Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 06:37, курсовая работа
Как и многие понятия в теории, социологии и психологии управления, конфликт имеет немало различных определений и толкований. Многие специалисты считают, что конфликт – (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение сторон, мнений, сил; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба и уничтожение соперника».
Между тем конфликт – это не обязательно негативное явление.
Итак, конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы, ценности.
Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии развития:
Предконфликтная стадия – это рост напряжённости в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определёнными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряжённости.
Социальная напряженность, по сути, представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным её проявлением в этот период выступают групповые эмоции. Определённый уровень социальной напряжённости в оптимально функционирующем обществе – естественная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение оптимального уровня социальной напряжённости может привести к конфликтам.
Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности взаимоотношения сторон:
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но и сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того, чтоб конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент – формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон.
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая третья сила, преследующая в «чужом конфликте» свои цели.
Обычно выделяют четыре типа конфликтных ситуаций по характеру возникновения:
Стадия развития конфликта – начало открытого противоборства сторон, которое является результатом конфликтного поведения.
Под
конфликтным поведением понимают действия,
направленные на противостоящую сторону
с целью захвата, удержания спорного
объекта или принуждения
-
активно-конфликтное поведение
-
пассивно-конфликтное
-
конфликтно-компромиссное
- компромиссное поведение.
В зависимости от конфликтной установки и формы поведения сторон, конфликт приобретает логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины углубления и разрастания. Поэтому каждый конфликт является в определённой степени уникальным.
Выделяют три основные фазы развития конфликта на его второй стадии:
Стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающих, имеющихся и возможных способов нахождения консенсуса и т.д.
На определённой стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и возможностях противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации – невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Всё это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идёт на убыль. С этого момента фактически и начинается процесс завершения конфликта, однако это не исключает новых обострений.
Выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликтной ситуации:
Компромисс эффективен, когда:
-
аргументы сторон одинаково
- нужно принять сложное решение при дефиците времени;
- директивное утверждение своей точки зрения не приводит к успеху;
-
обе стороны обладают
-
можно несколько изменить
Сотрудничество эффективно, когда:
-
необходимо найти общее
-
основной целью обсуждения
- необходимы интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников;
-
обе стороны выдвигают идеи
для обсуждения и хотят
Приспособление эффективно, когда:
-
наиболее важной задачей
- предмет разногласия более существенен для одной стороны, чем для другой;
-
имеется возможность
-
отстаивание своей точки
Игнорирование эффективно, когда:
- источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами;
-
необходимо время, чтобы
-
предмет спора не имеет
- нет возможности или желания решить конфликт в свою пользу;
-
подчинённые сами могут
Соперничество эффективно, когда:
-
требуются быстрые и
- решаются глобальные проблемы, связанные с эффективностью деятельности организации;
- исход конфликта очень важен для руководителя, и он уверен в правильности своего решения возникшей проблемы;
В практике управления используются все эти стратегии в различном сочетании. Выбор их приоритетов зависит от типа конфликта, конкретных обстоятельств его проявления, профессионализма и искусства менеджера.
Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешён. Степень удовлетворённости или неудовлетворённости сторон заключёнными мирными договорённостями во многом будет зависеть от следующих положений:
-
насколько удалось в ходе
- какими методами и способами велась борьба;
-
насколько велики потери
-
удалось ли в результате
-
какие методы были положены
в основу переговорного
- насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
-
навязан ли компромисс одной
из сторон или третьей силой,
либо явился результатом
-
какова реакция окружающей
При любом варианте разрешения конфликта социальная напряжённость в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определённый период времени.
Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и окружающей среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.
Конфликты, возникающие в организации, не проходят бесследно ни для деятельности самого предприятия, ни для коллектива работников. Последствия конфликтов можно разделить на функциональные и дисфункциональные. Функциональные последствия затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Дисфункциональные последствия приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы и организации.
Функциональные последствия конфликтов:
Информация о работе Менеджмент в условиях конфликтов. Причины и стратегии разрешения конфликтов"