и их причины .
Контроль можно классифицировать (2 , с . 34):
¨ по объектам контроля ;
¨ по исполнителям ;
¨ по степени охвата объектов контроля;
¨ по режиму контроля;
¨ по времени контроля;
¨ по периодичности выполнения контрольных операций;
¨ по уровню механизации (автоматизации);
¨ по стадиям жизненного цикла объекта.
10. Управленческие решения.
Решение
-- это социально –
нескольких вариантов из множества возможных .
Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:
¨ стадия жизненного цикла товара ;
¨ подсистема системы менеджмента ;
¨ сфера действия ;
¨ цель ;
¨ масштабность ;
¨ Организация выработки ;
¨ продолжительность действия ;
¨ объект воздействия;
¨ методы формализации;
¨ формы отражения;
¨ способ передачи;
¨ уровень управления.
Показателями качества управленческих решений являются:
¨ энтропия , то есть количественная определенность связей между
элементами системы менеджмента и решения ;
¨ вероятность риска достижения целей ;
¨ количество задействованных при формировании решения уровней иерархии ;
¨ применяемые при принятии решения современные методы ;
¨ затраты на принятие и реализацию решения ;
¨ эффективность решения.
11. Технология управления.
Технология управления -- это приемы , способы и порядок (
последовательность , регламент ) выполнения процесса управления в целом
и составляющих его функций . В процессе любой технологии предмет
труда преобразуется в продукт труда .
Условие управляемости, учитывающее время цикла управления, можно
выразить следующим неравенством (6 , с. 23):
где -- время на сбор , передачу и обработку информации ;
-- время на принятие решения ;
-- время на подготовку исполнения управленческого решения ;
-- время на исполнение решения ;
-- время выполнения текущего производственного процесса.
Предприятие управляемое, если выработка и принятие всех управленческих
решений осуществятся прежде, чем закончатся происходящие в данный
момент процессы, реализующие ранее принятые управленческие решения.
Технология управления должна учитывать время управленческих циклов и
их рациональное взаимодействие с производственными циклами и жизненными
циклами товаров.
Технология управления должна соответствовать технологии производства и
реализации товаров (услуг), обеспечивая непрерывность и управляемость
их процессов.
Последовательность выполнения взаимосвязанных функций управления -- это
суть , технология управленческого труда .
12 . Заключение.
Эффективное становление рыночных отношений в России во многом
определяется формированием современных управленческих отношений ,
повышением управляемости экономики . Именно менеджмент , управление
обеспечивает связанность , интеграцию экономических процессов в
организации .
Менеджмент -- важнейшее понятие в рыночной экономике . Его изучают
экономисты , предприниматели , финансисты , банкиры и все , кто
имеет отношение к бизнесу .
“ Управлять -- значит вести предприятие к его цели , извлекая
максимум возможности из имеющихся ресурсов “ . Специалистам нового
времени необходимы глубокие знание по менеджменту , а для этого
нужно четко представлять сущность и понятие менеджмента .
Литература.
1. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента. М . – 1998 .
2. Менеджмент. Под редакцией Максимцова М.М. Игнатьевой А.В. М . – 1998 .
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М . – 1995 .
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М . - -1997.
5. Лэнд П.Э. Менеджмент -- искусство управлять. М . -- 1995 .
6. Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент. М . – 1997.
7. Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М . – 1996 .
8. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М . – 1996 .
9. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М . – 1990 .
10. Кабанов А.Я. Управление персоналом организации. М . – 1997 .
11. Уткин Э.А. Управление фирмой. М . – 1996 .