Менеджмент в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целями данной работы является получение знаний, необходимых для эффективного управления туристическими фирмами в конкурентной среде, формирование основных направлений менеджмента в индустрии гостеприимства, определение путей повышения культуры и качества обслуживания в туристических фирмах. Для достижения данных целей в ходе работы необходимо руководствоваться следующими задачами:
- изучить формы и методы менеджмента в туризме, особенности стратегического и регионального менеджмента в туризме;
- дать понятие «туристскому предложению» и его составляющим;
- ознакомиться с видами и формами туризма;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.91 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование рыночной экономики  в России усилило интерес к  формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами  и возрастание негативных последствий  конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к  пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса.

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло  оздоровить всю национальную экономику  страны. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли  экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления  и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. 

Перспективы развития туристского  комплекса во многом зависят от правильно  поставленного менеджмента на предприятии, усиления государственного регулирования  туристской сферы на общенациональном и мировом уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных туристических  продуктов. Данная курсовая работа является фундаментальной основой для  получения знаний по созданию условий  для формирования рынка услуг  туризма с учетом применения прогрессивных  технологий, которые помогают разрабатывать  стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса  и туризма.

Менеджмент туристской организации выполняет двойную задачу. С одной стороны, с его помощью решаются управленческие проблемы и достигаются цели туристского предприятия, а с другой — он служит целям развития туристского региона. Из этой особенности вытекают и двойные цели менеджмента в туризме.

Первая цель — на основе рационализации управления трудовыми  процессами обеспечить устойчивое развитие своей фирмы. Вторая цель – оказать содействие в обеспечении жизнеспособности (конкурентоспособности) своего региона на рынке туристских услуг. Выполнить данную цель можно, сохранив конкурентоспособность региона.

Целями данной работы является получение знаний, необходимых для  эффективного управления туристическими фирмами в конкурентной среде, формирование основных направлений менеджмента  в индустрии гостеприимства, определение  путей повышения культуры и качества  обслуживания в туристических фирмах. Для достижения данных целей в  ходе работы необходимо руководствоваться  следующими задачами:

- изучить формы и методы  менеджмента в туризме, особенности стратегического и регионального менеджмента в туризме;

- дать понятие «туристскому предложению» и его составляющим;

- ознакомиться с видами и формами туризма;

- оценить организационные  и социальные последствия в  туристических фирмах.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что знание современных аспектов менеджмента  крайне необходимо любым специалистам в сфере туризма.

Практическая значимость данной работы раскрывается во второй главе, где дается анализ особенностей менеджмента в туризме на примере  одной из крупнейших туристских фирм.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА  КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Определение, критерии, признаки туризма

 

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое  понятие, как «туризм»? У одних  туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с  палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих — путешествия  по зарубежным странам. И все они  правы, поскольку туризм чрезвычайно  разнообразен.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений  нашего времени, которое реально  проникает во все сферы нашей  жизни и изменяет окружающий мир  и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому  мы рассматриваем его не просто как  поездку или отдых. Это понятие  намного шире и представляет собой  совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой  лиц, путешествующих и пребывающих  в местах, находящихся за пределами  их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным  каждому из нас, так как все  мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях [3,стр.116].

Особенности туризма как  объекта управления заключаются в планировании своего отпуска, консультации туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

  1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
  2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
  3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места [4,стр.243].

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении  которых данные критерии все-таки недостаточны — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев  позволяет выделить следующие признаки туризма:

- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

- туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм —  это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку  и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного  или длительного проживания и  не связанных с их трудовой деятельностью.

 С точки зрения менеджмента  можно дать следующее определение  туризма: туризм — это отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять.

В статье Ванеевой И.В. и Тихоновой Н.И. «Стратегическое планирование в индустрии туризма» сформулированы три основных принципа устойчивого развития в сфере туризма:

- экологическая устойчивость обеспечивает совместимость развития туризма с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и биологических ресурсов;

- социально-культурная устойчивость обеспечивает развитие, совместимое с культурой, самобытностью и жизненными ценностями местного населения;

- Экономическая устойчивость обеспечивает экономическую эффективность развития туризма и такое положение, при котором избранный метод управления ресурсами дает возможность их использования будущими поколениями [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды и формы туризма

 

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления:

  1. Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
  2. Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры; подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
  3. Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
  4. Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
  5. Экономический туризм. Это поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.
  6. Политический туризм. Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями [3,стр.96].

Иногда необходимость  конкретизации туризма по его  формам возникает в связи с  различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные  путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации  выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.

На первый взгляд может  показаться, что между формами  и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия  группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента. Выделяют следующие формы туризма:

  1. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.
  2. В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.
  3. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм — это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма — кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега.
  4. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).
  5. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
  6. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать [8].

Информация о работе Менеджмент в сфере туризма