Менеджмент в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целями данной работы является получение знаний, необходимых для эффективного управления туристическими фирмами в конкурентной среде, формирование основных направлений менеджмента в индустрии гостеприимства, определение путей повышения культуры и качества обслуживания в туристических фирмах. Для достижения данных целей в ходе работы необходимо руководствоваться следующими задачами:
- изучить формы и методы менеджмента в туризме, особенности стратегического и регионального менеджмента в туризме;
- дать понятие «туристскому предложению» и его составляющим;
- ознакомиться с видами и формами туризма;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.91 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Туристское предложение

 

Экономика любого рынка, в  том числе и рынка туризма, определяется спросом и предложением. Спрос и предложение не существуют обособленно. В общем виде туристское предложение представляется как  объект туризма. Это значит, что к  туристскому предложению относится  все, что может быть использовано для удовлетворения туристского  спроса: климат, ландшафт, гостиницы, рестораны, учреждения развлекательного характера  и т.д. Следовательно, туристское предложение  охватывает очень разнообразные  элементы, и в целях оптимизации  управления их необходимо систематизировать.

Туристское предложение  состоит из первичного (первоначального) и производного предложений. Первичное  предложение притягивает туристов своей естественной пользой. Оно  создается не только для туристских целей. Производное предложение  состоит из элементов, которые создаются  исключительно для туристского  использования.

Отнесение предложения к  первоначальному или производному базируется на том, какие особенности, пригодные для использования  в туризме, уже имеются, и какие  должны быть созданы для привлечения  туристов. Первоначальное предложение изначально не связано с туризмом. В нем имеются различные факторы, которые оказывают на туристов естественное притягательное влияние. Первоначальное предложение отличают следующие показатели:

- природные особенности страны (географическое положение, климат, топография, растительный и животный мир);

- социально-культурные факторы (культура, традиции, постройки религиозного и мирового значения, менталитет, гостеприимность, обычаи);

- общая инфраструктура (пути сообщения, коммуникации, газо-, водо- и электроснабжение, очистные сооружения, учреждения культуры и досуга).

Производное предложение  по сравнению с первоначальным существует специально в туризме. Производное  предложение состоит из туристской инфраструктуры и туристской супраструктуры [4,стр.137].

Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную  развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Инфраструктура, обусловленная развитием туризма, имеет много общего с общей  инфраструктурой (первичным предложением): если в какой-либо местности, кроме  местного населения, постоянно отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает. Дополнительные системы  инфраструктуры, которые строятся для  того, чтобы обеспечить жизнедеятельность  дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную  развитием туризма, и относятся  к производному предложению. Важнейшей составной частью туристской инфраструктуры является собственно туристская инфраструктура, к которой относятся транспортные средства; сооружения для размещения туристов: туристские сооружения, курортные сооружения, развлекательные учреждения, центры для проведения конгрессов и семинаров; сооружения для оказания посреднических услуг (службы обслуживания и информации).

В туристскую супраструктуру входят гостиничные предприятия и предприятия питания. Они не относятся к туристской инфраструктуре, поскольку проживание и питание имеют для туризма решающее значение.

Если рассматривать отдельные  элементы туристского предложения, то можно убедиться, что потребность  в туристских услугах (туристский спрос) удовлетворяется, как правило, комплексом услуг, относящихся как к первичному, так и производному предложению.

Таким образом, для удовлетворения туристского спроса необходимо наличие  нескольких элементов. Если отсутствует  какой-нибудь важный элемент, стратегическая цель туризма не может быть достигнута. Например, если нет снега, то невозможен отдых на лыжной базе, даже если присутствуют все остальные элементы.

Для эффективного менеджмента  необходимо объединение всех туристских услуг, которые производят организационные  звенья, относящиеся к отрасли  туризма: туристские регионы, туристские предприятия, туристские организации [5,стр.128].

Если взять за основу данное нами ранее определение туризма, то к категории туристского региона  можно отнести много разнообразных  мест. Туристским регионом может считаться  как любой город мирового значения, так и небольшой населенный пункт, имеющий старинные постройки  и привлекающий внимание туристов. Так как туристские регионы могут  очень сильно отличаться друг от друга, мы попытались систематизировать их. В основе данной классификации туристских мест лежит мотив субъекта, побудивший его отправиться путешествовать в определенное место.

