Менеджмент в малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть систему управления в конкретной малой организации и изучить её особенности. В связи с этим можно выделить задачи:
рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия,
выделить особенности, присущие менеджменту малого предприятия,
рассмотреть систему менеджмента на конкретном предприятии,
проанализировать её достоинства и недостатки и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Сущность системы менеджмента на предприятии 4
1.2 Особенности управления в малого предприятия 8
1.3 Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий 12
2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «Альфа-Мебель» 16
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 16
2.2 Оценка системы менеджмента предприятия 18
2.3 Анализ проблем в системе менеджмента предприятия 21
3 РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «Альфа-Мебель» 22
3.1 Предложения по улучшению системы менеджмента предприятия 22
3.2 Рационализация системы информации организации путём использования информационных технологий 25
3.3 Прогноз эффективности предложений по совершенствованию системы менеджмента предприятия 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

менеджмент что надо111222.docx

— 108.22 Кб (Скачать документ)

Третий тип характеризуется  наличием заинтересованности в конечных результатах функционирования системы управления, стремлением к получению больших результатов за счет совершенствования внутренних отношений, развития всех членов организации и повышения уровня совместной трудовой деятельности. Широкое распространение имеют групповые формы совместной деятельности, однако они носят довольно формальный характер. Для этого типа характерны доброжелательность в отношениях, стремление к разрешению конфликтных ситуаций, открытость в высказываниях, склонность к сотрудничеству. Важной характеристикой данного типа является проявление активности в осуществлении производственной деятельности, зарождение творческого отношения к работе, возникновение самодеятельных начал. Осознается роль и значимость широкой информированности, создается атмосфера гласности и широко распространены открытые обсуждения.

Четвертый тип информационно-поведенческой подсистемы характеризуется наличием такого состояния системы управления, при котором складывается органичное сочетание личных интересов со стремлением к получению высоких конечных результатов функционирования организации в целом. Подсистема саморазвития системы управления является третьей подсистемой системы управления. Появление подсистемы саморазвития системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления.

Подсистема саморазвития управления не просто отражает названные качества системы управления, она является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, посредством которого осуществляется развитие системы управления.

Важнейшим направлением функционирования подсистемы развития системы управления является развитие кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, во-первых, по вертикали (должностное продвижение), во-вторых, по горизонтали (смена профиля работ и рабочего места) и, в третьих, вглубь (улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации).

    1.  Особенности управления в малом предприятии

Российский малый  бизнес, действует в условиях неустойчивой среды. Добиться успеха здесь невозможно, если дожидаться изменений и затем  на них реагировать. Руководители, менеджеры малого бизнеса должны действовать как предприниматели. Это означает, что предприимчивый менеджер активно ищет возможности, добивается изменений и совершенствования работы фирмы, не боится риска, связанного с организацией нового предприятия или разработкой новых  идей, продукции, вида   услуг.

В этих целях  менеджер не только сам должен быть предпринимателем, но и стремиться культивировать дух предпринимательства  на предприятии, в коллективе, создавая атмосферу подлинно творческой деятельности, давая простор для использования  индивидуальных способностей каждого  сотрудника.

Почему бы российским управленцам не использовать опыт, например, японской компании «Омрон», использующей эффект малых предприятий. Перед каждым сотрудником каждого малого предприятия поставлены три лозунга: «Продает каждый», «Реагировать немедленно» и «Действовать молниеносно».

В этих принципах  заключен весь секрет успешной работы малых предприятий. Что это значит? «Продает каждый» означает, что от каждого зависит эффективность  его работы, качество и конкурентоспособность  изделия, от которых зависит успех  фирмы на рынке, ее прибыльность, а  значит, и личное участие каждого  работника в этом успехе, и его  материально и моральное положение  в коллективе. «Реагировать немедленно»  значит внимательно следить за состоянием спроса, изменением запросов потребителей и оперативно реагировать на требования рынка. «Действовать молниеносно» значит быстро принимать решения, направленные на обеспечение стабильного и  по возможности лидирующего положения  фирмы на рынке, что, в конечном счете, связано с непрерывной инновационной  деятельностью.

Таким образом, российское малое предприятие, рассчитывающее не только на выживание, но и на успешную деятельность, должно иметь предпринимательское  управление, то есть менеджера обладающего  не просто хорошими качествами руководителя, но и обладающего достоинствами  предпринимателя, творческим отношением к делу, проявлением инициативы, постоянным стремлением к новаторству, поиску нетрадиционных решений и  возможностей, и, что особенно важно, постоянной готовностью к риску  и изысканию способов его преодоления.

Российский малый  бизнес многообразен. Он различается  по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени  влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует  отметить размер предприятия, численность  и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и  ассортимент выпускаемой продукции  или услуг, организационную структуру  предприятия и др.

Наибольшее влияние  на определение конкретной организации  управления оказывает, прежде всего, размер предприятия, а точнее, численность  персонала. В зависимости от численности  работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.

В этой связи  можно выделить три уровня управления:

  1. Неорганизованное управление.
  2. Организованное управление.
  3. Научно обоснованное организованное управление.

Первый низкий уровень технологии управления соответствует  малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует  специальное управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает только ведение  бухгалтерского учета, контроль за рентабельностью хозяйственной деятельности и руководство работой.

Второй  средний  уровень технологии управления соответствует  предприятиям с численностью работающих от 21 до 80 человек. В них уже чаще имеется специальное управленческое подразделение способное, более  или менее, организованно управлять  хозяйством. Практикуется технология управления производством, сбытом, трудом, финансами.

Третий высокий  уровень технологии управления соответствует  предприятиям с численностью работающих более 80 человек. На таких предприятиях уже имеются хорошо организованные управленческие подразделения. А иначе  просто нельзя. Каждое из таких подразделений  обладает более высокой технологией  управления в своей области.

