Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в Татарстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие местного самоуправления в РФ, его принципы, цели, задачи и полномочия.
Для этого необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1) определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления;
2) выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления, которые делают выбранную тему особенно актуальной;
3) разработать рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Теоретические и исторические основы местного самоуправления……………………………………………………………
1.1. Исторические аспекты формирования местного самоуправления……
1.2. Конституционно-правовые основы взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в России………………………
2. Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в татарстане…………………………
2.1. Правовые основы местного самоуправления в Республике Татарстан………………….…………………………………………………..
2.2. Актуальные проблемы местного самоуправления в Татарстане………
3. перспективы местного самоуправления в татарстане…………………………………………………………………......
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы…………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ИТОГ.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

     На 1 января 2000 года на территории РТ действовало 950 местных самоуправлений. Следует обратить внимание, что в отличие от законодательства РФ, законодательство РТ не применяет термин муниципальное образование. Тем не менее, можно считать понятие местного самоуправления в РТ антонимом понятия муниципального образования в РФ.

     В настоящее время местное самоуправление должно осуществляться населением через представительные органы (Советы, Комитеты местного самоуправления) и должностных лиц местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, а также путем проведения местных референдумов, сходов граждан.

     Местный референдум – голосование граждан  по вопросам местного значения. Местный  референдум проводиться по наиболее важным вопросам местного значения. В нем имеют право участвовать граждане, проживающие на территории местного самоуправления и обладающие избирательным правом непосредственно на добровольной основе. Решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию не менее 5 процентов граждан, проживающих на территории местного самоуправления. Решения, принятые путем местного референдума, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории местного самоуправления, а также гражданами. Эти решения могут быть отменены или изменены путем местного референдума. В случае противоречия законодательству, они могут быть отменены решением суда. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Однако нужно отметить, что принцип осуществления местного самоуправления путем проведения местного референдума в нашей республике не имеет практической реализации.

     Сход (собрание) граждан является высшим органом местного самоуправления, созываемый по мере необходимости (но не реже двух раз в год) главой местного самоуправления или по инициативе не менее 5 процентов граждан проживающих на данной территории. Подготовку и проведение сходов обеспечивает глава местного самоуправления.

     Подготовку  и проведение сходов (собраний) граждан  для решения организационных  вопросов по избранию органов местного самоуправления обеспечивают соответствующие Советы народных депутатов и их президиумы администрации районов городов.

     К исключительным полномочиям схода  граждан в случаях, когда выборные представительные органы местного самоуправления не образованы, относятся:

     – принятие и изменение устава местного самоуправления;

     – выборы и освобождение от должностных лиц местного самоуправления;

     – утверждение местного бюджета;

     – установление местных налогов и сборов на основе принципов установленных законодательством;

     – утверждение местных планов и программ комплексного социально-экономического развития и заслушивание отчетов об их исполнении;

     – контроль за деятельностью органов местного самоуправления наделенных исполнительными полномочиями.

     Также как и в Российской Федерации, в Республике Татарстан высшим непосредственным выражением воли населения являются выборы органов и должностных лиц местного самоуправления. Это наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления, посредством чего образуются представительные органы местного самоуправления, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований (главы администраций).

     Коллегиальный (представительный) орган местного самоуправления – Совет (Комитет) – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Создается для реализации представительных, распорядительных, исполнительных, контрольных и иных функций и наделяются соответствующими полномочиями.

     Совет местного самоуправления (СМС) городов районного подчинения. рабочих поселков, сельских поселений с населением свыше 500 человек образуется, как правило, посредством выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в составе 7–11 человек. Совет местного самоуправления в сельских поселениях с численностью населения менее 500 человек избирается на сходах граждан этих населенных пунктов в составе 5-7 представителей. Совет местного самоуправления жилых комплексов в городах избирается сходом граждан открытым или тайным голосованием в составе председателя и 2-4 членов.

     Согласно  ст. 15 Закона в исключительном ведении Совета находятся следующие вопросы [9]:

     – принятие и изменение устава местного самоуправления;

     – выборы и освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления;

     – утверждение местного бюджета.

     Заседания Совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал  и правомочны при наличии не менее 2/3 его состава.

     Несмотря  на трудности в вопросах формирования бюджета, достаточного для осуществления своих полномочий, Советы местного самоуправления должны решать вопросы строительства и благоустройства дорог, газификации, благоустройства сел и деревень, родников, ремонта кладбищ, проблемы социальной защиты.

     Согласно  ст. 22 Закона «О местном самоуправлении», местное самоуправление может избирать главу местного самоуправления на сходе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права или Советом из числа его членов. Наименование главы определяется с учетом местных особенностей. В большинстве районов республики они именуются председателями Советов местного самоуправления, в Алексеевском, Альметьевском, Дрожжановском. Пестречинском, Спасском и Черемшанском районах – главами местного управления, а в Зеленодольском районе – председателями Советов местного самоуправления – главами местного управления.

