Метод Дельфи в подготовке решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:01, реферат

Описание

Каждый человек принимает решения ежедневно и делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не оправдать надежд. Особенно это касается разработки и реализации решений в организациях, формирование и развитие которых проходит в условиях постоянно меняющихся параметров внешней и внутренней среды. Таким образом, мы видим, что систематизация знаний имеет практический смысл и может помочь наладить процесс выработки и принятия наиболее эффективных для организации управленческих решений.

Содержание

Введение
1. Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении
1.1 Классификация управленческих решений
1.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
1.3 Этапы процесса разработки управленческого решения
1.4 Основные составляющие эффективности управления
2. Технологии принятия управленческих решений
2.1 Метод Дельфи как технология принятия управленческих решений
2.2 Рекомендации руководителю по принятию управленческих решений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

метод делфи в принятии решений.docx

— 60.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Информационных технологий

 

 

 

Реферат

 «Метод Дельфи в подготовке решений»

 

 

 

 

Выполнил студент группы ФИТ 31 В/С

 

Селеш В.А.

_________________________________

(дата, подпись)

 

 

 

 

 

Москва – 2013

Введение

1. Управленческие  решения: понятие, роль и место  в управлении

  1.1 Классификация управленческих решений

  1.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям

  1.3 Этапы процесса разработки управленческого решения

  1.4 Основные составляющие эффективности управления

2. Технологии принятия  управленческих решений

  2.1 Метод Дельфи как технология принятия управленческих решений

  2.2 Рекомендации руководителю по принятию управленческих решений

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

Каждый человек принимает решения ежедневно и делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не оправдать надежд. Особенно это касается разработки и реализации решений в организациях, формирование и развитие которых проходит в условиях постоянно меняющихся параметров внешней и внутренней среды. Таким образом, мы видим, что систематизация знаний имеет практический смысл и может помочь наладить процесс выработки и принятия наиболее эффективных для организации управленческих решений.

Управленческое решение - это главный элемент деятельности любого руководителя, поэтому многие ученые уделяли этому вопросу  значительное внимание в своих научных  работах. Среди них можно выделить акад.А.И. Берга, А.А. Богданова, Д.М., Гвишиани, Х. Райфа т Г. Райфа, А.Н. Цыгичко и В.Н. Цыгичко. Ими разработаны основные принципы и обязательные требования при их разработке и реализации. Эти методики прошли испытания многими десятилетиями и имеют важное значение для новых поколений руководителей и предприятий и организаций. Внимание этих ученых к проблеме обуславливает ее актуальность.

1. Управленческие  решения: понятие, роль и место  в управлении

Управленческие решения  связаны с выполнением управленческих функций, в том числе с планированием, организацией, координацией и контролем  каких-либо процессов. Эти решения  реализуются в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Тем не менее, не всякое решение, разработанное  и реализованное руководителем, является управленческим. Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:

стратегическое планирование;

управление управленческой деятельностью;

управление человеческими  ресурсами (производительность, активизация  знаний, умений, навыков);

управление производственной и обслуживающей деятельностью;

формирование системы  управления компании (методология, механизм);

управленческое консультирование;

управление внутренними  и внешними коммуникациями.

Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа  информации ее функционировании, состоящее  в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели 1

Термин "управленческое решение" употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение - это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление - это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.2

Экономическая сущность управленческого  решения проявляется в том, что  на подготовку и реализацию любого управленческого решения требуются  финансовые, материальные и другие затраты. Каждое управленческое решение  имеет реальную стоимость. Реализация, эффективного управленческого решения  принесет компании прямой или косвенный  доход, а ошибочное решение - убытки. Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании Владыкин А., Гершанюк Г. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу.

Социальная сущность управленческого  решения заложена в механизме  управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для  согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности  и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности.3

Правовая сущность управленческого  решения заключается в точном соблюдении законодательных актов  РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой  компании.

Технологическая сущность управленческого  решения предполагает возможность  обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и  реализации управленческого решения.

управленческое решение  метод дельфи

Таким образом, управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.

