Методика разработки бизнес плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

Методика разработки бизнес-плана на примере ООО "Свет"

Содержание

1 Введение
2 Сущность бизнес - планирования
3 Основные разделы бизнес – плана
4 Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Методика разработки бизнес плана.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях бизнес – план служит для предпринимателей надежным инструментом хозяйствования, а для инвесторов – основным ориентиром при кредитовании и финансировании предстоящего проекта.

Бизнес – план дает возможность: определить пути и способы  достижения поставленных целей; отследить  основные тенденции в экономике, технике, технологии и использовать их в своей деятельности; доказать обоснованность, надежность и реализуемость  проекта; определить потребность в капитале и денежных средствах; обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия.

Бизнес-план должен быть изложен в простой и понятной неспециалисту форме без использования  узкоспециализированных терминов. Он должен быть достаточно емким, чтобы охватить все основные стороны проекта, и в то же время достаточно кратким, чтобы поддерживать интерес инвестора. Для наглядности рекомендуется использовать графики и диаграммы. Чтобы заинтересовать инвестора бизнес-план должен содержать достаточно убедительные доказательства того, что запланированные показатели будут достигнуты. Составлять бизнес-план необходимо грамотно, аккуратно и в удобной для чтения форме, чтобы не испортить впечатление о проекте.

Рекомендуется избегать излишнего оптимизма - это настораживает инвестора. Приводимые прогнозы должны быть реалистичными. Нельзя размещать конфиденциальную информацию. Такая информация передается только по соответствующему письменному соглашению.

1. Сущность  бизнес - планирования

Бизнес-планы разрабатываются  на различные инновационные объекты  или процессы, связанные с проектированием  или созданием новых фирм и  их подразделений, разработкой и  поставкой на рынок требуемых  товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.

Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска?

Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п.

Бизнес- план дает каждому предпринимателю четкие ориентиры на период действия проекта. Сравнивая получаемые результаты с запланированными показателями, предприниматель или менеджер может судить о том, как идет его бизнес, а при необходимости принять организационно - управленческие решения для улучшения своих дел.

План нужен также  для того, чтобы все сотрудники имели ясное представление о главных целях и задачах фирмы, а также об основных требованиях, предъявляемых лично к ним.

Правильное деловое  планирование также способствует успешной реализации бизнес-проектов, созданию системы контроля за ходом выполнения бизнес-плана и внесения в него соответствующих изменений.

Как известно, даже самый  лучший бизнес-план может со временем устареть под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому предприниматели должны учитывать внутрифирменные и общеэкономические изменения и вносить соответствующие поправки в свой деловой план. Корректировка бизнес-плана дает возможность, не изменяя общей стратегической цели бизнес-проекта, обеспечивать в новых рыночных условиях оперативное планирование и управление производством и достижение запланированных конечных результатов.

2. Основные разделы бизнес – плана

Структура бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ее основе плановые показатели, может быть следующей.

2.1. Резюме

Это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-проекту и получить необходимые кредиты для его практической реализации.

В нем должны быть показаны необходимость его финансирования, а также планируемая эффективность и практическая реализуемость.

Резюме составляется на основе уже готового бизнес-плана. Обычно из каждого раздела выбираются самые существенные инновационные предложения и наиболее важные расчетные показатели.

Структура резюме может  состоять из трех основных частей: введение, в котором обосновывается главная  цель предлагаемого проекта, раскрываются сущность и новизна предложения, показываются его созидательность, конкурентоспособность и социально-экономическая значимость;

- основное содержание, где в сжатой форме излагаются  основные преимущества нового  проекта и приводятся важнейшие  технико-экономические результаты  — прогноз спроса, объем предложения, стоимость проекта, издержки производства, доход фирмы, источники финансирования;

- заключение, в котором  обобщаются конечные результаты  деятельности предприятия, отражаются  предполагаемые методы хозяйствования, оценивается профессионализм управленческой команды и т.д.

Объем резюме должен быть кратким, от двух до четырех страниц, но еще лучше, одна страница. Поэтому  оно должно очень кратко и достаточно полно отразить все наиболее значимые социально-экономические результаты бизнес-проекта. Резюме служит ключевой частью всякого бизнес-плана и должно привлекать внимание специалистов не количеством, а качеством итоговой информации.

2.2. История бизнеса

Этот раздел составляется в том случае, если предприятие  уже существует и прошло определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которых фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты/услуги/ были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше, если это будет сделано в количественных показателях.

 

 

2.3. Описание продукта или вида деятельности

 Заключается в том, чтобы наиболее подробно и полно представить в бизнес-плане основные характеристики будущей продукции, товаров и услуг, предлагаемых к поставке на соответствующий рынок. В данном разделе необходимо дать общее представление о товаре и раскрыть его конкурентоспособность, показать динамику спроса, расширение рынка продаж, возможность совершенствования, сокращения издержек и т.д. При описании любого товара необходимо ответить на следующие общие вопросы.

1. Какие потребности  призван удовлетворять планируемый  к производству новый товар?

