Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:13, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему управления в конкретной малой организации и изучить её особенности. В связи с этим можно выделить задачи:
рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия,
выделить особенности, присущие менеджменту малого предприятия,
рассмотреть систему менеджмента на конкретном предприятии,
проанализировать её достоинства и недостатки и сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Сущность системы менеджмента на предприятии 4
1.2 Особенности управления в малого предприятия 8
1.3 Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий 12
2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «Альфа-Мебель» 16
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 16
2.2 Оценка системы менеджмента предприятия 18
2.3 Анализ проблем в системе менеджмента предприятия 21
3 РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «Альфа-Мебель» 22
3.1 Предложения по улучшению системы менеджмента предприятия 22
3.2 Рационализация системы информации организации путём использования информационных технологий 25
3.3 Прогноз эффективности предложений по совершенствованию системы менеджмента предприятия 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Эффективность работы на мой взгляд высокая. Всю систему менеджмента данного малого предприятия представляет один человек – менеджер. И здесь возникает очень интересная дилемма, с одной стороны полнейшая централизация власти, благодаря которой не может быть никаких проволочек, несогласий, задержек. Сосредоточение всей власти в руках одного человека позволяет ему изучить деятельность предприятия со всех сторон и в своих решениях опираться на всестороннее знание ситуации. Это безусловно плюс данной системы менеджмента. Но с другой стороны тут есть и недостатки. Во-первых, управление предприятием очень многогранный и сложный процесс, который порою не под силу одному человеку. Особенность малого предприятия здесь в том, что менеджер представляет все уровни процесса управления и сочетает в себе многие функции, которые на крупных предприятиях выполняют целые отделы. В целом такой аппарат управления хорош для такого небольшого предприятия.
Система информации в организации:
Что касается системы информации, то на опять же представлена одним человеком – менеджером. Здесь стоит отметить стремление Марченко И.Н к изучению всех новых тенденций рынка. 2 раза в год он посещает выставки в Москве. Также там можно найти как поставщиков материалов, так и покупателей готовой продукции. Всё это позволяет предприятию быть в курсе дел. Безусловно такой подход не идеален. Но размер предприятия не позволяет выделять систему информации в какое-то отдельное подразделение.
Организационная культура:
Организационная культура данного
предприятия
Анализ процесса управления:
Для анализа процесса управления в целом необходимо оценить менеджмент по следующим параметрам:
Планирование на данном предприятии представляет собой простой и надёжный процесс – план производства продукции и все сопутствующие производству процессы составляются исходя из количества заказов. Здесь также стоит упомянуть о том, что предприятие всегда должно быть готово к выполнению заказа, поэтому тут присутствует некий элемент прогнозирования, так как у предприятия всегда должен быть запас материалов для производства продукции.
Однако тут не всё так гладко. Система согласования заказов на мой взгляд не продумана в достаточной степени и предполагает возможные сбои, длительные задержки и прочие негативные эффекты, которые можно отнести к проблемам системы менеджмента.
Организационная структура
крайне проста, что позволяет говорить
о её эффективности. При такой
организации предприятие
Система мотивации малых предприятий крайне интересна. Размер коллектива позволяет устанавливать в нём тесные дружеские взаимоотношения, что безусловно положительно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе. Кроме традиционных методов мотивации, таких, как например премия, на таких предприятиях часто прибегают и к другим методам. Сюда можно отнести предоставление отгулов, возможность уйти с работы пораньше.
Система контроля в организации
также проста и эффективна. Для
каждого работника есть персональное
задание на день, которое он должен
выполнить в кооперации с другими
работниками. Здесь отсутствует
необходимость создавать
В целом можно сделать
вывод, что система менеджмента
на малых предприятия должна быть
предельно простой и
Изменения, безусловно, нужны. Но они должны касаться улучшения и оптимизации уже имеющейся структуры, без каких-либо кардинальных изменений. Такой путь будет наиболее «безболезненным».
Управленческие проблемы
небольших организаций
В небольших организациях практически все специалисты уникальны. В компании, где работает до 20 человек, половина сотрудников имеет не только особый опыт, но и особый профессиональный и организационный статус. Отсутствие массовости превращает всех сотрудников в специалистов, они перестают чувствовать себя и реально быть исполнителями, и это порождает дополнительные трудности управления.
В связи с этим можно выделить первую проблему системы менеджмента данного предприятия, сложность подбора кадров. Необходимо найти квалифицированного работника, который бы смог вжиться в коллектив и стать его частью. Иногда возникают ситуации, когда человек халатно относится к своим обязанностям и это подрывает работу всей организации целиком.