Существует несколько  точек зрения на место процесса разработки и принятия управленческого решения  в управлении организацией. Из всех подходов можно выделить два наиболее часто встречающихся, которые определяют процесс разработки и принятия управленческого  решения как: связующее звено, важную часть для выполнения всех других функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). В  рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции; управление есть совокупность циклических действий по разработке и принятию управленческих решений.

Управленческие решения  выступают способом постоянного  воздействия управляющей системы  на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. Разработка и принятие управленческого решения представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации, либо какой-то возможности, и заканчивается выбором решения - действия по устранению проблемной ситуации либо снижением ее остроты или использованием возможности.

Таким образом, мы видим, что  управленческое решение - это выбор  альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть  любой функции менеджмента. Принятие управленческих решений в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом. Разработка, принятие и реализация решений является концентрированным выражением самой  сущности управления.4

1.1 Классификация  управленческих решений

Классификация управленческих решений необходима для определения  общих и конкретно-специфических  подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие  в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает  решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

По продолжительности  действия: 

· оперативные;

· тактические;

· стратегические.

По числу альтернатив:

· бинарное решение (имеются  две альтернативы действия - "да" или "нет");

· малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);

· многоальтернативное (имеется  очень большое, но конечное число  альтернатив);

· непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).

По субъекту, принимающему решения:

· индивидуальные;

· групповые.

По сфере действия: технические, экономические, социальные, политические и др.

По степени неопределенности (полноты информации):

· решения в условиях определенности;

· решения в условиях риска (вероятностной определенности);

· решения в условиях неопределенности.

По степени сложности  подготовки управленческого решения:

· стандартные или программируемые;

· нестандартные или непрограммируемые.

По степени уникальности:

· новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) - это когда  требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и  их приходится впервые разрабатывать;

· рутинные.

По подходу к принятию решения:

· интуитивные;

· основанные на суждении;

· основанные на рациональности.

По форме отражения: план, программа, приказ, указание.

По типу личности менеджера, принимающего решения:

· импульсивные - авторы этих решений легко генерируют самые  разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются "с  наскока", "рывками";

· рискованные - отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании  своих гипотез и, если уверены  в себе, могут не испугаться любых  опасностей;

· инертные - становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;

· осторожные - характеризуются  тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;

· уравновешенные - принимают  менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

По степени достижения целей:

· допустимое (приемлемое) - решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;

· оптимальное (наилучшее) - если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;

· эффективное - характеризуется  степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.5

Фатхутдинов Р.А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам:

· стадия жизненного цикла  товара (маркетинг, НИОКР);

· подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);

· сфера действия (технические, экономические, политические);

· цель (коммерческие, некоммерческие);

· ранг управления (верхний, средний, нижний);

· масштабность (комплексные, частные);

· организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);

· продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);

· объект воздействия (внешние  и внутренние);

· методы формализации (текстовые, графические, математические);

· повторяемость (разовые и повторяющиеся);

· формы отражения (план, программа, приказ, указание);

· сложность (стандартные и нестандартные);

· способ передачи (вербальные, письменные, электронные).6

 

1.2 Требования, предъявляемые  к управленческим решениям

Каждое управленческое решение  должно удовлетворять десяти требованиям  и условиям их разработки и реализации.

Первое требование обязывает руководителей соблюдать действующее законодательство и утвержденные учредителями (акционерами) положения уставных документов компании. Действия управленческого решения и его результаты не должны выходить за рамки правового поля.

Второе требование может  быть выполнено при четком распределении  функций управления и посредством  разработки должностных инструкций для конкретной должности и конкретного  подразделения. Каждый руководитель должен знать свое должностное поле.

Третье требование реализуется  обозначением в тексте управленческого  решения ясной и понятной цели, ради которой разрабатывается и  реализуется, а также перечислением  конкретных исполнителей с необходимыми сведениями о них - наименование подразделения, должности и т.д. В тексте управленческого  решения или в приложении к  нему указываются средства, которые  необходимы для выполнения управленческого  решения.

Четвертое требование касается организационно-правовой стороны оформления управленческого решения. Основные формы управленческого решения (приказ, распоряжение, акт и др.) составляются и заполняются в соответствии с ЕГСДОУ (раздел "Общие требования к документам и службам документационного  обеспечения").

Информация о работе Метод Дельфи в подготовке решений