В зависимости от мотива различаются туристские регионы широкой и узкой специализации. Разница между ними в том, что выбор туристского региона широкой специализации скорее всего можно считать случайным. Человек собирается что-то сделать или чего-то достигнуть, но сам регион не представляет для него интереса. Он пользуется туристскими услугами потому, что их предлагают. Совершенно с противоположной целью отправляются в регионы узкой специализации, так как пребывание в них запланировано заранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие менеджмента в туризме и его особенности

 

Туризм, каким мы его представляем сегодня, — сравнительно молодой  феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Если обратиться к древней истории, то следует  начать с первого «вынужденного» путешествия, когда Бог изгнал Адама  и Еву из рая. В соответствии с  принятым определением туризма здесь  уже присутствуют некоторые его  признаки: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Такую историческую интерпретацию  туризма можно было бы распространить и на древние странствия народов, паломничество, кругосветные экспедиции, различные туристские походы.

Однако современное учение о туризме не признает первых путешественников как туристов, так как у них  отсутствовала «настоящая» мотивация: путешествие не было удовольствием, оно совершалось не по собственной  воле и не являлось самоцелью. Напротив, путешествие чаще всего было тяжелым (в физическом и моральном смысле слова), очень сложным в технологическом  аспекте и, наконец, было всего лишь средством достижения цели. Главными мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные миссии и т.п.

Таким образом, сегодня вряд ли кто скажет, когда и как зародились искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме  существовал там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

- политической, когда возникала необходимость в установлении и поддержании порядка в обществе;

- экономической, при изыскании, производстве и распределении ресурсов;

- оборонительной, при защите от врагов и диких зверей.

В классическом менеджменте  туризма выделяются четыре периода  его развития: предварительная фаза (до девятнадцатого века); начальная фаза (1800 — 1917 гг.); фаза развития и подъема (1917 — 1990 гг.); фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности (1990-й год и по настоящее время).

Эти периоды отличаются выбором  транспортных средств (пешком, на лошади, паровозом (по железной дороге), на автомобиле, на самолете); мотивацией путешествий - от путешествия, вызванного необходимостью, к путешествию самоцели (познание мира, лечение, отдых, рекреация и т.п.); количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям (от элиты к среднему сословию, к состоятельным классам и до массового охвата людей туризмом (т.е. всех слоев общества).

Задача менеджмента в  туризме состоит не только в том, чтобы выявить эти общие тенденции  и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его  специфические особенности. Всегда необходимо помнить, что туризм —  не волшебство, а серьезная и тяжелая  работа тружеников этой сложной и  многогранной, имеющей свою специфику, отрасли, особое содержание трудовых отношений. Туризм имеет ряд присущих только ему особенностей. Важно выявить, чем же мы отличаемся от других, так  как если этого не знаем мы, менеджеры  туристской индустрии, то и рынок (покупатели туристских услуг) никогда не узнает этого. А ведь особенности туристской отрасли вытекают из специфических  свойств услуг, предоставляемых  туристскими предприятиями и организациями [5,стр.78].

Выделяют следующие особенности  туризма как объекта управления:

  1. Большая глубина проникновения и сложность взаимосвязей между составными элементами. Большая часть туристских предприятий — небольших размеров. Крупные туристские предприятия создаются лишь в густонаселенных районах, они типичны для туристской индустрии, но это не заводской цех с одним типом организационной структуры управления. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые, так или иначе, должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке. Но важнейшая проблема менеджмента региона является одновременно и важнейшим отличительным признаком менеджмента туристской организации. Прежде всего, следует ответить на вопрос, кто реально должен руководить регионом и нести за это ответственность.

Вследствие особых требований, предъявляемых к туристскому  региону, предлагающему комплекс услуг, которые можно получить на определенной территории, вырисовывается двойная  ответственность туристской организации. Всем понятно, что туристская организация, как и любая другая, несет ответственность  прежде всего за результаты своей  деятельности. Она выполняет функцию  координирующего органа в туристском предложении региона, она и нести  ответственность и за туристскую деятельность всего региона. А для  того, чтобы справиться с такой  двойной ответственностью, необходимо контролировать и анализировать  весь туристский регион. В этих условиях с помощью менеджмента должна разрабатываться стратегия развития как всего региона, так и отдельной  туристской организации.

