Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в Татарстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие местного самоуправления в РФ, его принципы, цели, задачи и полномочия.
Для этого необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1) определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления;
2) выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления, которые делают выбранную тему особенно актуальной;
3) разработать рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Теоретические и исторические основы местного самоуправления……………………………………………………………
1.1. Исторические аспекты формирования местного самоуправления……
1.2. Конституционно-правовые основы взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в России………………………
2. Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в татарстане…………………………
2.1. Правовые основы местного самоуправления в Республике Татарстан………………….…………………………………………………..
2.2. Актуальные проблемы местного самоуправления в Татарстане………
3. перспективы местного самоуправления в татарстане…………………………………………………………………......
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы…………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ИТОГ.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с вышеизложенным республиканская  конституция гарантирует населению  и право на  местное   самоуправление. В разделе V существует следующая норма: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, на других территориях и обеспечивает в соответствии с законом самостоятельное решение населением вопросов  местного  значения с учетом  местных  особенностей и традиций.  Местное   самоуправление  осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы и должностных лиц  местного   самоуправления» и далее «Органы  местного   самоуправления  не входят в систему органов государственной власти и управления» (статья 131).

     Еще более сужает сферу действия местного самоуправления Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении», содержащий представление (статья 5) о том, что «местное самоуправление  осуществляется населением в границах городских и сельских поселений районного подчинения, а в городах республиканского подчинения оно осуществляется в границах жилых комплексов». Подобные положения конституции и Закона Республики  Татарстан  «О  местном   самоуправлении » противоречат федеральному законодательству. Например, статье 131 Конституции Российской Федерации: « Местное   самоуправление  осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях…» или положению пункта 1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного   самоуправления  в Российской Федерации»: «Местное   самоуправление  осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях».

       Местное   самоуправление  в Республике  Татарстан, таким образом, развито преимущественно в сельской местности, в городах оно сведено фактически к территориальному общественному  самоуправлению  (социально-педагогические комплексы в Альметьевске, Набережных Челнах,  самоуправление  жилых комплексов в Казани), что лишает большинство жителей городов конституционного права на  самоуправление. В республике слабо развиты организации «Третьего сектора», которые должны составлять основу местного  самоуправления  и поддерживать общественные инициативы.

     На  муниципальном уровне в республике существует мощная бюрократическая система управления, включающая в себя несколько уровней подчинения. Так, в Казани наряду с Казанским городским Советом народных депутатов и администрацией города действуют 7 районных администраций, 2 префектуры – это уровень городского управления, но в отдельных жилых комплексах действуют при этом структуры местного самоуправления. Получается совершенно парадоксальная ситуация: житель центрального района Казани – Вахитовского может осуществить свое конституционное право на  самоуправление  лишь если он живет в поселке Ометьево, который входит в данный городской район, так как здесь местное самоуправление  предусмотрено существующими нормативными актами. Все остальные жители данного района лишены такого права.

     Структуры (управы, администрации управ) и должностные  лица (главы управ, советники правления управы) местного самоуправления жилых комплексов формировались и функционируют под жестким контролем районных администраций Казани. По существу, большинство населения жилых комплексов было отстранено от участия в выборах должностных лиц управ, а то и вообще не знает о существовании местного самоуправления. Следовательно,  местное  самоуправление, его структуры и должностные лица являются лишь придатком местных органов государственной власти и управления, что явно противоречит принципам демократии, зафиксированным в нормативных документах.

     При существующей  в   Татарстане  жесткой административной системе  и отсутствии выборов глав администрации  подобное положение дел в сфере  местного   самоуправления  способствует укреплению авторитарного режима. В качестве идеологического оправдания сложившейся ситуации в сфере  местного   самоуправления  власти используют два тезиса:

     -  местное самоуправление в России в его нынешнем виде не функционирует;

     - татарстанская модель развития  местного   самоуправления  специфична прежде всего в определении властного уровня  местного   самоуправления.

     Если  первый тезис имеет под собой  серьезные основания, то второй не выдерживает  критики. На самом деле можно говорить о полном отсутствии реального  местного   самоуправления  в республике, его полной подмене жестко-иерархичным, авторитарным муниципальным управлением.

     Если  Республика Татарстан  представляет яркий пример отсутствия  местного  самоуправления, то пример субъекта Федерации с развитой системой  местного  самоуправления  привести невозможно. Поэтому предложенная нами выше типология субъектов Российской Федерации по степени развитости в них  местного самоуправления несколько условна: даже относительно благополучные в изучаемом отношении регионы находятся лишь в начальной стадии формирования  местного   самоуправления. Процесс децентрализации в стране не доведен до конца. Реформирование государственности и власти ориентируется в основном на создание внутри государства микрогосударств – субъектов Российской Федерации и не затрагивает основы государственности –  местное   самоуправление.

     Развитие  местного   самоуправления  в  России сталкивается и будет сталкиваться с объективными трудностями. Прежде всего это связано с губернаторским походом в федеральную власть на выборах в Государственную Думу и президентских выборах. Избирательные блоки «Отечество – вся Россия», «Единство», «Голос России» шли во власть под благородными лозунгами избавления граждан от «парламентских болтунов», замены их на «людей дела» из регионов. Однако истинные намерения участников данных блоков были более практичны: сформировать Государственную Думу таким образом, чтобы она легко управлялась региональными лидерами, резко сократить властные рычаги федерального центра (полномочия и финансы). То есть речь идет опять о приватизации государственной власти, на этот раз федеральной [18].

     В случае создания подобной системы местное самоуправление окажется объективно не нужным, ослабленная федеральная власть уже не сможет иметь рычагов для реальной децентрализации власти. Как это было в 1995 г., когда Президент и Государственная Дума Российской Федерации смогли, заняв единую позицию, принять Закон «Об общих принципах организации  местного   самоуправления  в Российской Федерации» при полном бойкоте его со стороны Совета Федерации и тем самым создать нормативную основу для развития  местного   самоуправления.

     Объективным препятствием на пути институционализации местного   самоуправления  является ментальность и условия жизни современных граждан России. На сегодня дореволюционная система, в которой выборы губернаторов отсутствуют, но есть общинное  самоуправление , невозможна в силу изменившихся обстоятельств. Внедряемая же англосаксонская модель  местного   самоуправления  минимально пригодна для России в силу отсутствия основы такой системы – граждан-собственников.

     Явно  неэффективно, например, деление всей страны на муниципальные образования, границы которых часто определяются совершенно произвольно. Оценки численности муниципальных образований, даваемые специалистами, колеблются в пределах от 12 до 56 тысяч. Все это приводит к путанице, отчуждению граждан от участия в делах  местного   самоуправления . Вероятно, целесообразнее привязанность  местного   самоуправления  к населенным пунктам, что более соответствует традиционной российской ментальности.

     Согласно  многочисленным опросам, люди не чувствуют  необходимости своего участия в  местных  делах, считают органы  местного   самоуправления  продолжением властных структур. Функционируют лишь отдельные элементы  самоуправления  (созданные для решения вопросов в жилищных и садово-огородных товариществах – совместного приобретения инвентаря, средств защиты от воровства, найма охраны; в некоторых регионах страны возобновлены родительское патрулирование в школах, помощь органам правопорядка со стороны ветеранских организаций и т.п.). Все эти формы самоуправления  известны с советских времен и достаточно эффективны, но  самоуправление в виде участия граждан в принятии управленческих решений по вопросам  местного  значения, обсуждения  проблем, контроля над избранными представителями в органы местного самоуправления, расходования средств, организованного выдвижения требований отсутствует.

     Столь сильно усеченное  самоуправление  не может выполнять возложенные  на него функции, формировать гражданское общество.

     В России отсутствует и такой важнейший элемент  самоуправления, как локальное сообщество (объединений соседей). Во многом подобное положение дел связано с традициями советского времени, когда основной формой организации трудящихся выступали трудовые коллективы, которые являлись центром не только производственной, но и общественной деятельности людей. Именно трудовые коллективы решали вопросы материальной помощи, распределения жилья, улучшения бытовых условий, выдвижения кандидатов в народные депутаты и т.п. В эпоху реформ «производственная организация» людей распалась, а территориальная самоорганизация не успела возникнуть, особенно в крупных городах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. перспективы местного самоуправления в татарстане

     Реформирование  местного самоуправления на современном  этапе является одной из важнейших  задач развития российской государственности. Не случайно Конституция Российской Федерации относит институт местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации наряду с институтом государственной власти, федеральным устройством государства, республиканской формой правления и другими положениями первой главы Основного закона.

     Население, проживающее на территории местных  самоуправлений, постепенно начинает осознавать действенность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение  ряда проблем жизнедеятельности  людей во многом зависит от них  самих. Несмотря на существующие, прежде всего финансовые трудности, проводится большая работа по комплексному развитию территорий местного самоуправления, связанная со строительством жилья, дорог, благоустройством населенных пунктов, совершенствованием работы медицинских учреждений, учреждений культуры, школьного образования, детских дошкольных учреждений, развитием спортивных сооружений, бытового обслуживания населения, сохранением и развитием исторических и культурных традиций, охраной общественного порядка, окружающей природной среды и земельных ресурсов.

     Однако  процесс становления местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, главными среди них являются финансово-экономические  трудности местного самоуправления, недостаточно развитая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы функционирования местного самоуправления, проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Одной из основ экономической самостоятельности  местного самоуправления является собственность  местного самоуправления, в первую очередь земельные ресурсы и другое недвижимое имущество. Однако, несмотря на то, что признание и защита муниципальной собственности провозглашена в статье 8 Конституции Российской Федерации наравне с государственной и частной, до конца вопросы наделения муниципальных образований собственностью еще не разрешены. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 37) органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации. В то же время закрепленный в данном Федеральном законе: необходимо привести налоговое и бюджетное законодательство в соответствии с рассматриваемым Законом и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

     Актуален  вопрос формирования бюджета местного самоуправления на основе стабильных нормативов, позволяющих обеспечить реальную финансовую самостоятельность  местного самоуправления. В связи с чем целесообразно было бы повысить установленные Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» нормативы отчислений от федеральных в качестве закрепленных на постоянной основе доходных источников местных бюджетов и скорректировать перечень видов федеральных и региональных налогов, отчисления от которых закрепляются за местными бюджетами, перевести часть федеральных и региональных налогов в муниципальные (например, налог на недвижимость).

     Остро стоит вопрос о праве муниципальной  собственности на землю. Земля муниципальных  образований является одной из важнейших  составляющих экономической самостоятельности  местного самоуправления. Органам местного самоуправления должна быть предоставлена реальная возможность осуществления права собственника земельных участков. Принятие в субъектах Российской Федерации законов о земле и других нормативных правовых актов, регулирующих процедуру передачи государственных земель в собственность местного самоуправления, не может в полной мере решить все проблемы. Принятие Земельного кодекса Российской Федерации, не учитывающего интересы местного самоуправления, способно привести к целому ряду негативных последствий для становления местного самоуправления, если вообще сделает это возможным.

Информация о работе Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в Татарстане