     В местных самоуправлениях РТ в  силу ограниченности средств местных  бюджетов введена одна из указанных  должностей, либо имеется их совмещение, зафиксированное в уставах местных самоуправлений.

     Кроме того, лица, наделенные Законом РТ «О местном самоуправлении» и уставом  местного самоуправления полномочиями по осуществлению распорядительных, исполнительных, контрольных полномочий и иных функций местного самоуправления, являются должностными лицами местного самоуправления. Анализ уставов местных самоуправлений в РТ показывает, что в структуре органов местного самоуправления предусмотрены такие должностные лица, как заместители председателей Советов местного самоуправления, заместители глав местного самоуправления, заместители председателей Советов местного самоуправления, заместителей глав местного самоуправления, секретари, исполнительные секретари.

     Глава местного самоуправления:

     – организует деятельность органа местного самоуправления и контроль за соблюдением его устава;

     – организует подготовку и проведение сходов граждан по месту жительства, реализацию принятых ими решений;

     – реализует решение местных органов государственной власти и управления в границах территории его деятельности;

     – обеспечивает организацию выборов членов Совета местного самоуправления взамен выбывших;

     – подготавливает и ведет заседания Совета местного самоуправления;

     – докладывает сходу, Совету местного самоуправления о положении дел на территории местного самоуправления;

     – открывает расчетные и текущие счета местного самоуправления и является их распорядителем в пределах, установленных Советом и законодательством;

     – является распорядителем по расходам, предусмотренным на организацию работы Совета местного самоуправления, содержание наемных работников;

     – осуществляет контроль за работой предприятий торговли, сферы услуг, вносит предложения по организации их работы в соответствующие органы.

     Глава местного самоуправления в пределах предоставленных ему прав издает распоряжения. Он подотчетен сходу, Совету местного самоуправления. Безусловно, формирование структуры управления местным самоуправлением – сложный процесс, поэтому здесь необходимо опираться на анализ и учет местных особенностей. Успешное развитие местного самоуправления невозможно без тесного взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и управления. 

2.2. Актуальные  проблемы местного самоуправления  в Татарстане

     Анализ  различных источников показал, что в современной России по степени развитости в них  местного  самоуправления можно выделить три типа субъектов Федерации:

     1) субъекты Федерации, где местное самоуправление достаточно развито и региональные власти, не пытаясь подвергать его полномочия сомнению, взаимодействуют с  местными  органами (например, Калининградская область, Ульяновская область, Чувашия);

     2) субъекты Федерации, где местное самоуправление развито, но его полномочия подвергаются сомнению региональными властями, что часто приводит к открытым конфликтам (например, Удмуртия, Приморский край);

     3) субъекты Федерации, где местное самоуправление фактически отсутствует или подменено  местными  органами государственной власти и управления (например,  Татарстан, Башкортостан, Саха).

     Наблюдается интересная закономерность: чем больше субъект Федерации продвинулся  по пути строительства квазифедерализма, тем меньше шансов на развитие в нем реального  местного самоуправления. Но даже в относительно благополучных регионах (в смысле развития местного самоуправления) можно говорить лишь о начальной стадии его формирования и чрезвычайно низкой активности населения, в интересах которого собственно и должна функционировать система  местного   самоуправления .

     В России очень многие политики федерального уровня не считают  местное   самоуправление  необходимым или пытаются свести его до уровня подчинения  местным  органам государственной власти. Бывший премьер-министр страны Е.М.Примаков, находясь у власти и стремясь получить поддержку у региональных лидеров, даже озвучил идею временного уменьшения прав местного самоуправления. Хотя объективно местное   самоуправление является союзником федерального центра в борьбе против правового и экономического сепаратизма региональных элит.

     На  примере Республики  Татарстан  очень четко можно видеть процесс  ущемления в правах  местного   самоуправления, его фактическое отсутствие [15].

     Согласно  конституции и законам республики, местные органы государственной власти и управления доминируют на муниципальном уровне над органами местного самоуправления, что противоречит федеральному законодательству.

     Так, конституция Республики  Татарстан содержит главу 13 IV раздела «Местные органы государственной власти и управления» и раздел V «Местное   самоуправление». В разделе IV, в частности, констатируется: «представительными органами государственной власти в районах, городах республиканского подчинения, районах в городах являются соответствующие Советы народных депутатов» (статья 124), а «функции управления в районе, городе, районе города выполняет  местная  администрация…» (статья 128). Причем «... Глава администрации района, города республиканского подчинения назначается Президентом Республики  Татарстан  с согласия соответствующего Совета народных депутатов или избирается гражданами по предложению Президента Республики  Татарстан …», а «Глава администрации района города назначается главой вышестоящей администрации с согласия соответствующего Совета народных депутатов» (статья 130).

Информация о работе Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в Татарстане