Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:01, реферат
Каждый человек принимает решения ежедневно и делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не оправдать надежд. Особенно это касается разработки и реализации решений в организациях, формирование и развитие которых проходит в условиях постоянно меняющихся параметров внешней и внутренней среды. Таким образом, мы видим, что систематизация знаний имеет практический смысл и может помочь наладить процесс выработки и принятия наиболее эффективных для организации управленческих решений.
Введение
1. Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении
1.1 Классификация управленческих решений
1.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
1.3 Этапы процесса разработки управленческого решения
1.4 Основные составляющие эффективности управления
2. Технологии принятия управленческих решений
2.1 Метод Дельфи как технология принятия управленческих решений
2.2 Рекомендации руководителю по принятию управленческих решений
Заключение
Список использованных источников и литературы
Пятое требование основано на том, что наибольшей востребованностью пользуются управленческие решения, которых ждут. Рано пришедшие или рано разработанные управленческие решения могут потеряться или стать ошибочными ввиду изменившихся за прошедшее время обстоятельств. Поздно пришедшие решения могут быть уже и ненужными. Это требование достаточно трудно выполнить.
Шестое требование носит технический характер. Иногда руководители забывают об аналогичных, предыдущих действующих управленческих решениях. Новое управленческое решение может вступить в конфликт со старым. Поэтому руководитель должен вести учет управленческих решений и устранять возможную несогласованность их. Если такая несогласованность есть, то одно из решений необходимо отменять.
Седьмое требование касается технологической проработки управленческих решений. Каждое управленческое решение должно иметь реальные возможности выполнимости и полезности. Для достижения этого руководитель может воспользоваться услугами соответствующих специалистов своей компании или консультационных фирм. Для юридического закрепления гарантий выполнимости в тексте управленческого решения должны быть визы специалистов (экспертов).
Восьмое требование предполагает реализацию обратной связи в цепи разработки или реализации управленческого решения. Контроль - это необходимая функция как управления, так и производства. В тексте управленческого решения должны быть указаны промежуточные и окончательные сроки контроля хода проведения работ с указанием конкретных контролирующих лиц или подразделений. Результаты контроля должны доводиться до сведения инициатора управленческого решения (субъекта решения).
Девятое требование исходит
из того, что реализация любого управленческого
решения имеет различного рода отрицательные
последствия. Это объясняется сложностью
социальной системы, в которой работает
руководитель. Необходимо прогнозировать
возможные отрицательные
Десятое требование касается
активизации деятельности персонала,
который будет разрабатывать
или реализовывать
Таким образом, мы видим, что необходимость введения различных классификаций управленческих решений вызвана тем, что выделяемые в их результате решения требуют принципиально разных методов, а иногда даже принципов анализа.
Очевидно, что на характер
принимаемых решений огромное влияние
оказывает степень полноты и
достоверности информации, которой
располагает руководитель. В зависимости
от этого решения могут
1.3 Этапы процесса
разработки управленческого
В каждой организации имеются
особенности принятия управленческих
решений, определяемые характером и
спецификой ее деятельности, организационной
структурой, системой внутрифирменной
коммуникации. Тем не менее, процесс
разработки управленческого решения
имеет нечто общее для
I. Подготовка.
II. Принятие решения.
III. Реализация.
Поговорим подробнее о каждом этапе.
1. Выявление и анализ
проблемной ситуации. Анализируется
исходная информация о
2. Формирование целей для решения проблемной ситуации. Этот этап вытекает из предыдущего. Составляется перечень целей или дерево целей (т.е. выясняются их приоритеты). Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.
3. Сбор необходимой информации.
Это один из ключевых этапов.
Информация проверяется на
4. Анализ информации. Здесь
проводится анализ уже
5. Выявление или выработка
полного перечня альтернатив
достижения цели. Ключевые слова
в этом этапе "полный перечень"
6. Выбор допустимых альтернатив.
Все альтернативы пропускаются
через фильтр различных
7. Предварительный выбор
лучшей альтернативы. Детальный
анализ допустимых альтернатив
с точки зрения достижения
поставленных целей, затрат
8. Оценка альтернатив
со стороны руководителя. Предыдущие
семь этапов как результат
анализа есть по сути один
из видов информации, необходимой
руководителю для принятия
9. Экспериментальная проверка
альтернатив. Это производится
в тех случаях, когда
10. Выбор единственного
решения. С учетом данных
11. Согласование решения
с органами управления и
12. Окончательное оформление
и утверждение решения.
13. Организация выполнения
решения, т.е. происходит
14. Определение работ по
выполнению решения. Задания
15. Выполнение решения.
Осуществляется оперативный
Принимая любые решения
(жизненные или управленческие)
в обычном режиме;
в режиме дефицита времени. В данном режиме некоторые из этапов могут пропускаться.
Классическая схема
Данная схема процесса
разработки управленческих решения
используется и при интуитивном
принятии решений, просто разница между
постановкой проблемы и выдачей
готового варианта решения составляет
считанные секунды. Осознание правильности
своего выбора происходит молниеносно.
Но это не говорит о том, что
в человеческом сознании не прорабатываются
другие возможные варианты действий,
и что выбор правильного
Процесс разработки и принятия
управленческого решения носит
итеративный характер, то есть лицо
принимающее решение или
Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия.
В литературе по менеджменту
понятия решений и
Процессы принятия управленческих решений занимает центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты.
Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений, является их междисциплинарный характер, объединение различных областей научного знания. В разработке теории принятия решений принимают активное участие математики и философы, психологи и социологи, экономисты и юристы. Учитывая сложность, комплексность, многоаспектность решаемых проблем, самого решения и его последствий, такое положение нужно признать вполне естественным. Однако вследствие того, что проблема анализируется специалистами самого различного профиля, вкладывающими в нее разный смысл, область явлений, о которых можно говорить как о принятии управленческих решений, еще не определена достаточно строго, а их трактовка далеко не однозначна.
В условиях рыночного механизма
регулирования экономики
1.4 Основные составляющие эффективности управления
Понятие эффективности управления
во многом совпадает с понятием эффективности
производственной деятельности организации.
Однако управление производством имеет
свои специфические экономические
характеристики. В качестве главного
критерия результативности управления
выступает уровеньэффективности
управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
характера управленческого труда;
эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. Эффективность - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.10
Таким образом, эффективность
управления - один из основных показателей
совершенствования управления, определяемый
сопоставлением результатов управления
и ресурсов, затраченных на их достижение.
Оценить эффективность
1) результат управления
не всегда заключается в