  1. Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели — накопление ценностей, движение наличности, прибыль. Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона. Будучи нерентабельной, туристская организация не может ориентироваться на прибыль. Если же организация в течение длительного периода получает прибыль, она все равно не использует ее, поскольку эти средства принадлежат всему региону. Как и в любой нерентабельной организации, руководство предприятия должно оценивать себя по тому, насколько ему удается эффективно и с учетом потребностей произвести для своих членов и для всего региона необходимые услуги. По предоставлению услуг можно определить, способна ли организация удержать своих членов и побудить их к дальнейшему участию в ее деятельности. Отдельные услуги туристской организации, которые она оказывает для своих членов (например, представительство интересов, маркетинг и т.д.) объективно не ощущаются. В таком случае все более важной становится постоянная позитивная коммуникативность внутри организации. Из-за того что туристская организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Речь идет о вероятностном характере процессов, происходящих в туристской индустрии. Так как туристская организация не может добиться успеха в прямом смысле этого слова, часто она с большим трудом получает признание своей деятельности у общественности. Она может лишь полагаться на свои мероприятия и на экономическую эффективность, которая помогает осуществлять эти мероприятия для пользы всего региона.
  2. Ограниченное влияние на регион. Управленческие кадры частного туристского предприятия пользуются предоставленными им в уставе, ясно изложенными полномочиями и правом принятия решений и отдачи указаний по всем вопросам своей хозяйственной деятельности. Менеджмент же туристской организации, напротив, ограничен в возможности оказывать на кого-либо влияние, как на уровне своей организации, так и на уровне региона.

Так как туристская организация  занимается государственными вопросами, часто используя для этого  государственные средства, то и влияние  политики на нее очень высоко. В  результате — естественно ограничивается предпринимательская свобода ее действий. Менеджмент вынужден обращать внимание на политические силы в своем  регионе, ведь оплата труда его кадрового  состава осуществляется чаще всего  за счет государственного бюджета.

На уровне региона менеджмент в туризме незначительно влияет на кого-либо, так как отдельные  производители услуг являются самостоятельными и независимыми предприятиями. Только благодаря хорошо налаженной коммуникации и углубленной мотивации на основе доверия туристская организация  может косвенным образом воздействовать на отдельные предприятия.

  1. Сильное влияние со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Туристские организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на организацию. Кроме того, внутри отдельных заинтересованных групп имеются свои интересы. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Члены организации могут разделиться на три-четыре заинтересованные группы, представители гостиниц, возможно, будут требовать сокращения однодневного туризма, владельцы подъемных лифтов выступят за расширение потока туристов, так как они заинтересованы в этом. Даже внутри одной группы (например, среди представителей гостиничных комплексов) прослеживаются различные интересы. Крупные гостиницы чаще всего меньше заинтересованы в предложении курортного сервиса, так как они располагают всеми необходимыми сооружениями для размещения и организации отдыха гостей у себя. Небольшие гостиницы, живущие за счет проезжающих туристов, заинтересованы в том, чтобы туристская организация улучшала курортное предложение и проводила соответствующие мероприятия. В некоторых туристских регионах в последние годы возникли разногласия между местными жителями и отдыхающими туристами. Туристы в преклонном возрасте желают, чтобы у них был спокойный отдых. Им нравится, когда в регион Длительное время не привлекаются новые туристы. Когда же их интересы нарушаются, они могут объединиться и сильной группой выступить против какого-либо другого вида туризма в данном регионе.
  2. Специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде (мясо, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания. Если, например, потребитель туристского продукта в апреле заказал тур на июнь, а в мае туристская фирма прекратила свое существование, то эта услуга потребителю оказана не будет в силу отсутствия ее источника. Так как туристский продукт проявляется в виде услуги, то его необходимыми признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования этой услуги, т.е. речь идет о том, что туристскую услугу нельзя переслать по почте. В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристских услуг может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. Ведь нельзя с высокой степенью вероятности (даже с применением ЭВМ) спрогнозировать поведение туриста — оно зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных факторов. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений. Это, прежде всего, относится к работе туристских предприятий, услуги которых предоставляются при непосредственном контакте с людьми.
  3. Сезонность, т.е. зависимость объема туристских услуг, прежде всего от природно-климатических условий. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление должно обязательно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебания спроса могут существенно ухудшить условия функционирования всей туристской индустрии.

Информация о работе Менеджмент в сфере туризма