2. В чем особенность  или уникальность данного товара  и почему потребители должны отдавать ему предпочтение перед другими товарами-конкурентами?

3. Какими патентами  защищен предлагаемый к производству  продукт и доведен ли он до товарного вида?

В этом разделе бизнес-плана  центральным является описание вида деятельности фирмы. Любой бизнес предполагает занятие несколькими видами предпринимательской деятельности. Поэтому очень важно выбрать тот вид, от которого полностью зависит также содержание планово-управленческой деятельности. В особенности это важно для вновь открываемых фирм и предприятий, при создании которых в бизнес-плане следует дать ответы о содержании их основной деятельности, а также о наличии опыта и профессиональной подготовки менеджеров всех уровней управления.

2.4. Анализ положения дел в отрасли и выбор конкурентной стратегии  

Описывая отрасль, важно  сделать вывод об общей привлекательности  рынка. Если оценка удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную  долю, дать прогноз продаж своей  продукции. Он должен быть выражен  как в денежных выражениях, так и в показателях физических единиц.

Ключевым вопросом здесь  является, какие именно виды бизнеса  обладают наибольшим потенциалом, куда следует инвестировать. Для ответа на этот вопрос можно воспользоваться  одним из методов матричного анализа портфеля, который был предложен General Electric при содействии консультационной фирмы McKinsey and Company. Данными компаниями была разработана матрица из девяти ячеек, основанная на двух измерениях – долговременная привлекательность отрасли (рынка) и конкурентоспособности предприятия (сила позиций бизнеса) (табл.1).

Таблица 1

Матрица Мак-Кинзи

 

По осям данной матрицы  выставляются взвешенные оценки привлекательности отрасли и конкурентного статуса бизнеса. Анализируемые виды бизнеса отображаются на сетке матрицы в виде кружков, центры которых задаются оценками привлекательности рынка и конкурентного статуса. Каждый кружок соответствует общему объему продаж на некотором рынке, а доля бизнеса организации в этом объеме продаж показывается сегментом в этом кружке.

Три ячейки в верхнем  левом углу, закрашенные зеленым, где велики привлекательность отрасли  и конкурентный статус имеют высокий  приоритет с точки зрения инвестирования. Стратегия для предприятий в этой области – это рост и развитие.

Ячейки, расположенные  по диагонали с нижнего левого угла до верхнего правого, закрашенные  желтым, имеют средний приоритет  точки зрения инвестирования. Стратегия  для предприятий в этой области состоит в укреплении и защите позиций в отрасли, однако если перед предприятием открываются новые возможности, инвестиционный приоритет может быть повышен.

Ячейки в нижнем правом углу, закрашенные красным, обладают низким инвестиционным приоритетом и стратегия предприятий в этой области заключается в уходе с рынка, кроме исключительных случаев, когда возможны перемены к лучшему и существует потенциал для развития.

Для оценки конкурентной позиции бизнеса выбираются факторы, имеющие решающее значение для достижения успеха на рассматриваемом рынке. Такими факторами могут быть:

• Относительная доля рынка;

• Норма прибыли в  сопоставлении с конкурентами;

• Способность превзойти  конкурентов по качеству продукции  и сервису;

• Технологические преимущества;

• Маркетинговые преимущества;

• Уровень менеджмента (качество управления);

• Знание покупателей  и рынка;

• Гибкость.

Факторами оценки привлекательности  отрасли могут быть:

• Размер рынка и темп роста;

• Особенности конкуренции (острота конкуренции);

• Прибыльность рынка;

• Требования к технологии и инвестициям;

• Барьеры для входа  и выхода;

• Сезонность;

• Цикличность;

• Взаимодействие с внешней  средой;

Для расчета количественной оценки конкурентного статуса и  привлекательности отрасли каждому  выбранному фактору присваивается степень важности (вес) и оценка, после чего вычисляется суммарная взвешенная оценка. Обычно сумма весов всех факторов равна 1, а оценки выставляются по десятибалльной шкале.

Высокой привлекательности  отрасли соответствует оценка 6,7 и выше (по десятибалльной шкале), средней привлекательности соответствуют оценки от 3,3 до 6,7. Аналогично для конкурентного статуса.

Данный матричный анализ портфеля позволяет распределить виды бизнеса по различным группам  по критериям привлекательности отрасли и конкурентоспособности и в отличие от других подобных методов рассматривает более широкий набор стратегически важных факторов. С точки зрения области практического применения данный метод не дает решения конкретных ситуаций, которые возникают при реализации стратегии, а дает лишь общее представление стратегического направления, выбор факторов для анализа конкурентного статуса и привлекательности области достаточно условен, неясно, сколько факторов необходимо выбрать для анализа.

Если взять небольшое количество факторов, то полученный результат вряд ли отразит реальное положение различных видов бизнеса компании, с другой стороны слишком большой набор факторов приведет к тому что, оцениваемые виды бизнеса окажутся в центре матрицы. Сложности могут возникнуть также с определением значимости выбранных факторов и их оценкой, во многом это будут слишком субъективные величины.

Информация о работе Методика разработки бизнес плана