Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение теоретико-методологических подходов к организации и проведению экспертных оценок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность экспертных оценок;
охарактеризовать основные стадии организации экспертного оценивания;
рассмотреть процесс подбора и организации работы экспертов;
проанализировать методологические подходы к организации экспертных оценок.
Введение 3
1. Теоретические аспекты организации экспертных оценок 5
1.1. Понятие и сущность экспертных оценок 5
1.2. Основные стадии организации экспертного оценивания 8
1.3. Подбор и процедура работы экспертов 11
2. Методологические подходы к организации экспертных оценок 16
2.1. Метод опроса экспертов и его разновидности 16
2.2. Методы ранжирования и сравнения 19
2.3. Метод Дельфи 23
2.4. Метод сценариев 25
Заключение 30
Список литературы 32
Введение 3
1. Теоретические аспекты организации экспертных оценок 5
1.1. Понятие и сущность экспертных оценок 5
1.2. Основные стадии организации экспертного оценивания 8
1.3. Подбор и процедура работы экспертов 11
2. Методологические подходы к организации экспертных оценок 16
2.1. Метод опроса экспертов и его разновидности 16
2.2. Методы ранжирования и сравнения 19
2.3. Метод Дельфи 23
2.4. Метод сценариев 25
Заключение 30
Список литературы 32
В процессе управления происходит взаимодействие трех элементов – объекта управления, системы управления и окружающей среды. Система управления воздействует на объект для достижения одной или нескольких целей управления. Окружающая среда оказывает влияние на объект и систему управления, которое может способствовать или препятствовать достижению целей. Сам объект может быть пассивным, способствовать или препятствовать достижению целей.
Можно выделить следующие функции с позиции принятия решения в процессе управления: прогнозирование, планирование, оценка обстановки, принятие решений, исполнение решений, контроль и учет.
Среди
перечисленных функций
Эксперты помогают описать качественно и количественно (если возможно) проблемную ситуацию, определить время и ресурсы для принятия решений, построить множество возможных ситуаций, сформулировать множество целей и множество возможных решений, высказать свои предпочтения по ситуациям, решениям и целям и предложить возможные критерии оптимального выбора решений.
Качественное
решение задачи прогнозирования
может выполнить только квалифицированный
специалист. Увеличение достоверности
прогноза достигается привлечением
к работе нескольких специалистов,
образующих экспертную группу. Обработка
результатов групповой
Методы
экспертных оценок используются для
прогнозирования событий
Целью курсовой работы является комплексное изучение теоретико-методологических подходов к организации и проведению экспертных оценок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом курсовой работы является метод экспертных оценок.
Предмет исследования – методология и организация экспертных оценок.
В процессе написания курсовой работы был использован широкий спектр учебной и научной литературы отечественных и зарубежных автором, исследующих теоретические и практические проблемы экспертных оценок.
После второй мировой войны в рамках кибернетики, теории управления, менеджмента и исследования операций стала развиваться самостоятельная дисциплина - теория и практика экспертных оценок.
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для принятия решений лицом, принимающим решения (ЛПР). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК) [9, с. 37].
Экспертные
оценки бывают индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные оценки - это оценки
одного специалиста. Например, преподаватель
единолично ставит отметку студенту,
а врач - диагноз больному. Но в
сложных случаях заболевания
или при угрозе отчисления студента
за плохую учебу обращаются к коллективному
мнению - симпозиуму врачей или комиссии
преподавателей. Аналогичная ситуация
- в армии. Обычно командующий принимает
решение единолично. Но в сложных
и ответственных ситуациях
Другой простейший пример экспертных оценок - оценка номеров в КВН. Каждый из членов жюри поднимают фанерку со своей оценкой, а технический работник вычисляет среднюю арифметическую оценку, которая и объявляется как коллективное мнение жюри (ниже мы увидим, что такой подход некорректен с точки зрения теории измерений).
В
фигурном катании процедура усложняется
- перед усреднением
Экспертные
оценки часто используются при выборе
- одного варианта технических устройств
из нескольких, группы космонавтов
из многих претендентов, набора проектов
научно-исследовательских
Существует
масса методов получения
В
настоящее время метод
Все
множество плохо формализуемых
проблем условно можно
1)
эксперт является хранилищем
большого объема рационально
обработанной информации, и поэтому
он может рассматриваться как
качественный источник
2)
групповое мнение экспертов
Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.
Ко
второму классу относятся проблемы,
в отношении которых
Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:
1)
составление перечня возможных
событий в различных областях
за определенный промежуток
2)
определение наиболее
3) определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
4) определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;
5)
альтернативное распределение
6)
альтернативные варианты
При использовании метода экспертных оценок возникают свои проблемы. Основными из них являются: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы.
Как показывает опыт проведения экспертных исследований, с точки зрения менеджера - организатора такого исследования целесообразно выделять следующие стадии проведения экспертного опроса.
1)
Принятие решения о
2)
Подбор и назначение ЛПР