Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:13, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему управления в конкретной малой организации и изучить её особенности. В связи с этим можно выделить задачи:
рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия,
выделить особенности, присущие менеджменту малого предприятия,
рассмотреть систему менеджмента на конкретном предприятии,
проанализировать её достоинства и недостатки и сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Сущность системы менеджмента на предприятии 4
1.2 Особенности управления в малого предприятия 8
1.3 Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий 12
2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «Альфа-Мебель» 16
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 16
2.2 Оценка системы менеджмента предприятия 18
2.3 Анализ проблем в системе менеджмента предприятия 21
3 РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «Альфа-Мебель» 22
3.1 Предложения по улучшению системы менеджмента предприятия 22
3.2 Рационализация системы информации организации путём использования информационных технологий 25
3.3 Прогноз эффективности предложений по совершенствованию системы менеджмента предприятия 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Стадии процесса управления:
При управлении по результатам предполагается
совершенствование структуры
Таким образом, управление по результатам ориентирует на достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность оценить способности менеджера как руководителя предприятия, организатора эффективной работы коллектива. Ведь, в конечном счете, важны именно результаты, а не пути их достижения.
Успехи и неудачи предприятия – это в первую очередь успехи и неудачи управления. И если малое предприятие работает плохо и нерентабельно, хозяину следует задуматься, и, может быть, заменить не рабочих, а управляющего менеджера.
Управлять – означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняется сама фирма и ее среда.
Современная система
управления на малом предприятии
должна быть простой и гибкой. Ее
главным критерием должно быть обеспечение
эффективности и
Организация управления предполагает решение следующих вопросов:
Ключевым аспектом организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их выполнение.
Организационная структура предприятия есть средство для достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, то есть структура меняется тогда, когда меняется стратегия.
Прежде чем определить структуру, необходимо проанализировать все виды деятельности, необходимые для функционирования предприятия, выделить ключевые из них, от которых, прежде всего, зависит успех дела, затем распределить их по блокам.
Проектируя структурные элементы организации, нужно ответить на четыре вопроса:
Учитывая важность
определения структуры для
Для наглядности все признаки и указывающие на них влияние факторы представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Признаки оптимальной орг. структуры и влияющие на нее факторы
Признаки оптимальной структуры |
Факторы |
Небольшие подразделения
с высококвалифицированным |
Технология |
Небольшое число уровней руководства |
Внешнее окружение |
Наличие в структуре групп специалистов |
Размер предприятия |
Ориентация графиков работы на потребителей |
Стратегия бизнеса |
Быстрая реакция на изменения |
Имеющийся персонал |
Высокая производительность |
Система решений |
Низкие затраты |
Сложившаяся структура |
Для российского малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава фирмы нередко сам занимается бухгалтерским учетом, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности.
По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.
При общей простоте организационно управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Однако в современных российских условиях одного энтузиазма недостаточно.
Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.
Жизнеспособными сегодня в России оказываются те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто «держит руку на пульсе» развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями.
Иными словами, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.
Учредителем и генеральным директором является Марченко Игорь Николаевич. Он приступил к созданию предприятия по производству мебели в апреле 2004 года. Перед ним стояла нелёгкая задача – организовать производство достаточно непростой в технологическом плане продукции, закупить оборудование, нанять квалифицированный персонал, найти свою рыночную нишу. Проект предприятия был подготовлен, была проведена сертификация соответствия плана предприятия всем основным требованиям, предъявляемым к малым предприятиям, и выдал сертификат соответствия. Затем предприятие прошло инспекцию со стороны основных контролирующих органов, оно удовлетворяет всем требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического контроля.
Продукция предприятия также
прошла инспекционный контроль.
Все изделия предприятия имеют
сертификат, подтверждающий их качество
и безопасность. В связи с вышеописанными
действиями предприятия фактически
начало выпуск продукции лишь в июле
2004 года, после получения всех соответствующих
сертификатов. С тех пор в истории
предприятия не было каких-то значительных
событий, все силы были направлены на
улучшение материально-
На сегодняшний день это успешный цех по производству мебели, находящийся в первых рядах среди подобных предприятий города Сочи. Даже во время пика мирового финансового кризиса предприятие не сокращало выпуск продукции. Хотя стабильно невысокий спрос на мебельную продукцию не позволяет говорить о каких-то грандиозных перспективах роста, предприятие старается расширяться и наращивать объёмы выпуска.
Предприятие занимается изготовлением корпусной мебели и готово предоставить клиентам следующие основные виды продукции:
Внешняя среда предприятия достаточно «комфортна». Данное свойство заключается в постоянстве и надёжности поставщиков и покупателей, в предсказуемости конкурентов. В стремлении к снижению издержек ООО «Альфа-Мебель» выбирает только надёжных и выгодных поставщиков. При больших объёмах продукции каждая копейка, сэкономленная на покупке комплектующих, в итоге вырастает в приличные суммы экономии. Что касается конкурентов, то на рынке корпусной мебели города Сочи и Краснодарского края их предостаточно. Но об оживлённой конкуренции говорить не приходится, рынок чётко разделён, почти каждое относительно крупное предприятие этой сферы имеет свою рыночную нишу.
Кадровая и маркетинговая
политика предприятия проводится единолично
менеджером. В плане кадров данное
предприятие не выдвигает каких-то
особых требований, работник может
быть обучен на рабочем месте. Однако
высококвалифицированные
В период с 2007 по 2008 год предприятие было в стадии подъёма. Все основные финансово-экономические показатели росли, увеличилась выручка, прибыль.
Однако 2009 год выдался кризисным, как для предприятия, так и для экономики в целом. Стремительное уменьшение выручки, которое в некоторой степени было компенсировано уменьшением затрат на производство. Это говорит о том, что в условиях кризиса предприятие смогло правильно сориентироваться и безболезненно уменьшить выпуск продукции. Но негативных последствий избежать не удалось. Уменьшилась средняя заработная плата, уменьшилось количество работников, упала прибыль. Но, тем не менее, показатели выглядят не так плохо, что свидетельствует о разумном менеджменте и успешных стараниях по преодолению кризиса. В Период с 2010 по 2011 ситуация стабилизировалась и начался небольшой рост прибыли и соответственно заработной платы сотрудников.
Для комплексного исследования системы менеджмента любого предприятия необходимо оценить её по следующим показателям:
Организационная структура:
В первую очередь необходимо
провести анализ организационной структуры
предприятия. Данной организации характерна
простая иерархическая
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Альфа-Мебель»
Система целей:
Система целей данной организации
также довольно проста. Предприятия
имеет 2 чёткие ориентировки – оно
социально ориентировано и
Стратегия:
Стратегия организации, ввиду её размера также не является глобальной. В общем смысле это:
За счёт наращивания объёмов производства предполагается получение дополнительной выручки, которую можно направить на:
Эффективность работы аппарата управления: