Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть понятие местного самоуправления в РФ, его принципы, цели, задачи и полномочия.
Для этого необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1) определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления;
2) выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления, которые делают выбранную тему особенно актуальной;
3) разработать рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………
1. Теоретические и исторические основы местного самоуправления……………………………………………………………
1.1. Исторические аспекты формирования местного самоуправления……
1.2. Конституционно-правовые основы взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в России………………………
2. Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в татарстане…………………………
2.1. Правовые основы местного самоуправления в Республике Татарстан………………….…………………………………………………..
2.2. Актуальные проблемы местного самоуправления в Татарстане………
3. перспективы местного самоуправления в татарстане…………………………………………………………………......
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы…………
На 1 января 2000 года на территории РТ действовало 950 местных самоуправлений. Следует обратить внимание, что в отличие от законодательства РФ, законодательство РТ не применяет термин муниципальное образование. Тем не менее, можно считать понятие местного самоуправления в РТ антонимом понятия муниципального образования в РФ.
В
настоящее время местное
Местный референдум – голосование граждан по вопросам местного значения. Местный референдум проводиться по наиболее важным вопросам местного значения. В нем имеют право участвовать граждане, проживающие на территории местного самоуправления и обладающие избирательным правом непосредственно на добровольной основе. Решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию не менее 5 процентов граждан, проживающих на территории местного самоуправления. Решения, принятые путем местного референдума, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории местного самоуправления, а также гражданами. Эти решения могут быть отменены или изменены путем местного референдума. В случае противоречия законодательству, они могут быть отменены решением суда. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Однако нужно отметить, что принцип осуществления местного самоуправления путем проведения местного референдума в нашей республике не имеет практической реализации.
Сход (собрание) граждан является высшим органом местного самоуправления, созываемый по мере необходимости (но не реже двух раз в год) главой местного самоуправления или по инициативе не менее 5 процентов граждан проживающих на данной территории. Подготовку и проведение сходов обеспечивает глава местного самоуправления.
Подготовку и проведение сходов (собраний) граждан для решения организационных вопросов по избранию органов местного самоуправления обеспечивают соответствующие Советы народных депутатов и их президиумы администрации районов городов.
К исключительным полномочиям схода граждан в случаях, когда выборные представительные органы местного самоуправления не образованы, относятся:
– принятие и изменение устава местного самоуправления;
– выборы и освобождение от должностных лиц местного самоуправления;
– утверждение местного бюджета;
– установление местных налогов и сборов на основе принципов установленных законодательством;
– утверждение местных планов и программ комплексного социально-экономического развития и заслушивание отчетов об их исполнении;
– контроль за деятельностью органов местного самоуправления наделенных исполнительными полномочиями.
Также как и в Российской Федерации, в Республике Татарстан высшим непосредственным выражением воли населения являются выборы органов и должностных лиц местного самоуправления. Это наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления, посредством чего образуются представительные органы местного самоуправления, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований (главы администраций).
Коллегиальный (представительный) орган местного самоуправления – Совет (Комитет) – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Создается для реализации представительных, распорядительных, исполнительных, контрольных и иных функций и наделяются соответствующими полномочиями.
Совет местного самоуправления (СМС) городов районного подчинения. рабочих поселков, сельских поселений с населением свыше 500 человек образуется, как правило, посредством выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в составе 7–11 человек. Совет местного самоуправления в сельских поселениях с численностью населения менее 500 человек избирается на сходах граждан этих населенных пунктов в составе 5-7 представителей. Совет местного самоуправления жилых комплексов в городах избирается сходом граждан открытым или тайным голосованием в составе председателя и 2-4 членов.
Согласно ст. 15 Закона в исключительном ведении Совета находятся следующие вопросы [9]:
– принятие и изменение устава местного самоуправления;
– выборы и освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления;
– утверждение местного бюджета.
Заседания Совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и правомочны при наличии не менее 2/3 его состава.
Несмотря на трудности в вопросах формирования бюджета, достаточного для осуществления своих полномочий, Советы местного самоуправления должны решать вопросы строительства и благоустройства дорог, газификации, благоустройства сел и деревень, родников, ремонта кладбищ, проблемы социальной защиты.
Согласно ст. 22 Закона «О местном самоуправлении», местное самоуправление может избирать главу местного самоуправления на сходе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права или Советом из числа его членов. Наименование главы определяется с учетом местных особенностей. В большинстве районов республики они именуются председателями Советов местного самоуправления, в Алексеевском, Альметьевском, Дрожжановском. Пестречинском, Спасском и Черемшанском районах – главами местного управления, а в Зеленодольском районе – председателями Советов местного самоуправления – главами местного управления.
В местных самоуправлениях РТ в силу ограниченности средств местных бюджетов введена одна из указанных должностей, либо имеется их совмещение, зафиксированное в уставах местных самоуправлений.
Кроме
того, лица, наделенные Законом РТ «О
местном самоуправлении» и
Глава местного самоуправления:
– организует деятельность органа местного самоуправления и контроль за соблюдением его устава;
– организует подготовку и проведение сходов граждан по месту жительства, реализацию принятых ими решений;
– реализует решение местных органов государственной власти и управления в границах территории его деятельности;
– обеспечивает организацию выборов членов Совета местного самоуправления взамен выбывших;
– подготавливает и ведет заседания Совета местного самоуправления;
– докладывает сходу, Совету местного самоуправления о положении дел на территории местного самоуправления;
– открывает расчетные и текущие счета местного самоуправления и является их распорядителем в пределах, установленных Советом и законодательством;
– является распорядителем по расходам, предусмотренным на организацию работы Совета местного самоуправления, содержание наемных работников;
– осуществляет контроль за работой предприятий торговли, сферы услуг, вносит предложения по организации их работы в соответствующие органы.
Глава
местного самоуправления в пределах предоставленных
ему прав издает распоряжения. Он подотчетен
сходу, Совету местного самоуправления.
Безусловно, формирование структуры управления
местным самоуправлением – сложный процесс,
поэтому здесь необходимо опираться на
анализ и учет местных особенностей. Успешное
развитие местного самоуправления невозможно
без тесного взаимоотношения органов
местного самоуправления с органами государственной
власти и управления.
2.2. Актуальные
проблемы местного
Анализ различных источников показал, что в современной России по степени развитости в них местного самоуправления можно выделить три типа субъектов Федерации:
1) субъекты Федерации, где местное самоуправление достаточно развито и региональные власти, не пытаясь подвергать его полномочия сомнению, взаимодействуют с местными органами (например, Калининградская область, Ульяновская область, Чувашия);
2) субъекты Федерации, где местное самоуправление развито, но его полномочия подвергаются сомнению региональными властями, что часто приводит к открытым конфликтам (например, Удмуртия, Приморский край);
3) субъекты Федерации, где местное самоуправление фактически отсутствует или подменено местными органами государственной власти и управления (например, Татарстан, Башкортостан, Саха).
Наблюдается
интересная закономерность: чем больше
субъект Федерации продвинулся
по пути строительства
В России очень многие политики федерального уровня не считают местное самоуправление необходимым или пытаются свести его до уровня подчинения местным органам государственной власти. Бывший премьер-министр страны Е.М.Примаков, находясь у власти и стремясь получить поддержку у региональных лидеров, даже озвучил идею временного уменьшения прав местного самоуправления. Хотя объективно местное самоуправление является союзником федерального центра в борьбе против правового и экономического сепаратизма региональных элит.
На примере Республики Татарстан очень четко можно видеть процесс ущемления в правах местного самоуправления, его фактическое отсутствие [15].
Согласно конституции и законам республики, местные органы государственной власти и управления доминируют на муниципальном уровне над органами местного самоуправления, что противоречит федеральному законодательству.
Так, конституция Республики Татарстан содержит главу 13 IV раздела «Местные органы государственной власти и управления» и раздел V «Местное самоуправление». В разделе IV, в частности, констатируется: «представительными органами государственной власти в районах, городах республиканского подчинения, районах в городах являются соответствующие Советы народных депутатов» (статья 124), а «функции управления в районе, городе, районе города выполняет местная администрация…» (статья 128). Причем «... Глава администрации района, города республиканского подчинения назначается Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов или избирается гражданами по предложению Президента Республики Татарстан …», а «Глава администрации района города назначается главой вышестоящей администрации с согласия соответствующего Совета народных депутатов» (статья 130).