К сожалению, тип управления с низким уровнем технологии управления на российских малых предприятиях, часто переносится и на малые предприятия второго и даже третьего типа по вышеуказанной классификации и ведется прежде всего от желания владельцев (учредителей) сэкономить на управленческом персонале, и все управление берет на себя сам собственник, либо в некоторых случаях приглашенный или назначенный директор и   приглашенный бухгалтер. Естественно минимальный управленческий персонал не в состоянии взваливать на себя все, даже некоторые наиболее актуальные, с точки зрения необходимости их решения, задачи менеджмента. В лучшем случае результат неэффективного управления – недополучение возможной прибыли, упущенные выгоды.

Если ситуацию идеализировать, то нетрудно увидеть, что в таком делении предприятий  по уровню управления присутствует своя логика. Понятно, что в небольшом  магазине, кафе, парикмахерской и т. д. нет необходимости иметь специалистов-менеджеров, да это и накладно. Обычно функции  управления в маленьких предприятиях берет на себя его владелец или один единственный приглашенный специалист по управлению делами, то есть происходит своего рода совмещение должностей. Хотя, в то же время указанные размеры предприятия по численности работающих не являются единственным критерием применения соответствующего уровня управления. Необходимость создания того или иного подразделения управления или привлечение специалиста менеджера может зависеть от целого ряда других факторов, характеризующих условия деятельности конкретного предприятия.

Это может зависеть от ассортимента продукции (услуг), состава  работающих, организационной структуры  предприятия, отрасли деятельности и других.

Итак, перечислим факторы, в той или иной степени, влияющие на организацию управления предприятием:

  • размер предприятия (численность работающих);
  • состав работающих;
  • организационная структура предприятия;
  • отрасль деятельности;
  • ассортимент продукции (услуг);
  • форма собственности;
  • особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг.

Как правило, в малой организации функции берет на себя руководитель (в большинстве случаев он же и собственник), полагая, что их лучше выполнять самому, чем перепоручать другим.

Однако такой  расчет не всегда оправдан. Отказ о  делегирования полномочий (или их части) влечет за собой дефицит времени  на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на результатах работы предприятия. К тому же руководителю фирмы необходимо заниматься не только текущей работой фирмы, но и смотреть вперед, видеть перспективу ее деятельности. Поэтому целесообразно потратить  определенное время на обучение подходящего  для этого работника делегировать ему полномочия, чем постоянно  выполнять эту работу. По мере роста  масштабов деятельности предприятия  появляется потребность в привлечении  специалиста по управлению, то есть менеджера или даже в создании специальной управленческой группы. Если организационная структура  предприятия становится разветвленной, то есть коллектив делится на ряд групп, может возникнуть необходимость выделения линейных и функциональных специалистов по управлению. Роль управляющего предприятием в таком случае во многом сводится к координации действий линейных и функциональных служб.

Задача менеджера (руководителя) фирмы заключается  в том, чтобы с учетом всей совокупности специфических факторов конкретного  предприятия определить оптимальную  систему управления в целях достижения успеха.

    1.  Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий

Во  многих случаях на российских малых  предприятиях, директор (иногда и собственник  в одном лице) является как руководителем  предприятия в общем, так и функциональным руководителем. Но все больше становится случаев, когда, руководители (собственники) малых предприятий понимают, что для лучшего функционального управления целесообразно привлекать профессиональных менеджеров.

Определимся, как можно охарактеризовать менеджмент на малом предприятии. Вообще, менеджмент определяется как система  принципов, методов, средств и форм управления, направленная на рациональное использование всех ресурсов предприятия  во имя достижения поставленных целей. На малом предприятии добавляется  еще и своя специфика, исходя из того, например, круг вопросов, охватываемых руководителем весьма богат, или  из того, что хочет руководитель или нет, ему приходится теснее сотрудничать с подчиненными, чтобы они продуктивнее работали. Именно достижение продуктивности работы предприятия, получение конкретных результатов характеризуют менеджера (руководителя) как специалиста по управлению.

В этой связи различают менеджера (руководителя) по вкладу (выполнение соответствующих  функций) и по результатам (иногда такой  подход называют «управление по целям»). Различия подходов к управлению тех  и других руководителей приведены в приложении А.

К сожалению в практике руководства российскими малыми предприятиями нередко имеет место случаи такие, что для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителями директор (менеджер) предприятия назначается исходя из субъективного фактора личных симпатий, исходя из родственных связей или как принято говорить «по знакомству». И назначенный на управляющую должность, нередко, оказывается «удовлетворяющим» многим критериям второй колонки вышеуказанной таблицы, что просто губительно сказывается на развитии доверенной такому управленцу фирмы. Но есть и другой тип руководителя, более предпочтительный для малого предприятия, так как малая фирма должна быть, по определению, более гибкой (что способствует более быстрой адаптации к изменениям условий внешней среды) – тип руководителя по результатам. Мудрые владельцы российских  малых предприятий (к счастью автор встречал в своей работе таких немало, например, часто встречаются такие управляющие среди российских строительно-ремонтных организаций) подбирают управленческий персонал для фирмы именно такого типа, и сами придерживаются такого типа руководства при совмещении полномочий собственника и руководителя.

Рассмотрим основные элементы управления по результатам.

Сущность концепции – целостная  система управления, ориентированная  на конечные результаты и основанная на использование творческого потенциала трудового коллектива, современных  методов и техник управления.

Цели – это те ключевые результаты, к которым предприятие стремится  в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Цели не являются постоянными величинами, они пересматриваются в связи  с изменениями внутренних и внешних  условий, при достижении целей или  вследствие признания их ошибочности.

Информация о работе Менеджмент в малом предприятии