Методология экспертных оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное изучение теоретико-методологических подходов к организации и проведению экспертных оценок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность экспертных оценок;
охарактеризовать основные стадии организации экспертного оценивания;
рассмотреть процесс подбора и организации работы экспертов;
проанализировать методологические подходы к организации экспертных оценок.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты организации экспертных оценок 5
1.1. Понятие и сущность экспертных оценок 5
1.2. Основные стадии организации экспертного оценивания 8
1.3. Подбор и процедура работы экспертов 11
2. Методологические подходы к организации экспертных оценок 16
2.1. Метод опроса экспертов и его разновидности 16
2.2. Методы ранжирования и сравнения 19
2.3. Метод Дельфи 23
2.4. Метод сценариев 25
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

kurs.doc

— 76.87 Кб (Скачать документ)

         

 

Содержание 

 

       Введение 3

       1. Теоретические аспекты организации экспертных оценок 5

       1.1. Понятие и сущность экспертных оценок 5

       1.2. Основные стадии организации экспертного оценивания 8

       1.3. Подбор и процедура работы экспертов 11

       2. Методологические подходы к организации экспертных оценок 16

       2.1. Метод опроса экспертов и его разновидности 16

       2.2. Методы ранжирования и сравнения 19

       2.3. Метод Дельфи 23

       2.4. Метод сценариев 25

       Заключение 30

       Список литературы 32 

 

Введение

 

       В процессе управления происходит взаимодействие трех элементов – объекта управления, системы управления и окружающей среды. Система управления воздействует на объект для достижения одной или нескольких целей управления. Окружающая среда оказывает влияние на объект и систему управления, которое может способствовать или препятствовать достижению целей. Сам объект может быть пассивным, способствовать или препятствовать достижению целей.

       Можно выделить следующие функции с  позиции принятия решения в процессе управления: прогнозирование, планирование, оценка обстановки, принятие решений, исполнение решений, контроль и учет.

       Среди перечисленных функций управления принятие решений играет особую роль. Оно является более общей, чем  другие функции управления. Эта общность выражается в том, что любую функцию  управления можно представить как  последовательность решений. В связи  с этим часто управление в целом  рассматривается как процесс  принятия решений.

       Эксперты  помогают описать качественно и  количественно (если возможно) проблемную ситуацию, определить время и ресурсы  для принятия решений, построить  множество возможных ситуаций, сформулировать множество целей и множество  возможных решений, высказать свои предпочтения по ситуациям, решениям и  целям и предложить возможные  критерии оптимального выбора решений.

       Качественное  решение задачи прогнозирования  может выполнить только квалифицированный  специалист. Увеличение достоверности  прогноза достигается привлечением к работе нескольких специалистов, образующих экспертную группу. Обработка  результатов групповой экспертизы позволяет получить более обоснованное и достоверное суждение о перспективах развития.

       Методы  экспертных оценок используются для  прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно. Они также  применяются для количественного  измерения таких событий, для  которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей и предпочтительности отдельных  методов продвижения. Иными словами, методы экспертных оценок применяются  как для количественного измерения  событий в настоящем, так и  для целей прогнозирования. Вследствие данных причин, а также в условиях современного финансово-экономического состояния в России и в мире применение методов экспертных оценок приобретает особенную актуальность.

       Целью курсовой работы является комплексное  изучение теоретико-методологических подходов к организации и проведению экспертных оценок.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие и сущность экспертных оценок;
  • охарактеризовать основные стадии организации экспертного оценивания;
  • рассмотреть процесс подбора и организации работы экспертов;
  • проанализировать методологические подходы к организации экспертных оценок.

       Объектом  курсовой работы является метод экспертных оценок.

       Предмет исследования – методология и  организация экспертных оценок.

       В процессе написания курсовой работы был использован широкий спектр учебной и научной литературы отечественных и зарубежных автором, исследующих теоретические и  практические проблемы экспертных оценок.

 

1. Теоретические аспекты организации экспертных оценок

1.1. Понятие и сущность  экспертных оценок

 

       После второй мировой войны в рамках кибернетики, теории управления, менеджмента  и исследования операций стала развиваться  самостоятельная дисциплина - теория и практика экспертных оценок.

       Методы  экспертных оценок - это методы организации  работы со специалистами-экспертами и  обработки мнений экспертов. Эти  мнения обычно выражены частично в  количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для  принятия решений лицом, принимающим  решения (ЛПР). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают  рабочую группу (сокращенно РГ), которая  и организует по поручению ЛПР  деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в  экспертную комиссию (ЭК) [9, с. 37].

