Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение теоретико-методологических подходов к организации и проведению экспертных оценок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность экспертных оценок;
охарактеризовать основные стадии организации экспертного оценивания;
рассмотреть процесс подбора и организации работы экспертов;
проанализировать методологические подходы к организации экспертных оценок.
Введение 3
1. Теоретические аспекты организации экспертных оценок 5
1.1. Понятие и сущность экспертных оценок 5
1.2. Основные стадии организации экспертного оценивания 8
1.3. Подбор и процедура работы экспертов 11
2. Методологические подходы к организации экспертных оценок 16
2.1. Метод опроса экспертов и его разновидности 16
2.2. Методы ранжирования и сравнения 19
2.3. Метод Дельфи 23
2.4. Метод сценариев 25
Заключение 30
Список литературы 32
3)
Разработка РГ (точнее, ее основным
составом, прежде всего научным
руководителем и секретарем) и
утверждение у ЛПР
4)
Разработка аналитической
5)
Подбор экспертов в
6)
Формирование экспертной
7) Проведение сбора экспертной информации. Часто перед этим проводится набор и обучение интервьюеров - одной из групп, входящих в РГ.
8)
Компьютерный анализ
9)
При применении согласно
10)
Итоговый анализ экспертных
11)
Официальное окончание
Проблема
подбора экспертов является одной
из наиболее сложных в теории и
практике экспертных исследований. Очевидно,
в качестве экспертов необходимо
использовать тех людей, чьи суждения
наиболее помогут принятию адекватного
решения. Но как выделить, найти, подобрать
таких людей? Надо прямо сказать,
что нет методов подбора
В проблеме подбора экспертов можно выделить две составляющие - составление списка возможных экспертов и выбор из них экспертной комиссии в соответствии с компетентностью кандидатов [12, с. 76].
Составление
списка возможных экспертов
Как
быть, если экспертиза проводится впервые,
устоявшиеся списки возможных экспертов
отсутствуют? Однако и в этом случае
у каждого конкретного
Вопрос об оценке компетентности экспертов не менее сложен. Успешность участия в предыдущих экспертизах - хороший критерий для деятельности дегустатора, врача, судьи в спортивных соревнованиях, т.е. таких экспертов, которые участвуют в длинных сериях однотипных экспертиз. Однако, увы, наиболее интересны и важны уникальные экспертизы больших проектов, не имеющих аналогов. Использование формальных показателей экспертов (должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций...), очевидно, в современных условиях может носить лишь вспомогательный характер, хотя подобные показатели проще всего применять.
Часто предлагают использовать методы самооценки и взаимооценки компетентности экспертов. Рассмотрим метод самооценки, при котором эксперт сам дает информацию о том, в каких областях он компетентен, а в каких - нет. С одной стороны, кто лучше может знать возможности эксперта, чем он сам? С другой стороны, при самооценке компетентности скорее оценивается степень самоуверенности эксперта, чем его реальная компетентность. Тем более, что само понятие «компетентность» строго не определено. Можно его уточнять, выделяя составляющие, но при этом усложняется предварительная часть деятельности экспертной комиссии. Достаточно часто эксперт преувеличивает свою реальную компетентность. Например, большинство людей считают, что они хорошо разбираются в политике, экономике, проблемах образования и воспитания, семьи и медицины. На самом деле экспертов (и даже знающих людей) в этих областях весьма мало. Бывают уклонения и в другую сторону, излишне критичное отношение к своим возможностям [12, с. 81].
При использовании метода взаимооценки, помимо возможности проявления личностных и групповых симпатий и антипатий, играет роль малая осведомленность экспертов о возможностях друг друга. В современных условиях достаточно хорошее знакомство с работами и возможностями друг друга может быть лишь у специалистов, много лет (не менее 3-4) работающих совместно, в одной комнате, над одной темой. Однако привлечение таких пар специалистов не очень-то целесообразно, поскольку их взгляды из-за схожести жизненного пути слишком похожи друг на друга.
Если процедура экспертного опроса предполагает непосредственное общение экспертов, необходимо учитывать еще ряд обстоятельств. Большое значение имеют их личностные (социально-психологические) качества. Так, один-единственный «говорун» может парализовать деятельность всей комиссии на совместном заседании. К срыву могут привести и неприязненные отношения членов комиссии, и сильно различающийся научный и должностной статус членов комиссии. В подобных случаях важно соблюдение регламента работы, разработанного РГ.
Необходимо подчеркнуть, что подбор экспертов в конечном счете - функция рабочей группы, и никакие методики подбора не снимают с нее ответственности. Другими словами, именно на рабочей группе лежит ответственность за компетентность экспертов, за их принципиальную способность решить поставленную задачу. Важным является требование к ЛПР об утверждении списка экспертов. При этом ЛПР может как добавить в комиссию отдельных экспертов, так и вычеркнуть некоторых из них - по собственным соображениям, с которыми членам РГ и ЭК знакомиться нет необходимости.
Процедура работы экспертов.
На практике применяются различные процедуры, определяющие:
• характер контактов экспертов друг с другом (анонимный или нет), т.е. очные или заочные опросы;
• обратную связь в работе экспертов (наличие или отсутствие возможности самообучения в процессе экспертизы), т.е. одноразовые или многоразовые (в несколько туров) опросы.
Одной
из главных разновидностей очного (как
правило, одноразового) опроса является
т.н. «мозговая атака» или «коллективная
генерация идей». В основе этой методики
лежит организация
Ключевое звено такой организации работы [10, с. 105]:
1)
категорический запрет на
2)
подбор специалистов примерно
равного научного и
3)
максимальная краткосрочность
4)
четкая формулировка
5)
скрупулезная регистрация
6)
предоставление возможности
Один из ведущих экспертов назначается руководителем (председателем) сессии. В его обязанности входят подготовка проблемы, обеспечение подготовки, проведение и обработка материалов сессии. Кроме того, он является высшей инстанцией, арбитром, к которому можно апеллировать при возникновении каких-либо недоразумений.
Иногда
дискуссию начинает специально выделенный
докладчик, но чаще сам председатель.
Затем слово предоставляется
экспертам-аналитикам, раскрывающим современное
состояние и тенденции
Далее
в дело вступает центральное звено
– эксперты-генераторы, отличающиеся
способностью высказать нетривиальные,
оригинальные идеи. Затем – эксперты-модераторы,
в задачу которых входит «приглушение»,
«притормаживание» обсуждения явно
случайных, непродуманных или не
относящихся к делу идей с целью
возвращения дискуссии в
Потом им на смену приходят эксперты-аниматоры, стремящиеся оживить заглохшие почему-либо конструктивные идеи.
Наконец, эксперты-селекторы (желательно уже после завершения сессии) оценивают высказанные предположения, идеи, рекомендации, отбирают наиболее конструктивные и дают сводку руководителю, который подводит итоги.
Индивидуальные экспертные оценки постепенно стали особой разновидностью опроса экспертов, образовав как бы подсистему в общей системе методов опроса экспертов.
Отдельный
эксперт обладает ограниченными
возможностями прогнозирования, где
сильная сторона его как
Коллективная работа экспертов помогает совместно преодолеть этот недостаток. Результатом опроса экспертов является обычно не просто «усредненное» мнение группы специалистов, идет процесс объективизации субъективных оценок, что при соблюдении известных методических требований заметно повышает надежность прогноза.
Опыт показал, что неупорядоченный, произвольный опрос экспертов резко снижает качество, надежность их оценок и может иметь результатом искаженные данные. Для упорядочения опроса экспертов наибольшее значение имеют три основные методические проблемы всякой экспертизы [14, с. 31]: