Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение теоретико-методологических подходов к организации и проведению экспертных оценок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность экспертных оценок;
охарактеризовать основные стадии организации экспертного оценивания;
рассмотреть процесс подбора и организации работы экспертов;
проанализировать методологические подходы к организации экспертных оценок.
Введение 3
1. Теоретические аспекты организации экспертных оценок 5
1.1. Понятие и сущность экспертных оценок 5
1.2. Основные стадии организации экспертного оценивания 8
1.3. Подбор и процедура работы экспертов 11
2. Методологические подходы к организации экспертных оценок 16
2.1. Метод опроса экспертов и его разновидности 16
2.2. Методы ранжирования и сравнения 19
2.3. Метод Дельфи 23
2.4. Метод сценариев 25
Заключение 30
Список литературы 32
Метод
Дельфи – это один из наиболее перспективных
методов формирования групповой
оценки экспертов. Метод Дельфи был
разработан известным экспертом
из исследовательской корпорации «РЭНД»
О. Хельмером, математиком по образованию,
что обеспечило получение достаточно
точного прогноза. Метод Дельфи получил
свое название от греческого города Дельфи
и мудрецов, славившихся в древности
предсказаниями будущего, представляет
собой ряд последовательно
Мнения экспертов могут изменяться по следующим признакам:
Практика показывает, что трех-четырех туров бывает достаточно для получения устойчивой оценки экспертов.
Возможны случаи, когда в результате опроса складываются существенно различные группы мнений с ограниченными внутригрупповыми колебаниями оценок. Это свидетельствует о наличии различных подходов к решению проблемы, различных школ или ведомственных интересов.
Методу Дельфи свойственны и некоторые недостатки, например большой цикл проведения многотуровой экспертизы, отсутствие открытой дискуссии, большое влияние на результат состава экспертов, опасность неглубокого анализа ситуации из-за желания оперативно ответить на поставленные вопросы, возможность сознательного искажения оценки первого тура опроса (выдача ложной информации) заинтересованным лицом и т.д. Большая продолжительность проведения экспертной оценки методом Дельфи затрудняет работу самих экспертов, приводит к нестабильности их состава. Кроме того, в некоторых случаях отсутствие предварительного обсуждения проблемы или альтернативность постановки могут привести к тому, что эксперты, не понимая требований организатора опроса, будут испытывать трудности психологического характера, что вызовет их отрицательную реакцию и естественно, скажется на выдаваемых ими оценках. Этих недостатков можно избежать, если соответствующим образом подготовить экспертизу [14, с. 128].
В
последнее время появилось
Наряду с методом Дельфи применяются и другие методы, например метод мозгового штурма (мозговой атаки), метод круглого стола и т.д.
Метод
сценариев – один из наиболее мощных
методов экспертизы, применяемых
для решения сложных социально-
Сценарий
– это описание (картина) будущего,
составленное с учетом правдоподобных
предположений. Как правило, в силу
наличия определенного
Социально-
Иерархия потребностей (например, по А. Маслоу) может быть представлена в виде строгой иерархической структуры.
1 уровень. Это фундаментальные, низшие (лежащие в основе) потребности в самосохранении, в питании, одежде, жилище, сохранении одежды и т.п.
2
уровень. Те же
3
уровень. Сюда относятся
4
уровень. Интеллектуальные
5
уровень. Интеллектуальные
Потребности
обладают способностью к экстенсивному
и интенсивному росту (по объему и
темпам насыщения). Для них характерен
не только количественный рост, но и
качественное развитие. Определяющим
является тот или иной рубеж насыщения,
при котором начинается процесс
возникновения новой
При
прогнозировании изменений в
системе потребностей особенно важно
оценить, какие ожидания и при
каких условиях способны привести к
возникновению новых
Удовлетворение низших потребностей имеет определенные, относительно точно установленные пределы насыщения. Известны нормы питания, жилья, одежды, обуви и т.д. Недостаточное удовлетворение низших потребностей способно вызвать голод, холод, болезни.