       Экспертные  оценки бывают индивидуальные и коллективные. Индивидуальные оценки - это оценки одного специалиста. Например, преподаватель  единолично ставит отметку студенту, а врач - диагноз больному. Но в  сложных случаях заболевания  или при угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному  мнению - симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Аналогичная ситуация - в армии. Обычно командующий принимает  решение единолично. Но в сложных  и ответственных ситуациях проводят военный совет. Один из наиболее известных  примеров такого рода - военный совет 1812 г. в Филях, на котором под председательством  М.И. Кутузова решался вопрос: «Давать  или не давать французам сражение под Москвой?» [20, с. 17]

       Другой  простейший пример экспертных оценок - оценка номеров в КВН. Каждый из членов жюри поднимают фанерку со своей оценкой, а технический работник вычисляет среднюю арифметическую оценку, которая и объявляется как коллективное мнение жюри (ниже мы увидим, что такой подход некорректен с точки зрения теории измерений).

       В фигурном катании процедура усложняется - перед усреднением отбрасываются  самая большая и самая маленькая  оценки. Это делается для того, чтобы  не было соблазна завысить оценку одной  спортсменке (например, соотечественнице) или занизить другой. Такие резко  выделяющиеся из общего ряда  оценки будут сразу отброшены.

       Экспертные  оценки часто используются при выборе - одного варианта технических устройств  из нескольких, группы космонавтов  из многих претендентов, набора проектов научно-исследовательских работ  для финансирования из массы заявок, получателей экологических кредитов из многих желающих, выбор инвестиционных проектов для реализации среди представленных, и т.д.

       Существует  масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом  работают отдельно, он даже не знает, кто  еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов  собирают вместе для подготовки материалов для ЛПР, при этом эксперты обсуждают  проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов  фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли  принимать обоснованные решения. В  других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода «снежного кома». Не меньше существует и методов обработки ответов  экспертов, в том числе весьма насыщенных математикой и компьютеризированных [15, с. 71].

       В настоящее время метод экспертных оценок широко применяется для решения  важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным неформализуемым проблемам.

       Все множество плохо формализуемых  проблем условно можно разделить  на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении  которых имеется достаточный  информационный потенциал, позволяющий  успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем  первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего  информационного потенциала путем  подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных  методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки  основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип  означает, что выполняются следующие  гипотезы [4, с. 96]:

       1) эксперт является хранилищем  большого объема рационально  обработанной информации, и поэтому  он может рассматриваться как  качественный источник информации;

       2) групповое мнение экспертов близко  к истинному решению проблемы.

       Если  эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки  можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.

       Ко  второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для  уверенности в справедливости указанных  гипотез. При решении проблем  из этого класса экспертов уже  нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень  осторожно проводить обработку  результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для  «хороших измерителей», в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В  связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.

       Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Перечислим типовые  задачи, решаемые методом экспертных оценок:

       1) составление перечня возможных  событий в различных областях  за определенный промежуток времени;

       2) определение наиболее вероятных  интервалов времени свершения  совокупности событий;

       3) определение целей и задач  управления с упорядочением их  по степени важности;

       4) определение альтернативных (вариантов  решения задачи с оценкой их  предпочтения;

       5) альтернативное распределение ресурсов  для решения задач с оценкой  их предпочтительности;

       6) альтернативные варианты принятия  решений в определенной ситуации  с оценкой их предпочтительности [3, с. 48].

       При использовании метода экспертных оценок возникают свои проблемы. Основными  из них являются: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обработка  результатов опроса, организация  процедур экспертизы.

1.2. Основные стадии  организации экспертного  оценивания

        

       Как показывает опыт проведения экспертных исследований, с точки зрения менеджера - организатора такого исследования целесообразно  выделять следующие стадии проведения экспертного опроса.

       1) Принятие решения о необходимости  проведения экспертного опроса  и формулировка лицом, принимающим  решения (ЛПР) его цели. Таким  образом, инициатива должна исходить  от руководства, что в дальнейшем  обеспечит успешное решение организационных  и финансовых проблем.

       2) Подбор и назначение ЛПР основного  состава рабочей группы (РГ) –  обычно научного руководителя  и секретаря. При этом научный  руководитель отвечает за организацию  и проведение экспертного исследования  в целом, а также за анализ  собранных материалов и формулировку  заключения экспертной комиссии. Он участвует в формировании  коллектива экспертов и выдаче  задания каждому (вместе с ЛПР  или его представителем). Дело  секретаря - ведение документации, решение организационных задач. 

Информация о работе Методология экспертных оценок