Также трудность управления заключается и в сосредоточении всех управленческих функций в руках одного человека. Тут можно выделить сразу 2 проблемы:
Во-первых, большой объём
разноплановой деятельности
Во-вторых, централизация всей власти в руках одного человека предполагает определённый уровень субъективности взглядов и суждений. Человеку трудно посмотреть на себя со стороны. Всё это налагает на менеджера очень большую ответственность, как за организацию, так и за работников.
При достаточно малых размерах организации это не является большой проблемой, но при увеличении размеров предприятия с определёнными проблемами придётся столкнуться. В какой-то момент один менеджер просто не сможет выполнять весь возросший объём работ и придётся формировать аппарат управления предприятием.
Перечисленные 3 проблемы характерны
для большинства малых
В ходе оценки и анализа основных параметров системы менеджмента ООО «Альфа-Мебель» стали чётко видны определённые проблемы, характерные данному предприятию. Здесь есть как проблемы, характерные большинству малых предприятий, так и частные специфические проблемы. В связи с этим подход к решению данных проблем должен быть дифференцированным.
1)Провести работу с коллективом.
Здесь стоит упомянуть процесс подбора кадров. Основная проблема состоит в том, чтобы найти нужного работника в нужное время. Здесь трудно посоветовать конкретное решение, но я считаю, что наибольшую пользу может принести активизация усилий. Не надо быть пассивными, можно попробовать переманить высококвалифицированных работников у конкурентов, предложив более хорошие условия труда. Ведь часто не только заработная плата определяет желание человека работать, но и другие факторы. Например, загруженность человека работой, наличие перекуров, обеденного перерыва, отсутствие работы в праздничные дни и так далее.
2)Оптимизировать процесс работы менеджера.
Следующая проблема, которая была выявление в ходе исследования – это большая загруженность одного единственного менеджера разноплановой работой. К сожалению, практически невозможно сократить обязанности одного менеджера без найма второго. Так что хорошим выходом из сложившейся ситуации кажется структурирование и упорядочивание обязанностей, распределение их по приоритетности. В связи с этим можно выделить следующие компетенции менеджера:
3)Повысить объективность принимаемых решений.
Третья выявленная проблема – проблема субъективности суждений руководителя. Он один занимает настолько высокий пост и ему трудно посмотреть на себя и свои решения со стороны.
Управленческие решения и их эффективность тесно зависят от баланса качеств и их доминирования у ЛПР (лица, принимающего решение). Он, в свою очередь, зависит от интеллектуального и эмоционального тонуса, профессиональной зрелости, информационной компетентности и осведомленности, одаренности и силы характера, морального статуса и культуры.
Бюрократизм - категория не только социальная и моральная, но и психическая. Он порождается антагонизмом между факторами признания, возможностей и притязаний, которые редко являются сбалансированными (системный гомеостаз), что приводит к замене у личности социального критерия самооценки на индивидуальный.
В деятельности руководящих органов (советы распорядительных и исполнительных директоров) и самих руководителей в той или иной степени присутствуют проявления бюрократизма. Предполагается, что у ЛПР он проявляется в принятии не оптимальных решений, а решений, обеспечивающих сохранение статуса ЛПР.
В связи с этим можно посоветовать ввести некое подобие системы оценки «снизу», когда работники реагируют на принимаемые решения и дают свою оценку. Безусловно, не стоит прислушиваться всегда и ко всем, это будет сильно отвлекать руководство от достижения поставленной цели, но мнение работников знать важно.
4)Провести работу по
модернизации и рационализации
системы информации на
Последняя, и, на мой взгляд, самая важная проблема – система информации предприятия. В данный момент она организована крайне неэффективно. Многое тут стоит поменять. Во-первых, получение информации о вкусах потребителей на ежегодных выставках не сможет дать полную картину данного аспекта. Важно знать именно вкусы потребителей на рынке.
Во-вторых, важно научиться своевременно реагировать на запросы потребителей. Возможно, стоит начать производство продукции на заказ. Но чтобы не усложнять процесс производства, можно вместо того, чтобы работать по индивидуальным проектам, предлагать покупателям заказывать мебель, к примеру, по каталогу. Это позволит более гибко реагировать. Исчезнет необходимость в постоянном прогнозировании, необходимость заранее производить некоторое количество продукции, сбыт которой под вопросом, тоже пропадёт. Возможно, стоит ввести и компромиссное решение – сохранить старую систему, но дополнить её такой возможностью работы с заказами.