Развитие
высших потребностей в принципе беспредельно.
Чем полнее удовлетворяется каждая
из них, тем интенсивнее она
• самый предпочтительный;
• наиболее предпочтительный;
• предпочтительный;
• наименее предпочтительный;
• непредпочтительный;
• совсем непредпочтительный.
Введена система вероятностей предпочтения (например вероятность, равная 90%, 50%, 30%, 10% и т.д.), и подведены итоги результатов.
Технология составления сценариев обычно включает в себя несколько этапов.
Первый этап заключается в структурировании и формулировке вопроса. На этом этапе должна быть собрана и проанализирована базовая информация, а поставленная задача – согласована со всеми участниками.
Второй этап состоит в определении и группировке сфер влияния с выделением критических точек и оценки их влияния на перспективное развитие предприятия.
На третьем этапе устанавливаются вариантно показатели будущего развития критически важных факторов среды развития предприятия.
Четвертый
этап состоит в формировании и
отборе согласующихся наборов
• высокая сочетаемость;
• наличие большого числа переменных;
• высокая вероятность событий.
Пятый этап состоит в сопоставлении результатов третьего и четвертого этапов. Повышенные или заниженные показатели корректируются при помощи данных, полученных на четвертом этапе.
Для
получения более точного
Для
создания сценария группа экспертов
проводит глубокий анализ существующей
ситуации. Затем каждый из них предлагает
новое состояние системы в
следующем периоде. После этого
каждый эксперт оценивает каждую
полученную ситуацию и предлагает новое
состояние для последующего периода.
Таким образом формируется «
(11)
где
а – оценка вероятности перехода от j-гo события в периоде «t» к k-му событию в периоде (t +1), установленная i-м экспертом;
n – число экспертов.
После
того как оценка вероятности перехода
от события к событию экспертами
проведена и найдены
Таким
образом, проведенный анализ методологических
подходов к организации и проведению
экспертных оценок позволяет заключить,
что не существует единого универсального
метода экспертных оценок, который
подходил бы любой организации в
любых условиях. Поскольку в данных
методах задействованы
В
случаях чрезвычайной сложности
проблемы, ее новизны, недостаточности
имеющейся информации, невозможности
математической формализации процесса
решения приходится обращаться к
рекомендациям компетентных специалистов,
прекрасно знающих проблему, - к
экспертам. Их решение задачи, аргументация,
формирование количественных оценок,
обработка последних
В
условиях недостаточно полной и недостоверной
информации методы экспертных оценок
дают вполне приемлемые результаты. В
настоящее время, характеризующееся
ускорением научно-технического прогресса,
появлением новых проблем
В
то же время экспертные оценки имеют
и недостатки. С одной стороны,
нет гарантий, что полученные оценки
в действительности достоверны, а
с другой – имеются определенные
трудности в проведении опроса экспертов
и обработке полученных данных. Если
второй недостаток относится к преодолимым
трудностям, то первый имеет принципиальное
значение. Существующие способы определения
достоверности экспертных оценок основаны
на предположении, что в случае согласованности
действий экспертов достоверность
оценок гарантируется. Это на самом
деле не всегда верно, и можно привести
случаи, когда отдельные эксперты,
не согласные с мнением
Следовательно, единодушие большинства экспертов не всегда является критерием достоверности оценок. Отсюда вытекает необходимость тщательного отбора экспертов. Дело в том, что при обсуждении многих вопросов, особенно не стандартных, например, прогнозирование рыночной ситуации в нестабильных политико-экономических условиях, должны участвовать эксперты высокой квалификации. Прогнозы, составленные «средними» экспертами, будут основаны в лучшем случае на традиционных, привычных оценках, тогда как высококвалифицированные специалисты обнаружат и оценят скрытые факторы.