Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть понятие местного самоуправления в РФ, его принципы, цели, задачи и полномочия.
Для этого необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1) определить конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления;
2) выявить разграничения в полномочиях и функциях государственной власти и местного самоуправления, которые делают выбранную тему особенно актуальной;
3) разработать рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………
1. Теоретические и исторические основы местного самоуправления……………………………………………………………
1.1. Исторические аспекты формирования местного самоуправления……
1.2. Конституционно-правовые основы взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в России………………………
2. Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом в татарстане…………………………
2.1. Правовые основы местного самоуправления в Республике Татарстан………………….…………………………………………………..
2.2. Актуальные проблемы местного самоуправления в Татарстане………
3. перспективы местного самоуправления в татарстане…………………………………………………………………......
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы…………
Требуют
своего разрешения проблемы кадрового
обеспечения органов местного самоуправления,
организации обучения их работников,
подготовки соответствующих специалистов
для работы в этих органах. В сложившейся
ситуации, когда органы местного самоуправления
не имеют достаточных финансово-экономических
возможностей для реализации своих полномочий,
отсутствие эффективной властной вертикали
не всегда позволят оперативно и своевременно
решать наиболее острые вопросы общегосударственного
и местного значения. В этой связи представляется
актуальным образование представительных
и исполнительных органов государственной
власти на уровне административно-
-
определять территориальный уровень,
на котором осуществляется местное самоуправление,
с учетом административно-
-
устанавливать предельную
-
устанавливать формы контроля
со стороны субъекта
-
участвовать в решении
Как уже упоминалось, в соответствии со ст. 131 Конституции РФ и соответствующим федеральным законом власть на уровне городов и районов в субъектах федерации относится к системе органов местного самоуправления и должна быть выборной. Глава 3 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления» упомянутого федерального закона устанавливает, что «наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным». В качестве таковых называются, в частности, представительный орган местного самоуправления, состоящий из избираемых депутатов, и глава муниципального образования – выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Что касается сельских поселений, поселков городского типа и городов районного подчинения, то и в них согласно ст. 6 Закона РТ «О местном самоуправлении» «местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы и должностных лиц местного самоуправления, органы общественного самоуправления населения, а также непосредственно путем проведения местных референдумов, сходов граждан и в других формах». В соответствии со ст. 21 данного закона «представительные полномочия местного самоуправления могут осуществляться только выборными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления»; «исполнительные полномочия местного самоуправления осуществляются органами и должностными лицами местного самоуправления».
Но совсем иначе обстоит дело с организацией власти на уровне районов и городов республиканского подчинения. В Конституции РТ в разделе III «Государственное устройство РТ» им посвящена специальная 13-я глава, которая так и называется – «Местные органы государственной власти и управления». Там, в частности, сказано: «представительными органами государственной власти в районах, городах республиканского подчинения, районах в городах являются соответствующие Советы народных депутатов» (ст. 124); «функции управления в районе, городе, районе города выполняет местная администрация…» (ст. 128); «местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам» (ст. 129). Выборы этих представительных органов государственной власти регулируются законом РТ «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РТ» (1994 г.) и ничего примечательного не представляют. Чего не скажешь об исполнительных органах местных Советов народных депутатов – главах местной администрации.
Данное
звено в республиканской системе
власти заслуживает того, чтобы остановиться
на нем подробнее. Итак, статья 130 Конституции
РТ устанавливает следующий порядок организации
исполнительной власти местных Советов
народных депутатов: «деятельностью местной
администрации руководит глава администрации.
Глава администрации района, города республиканского
подчинения назначается Президентом РТ
с согласия соответствующего Совета народных
депутатов или избирается гражданами
по предложению Президента РТ, если он
не является депутатом от данной территории».
Вся территория Татарстана разделена
на 54 самостоятельные административные
единицы – 43 административных района
и 11 городов республиканского подчинения;
на этих территориях и являются главными
должностными лицами назначенные Президентом
РТ главы администраций. Эти же административно-
При
этом Конституция РТ (Глава 8 «Избирательная
система», ст. 72) и республиканский закон
«О выборах народных депутатов РТ» не
запрещают главам администраций быть
депутатами соответствующих местных Советов,
а также Государственного совета РТ. Вполне
объяснимо поэтому, что, во-первых, будучи
креатурами Президента РТ, во-вторых, обладая
такими мощными административными рычагами
воздействия на электорат, как аппарат
администрации территориальных органов
госвласти с их финансовыми, техническими,
кадровыми ресурсами, все главы администраций
на выборах выигрывают у своих оппонентов
и становятся одновременно председателями
соответствующих Советов народных депутатов
и депутатами Государственного совета
РТ от административно-
В
настоящее время, на наш взгляд, ни
в РФ, ни в РТ, нет не только сложившейся
и реально действующей
Власти Татарстана считают, что в вопросах развития местного самоуправления необходимо проявлять осторожность, учитывая и уровень политической культуры населения, и проблемы обеспечения финансовой самостоятельности вновь создаваемых органов. Только обеспечив самый низовой уровень местного самоуправления законодательными актами, подготовив кадры, определив налоговую базу и пр., можно распространять местное самоуправление на более крупные территориальные сообщества – города и районы. Главное – помнить, что этот важнейший уровень организации местной власти находится на начальном этапе своего развития, в стадии поиска оптимальных форм функционирования.
Политическое руководство Татарстана полагает также, что вопросы местного самоуправления должны оставаться в компетенции субъектов федерации, поскольку на местах можно правильнее, с учетом региональной специфики, установить тот оптимальный уровень территориального сообщества, начиная с которого местное самоуправление будет более эффективно решать проблемы местного населения.
Этот
подход нашел отражение в концепции
разграничения полномочий между
центром и субъектами федерации,
разработанной комиссией
Заключение
Местное самоуправление в Татарстане, как впрочем и в других регионах России, находится в стадии становления. Формирование МСУ в Республике Татарстан началось с большим опозданием - с конца 1999-иачала 2000 гг. Причин «потери темпа» много. Большую роль сыграло то, что проблематика политического развития Татарстана долгое время вращалась вокруг суверенизации, оформления статуса республики.
Татарстан
избрал наиболее спокойный, эволюционный
путь трансформации местной власти,
который наметился еще в «
Система местного самоуправления в Татарстане в ее существующем виде не отвечает ни принципам «распределенного управления», ни субсидарности – основополагающим принципам организации МСУ и его взаимоотношений с государственной властью.
Во-первых,
CMC нельзя считать «независимыми» от
государственной власти и не входящими
в ее систему. Непосредственным куратором
CMC является не орган МСУ более высокого
уровня, а орган территориально-