Методы анализа и решения проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:54, реферат

Описание

Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых
руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность производства.
В развитии интенсивной экономики часто приходится идти
неизвестными путями, экспериментировать. Поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском.

Содержание

Введение
1. Этапы решения проблем
2. Методы анализа и решения проблем
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

арман реферат.docx

— 64.74 Кб (Скачать документ)

организации,  их  инициатором  обычно   выступает   должностное   лицо   или соответствующий  орган,  несущий  полную  ответственность   за   последствия контролируемых  или  реализуемых  решений.  Границы  компетенции,  в  рамках которой он принимает решение,  чётко  обозначены  в  требованиях  формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения,  значительно больше числа лиц, облеченных властью.

 Управленческое решение – это творческий акт, направленный на устранение

проблем, которые возникли  на  субъекте  управления  (организация,  фирма  и т.д.). Описать  математическим  языком  творческий  процесс  невозможно.  Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны.  Данный процесс лежит в основе планирования деятельности  организации.  План  -  это набор решений по размещению ресурсов  и  направлению  их  использования  для достижения организационных целей.

Подготовка  управленческих решений в  современных  организациях  нередко

отделена от функции их принятия и предусматривает работу  целого  коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило,  является функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения связан с  реализацией специального  плана,

который  представляет  собой совокупность  мероприятий,   направленных   на достижение  целей  и  сроков  их  реализации.  Разработка  такого  плана  

прерогатива соответствующих служб в аппарате управления.  Однако  сегодня  к его разработке  привлекаются  те,  кто  будет  его  реализовывать,  то  есть непосредственные исполнители.

В литературе классификации управленческих  решений  строятся  по  самым

разным  основаниям. Одной  из  оправданных  с  социологической  точки  зрения представляется классификация А. И.  Пригожина:  она  учитывает  меру  вклада субъекта решения в  организационные  преобразования.  Согласно  автору,  все управленческие решения в организации могут быть разделены на:

*жёстко обусловленные (детерминированные);

*слабо зависящие от субъекта решения.

К первым обычно относят либо так называемое стандартизированное решение (обусловленные принятыми выше  предписаниями   и   распоряжениями),   либо вторично  обусловленные  распоряжением  вышестоящей  организации.  Этот  тип

решений практически не зависит от качеств  и ориентации руководителя.

Другой  тип решений – так называемые инициативные решения, где  качества

руководителя  накладывают  серьёзный  отпечаток  на   характер   принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными  изменениями  в организации  (поощрение,  наказание),  так  и   с   изменением   механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают  как выбор альтернативы поведения из  нескольких  возможных,  каждая  из  которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе  факторов,  влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала,  деловые  и личные

качества  руководителя, его ролевые (должностную, функциональную,  групповую, гражданскую, семейную) позиции.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих  решений, является число ярусов в организации, увеличение которых  ведёт  к  искажению информации  при  подготовке  решения,  искажению  распоряжений,  идущих   от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.

Этот  же фактор способствует запаздыванию информации,  которую  получает

субъект решения. Это и обуславливает  постоянное стремление  сократить  число ярусов управления (уровней) организации.

Не  меньшее  значение   приобрела   в   теории   организаций   проблема

рациональности  принимаемых  решений.  Если  первые   теоретики   социологии управления  рассматривали  подготовку  решения  как   целиком   рациональный процесс, то, начиная с середины 50-х  гг.  распространение  получил  подход, согласно которому данный процесс  считается  ограниченно  рациональным,  ибо обусловлен  социокультурными  и человеческими факторами.  Всё   чаще   при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью  организации,  является

также проблема выполнения принятых решений.

До трети  всех  управленческих  решений  не  достигают  своих  целей  по

причине невысокой исполнительской культуры. В  нашей  и  зарубежных  странах социологи,  принадлежащие  к  самым  разным  школам,  пристальное   внимание уделяют  совершенствованию  исполнительской  дисциплины,  включению  рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой  деятельности,  воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

 Ответственность  за принятие важных решений  – тяжелое  моральное  бремя,

что  особенно  ярко  проявляется  на  высших  уровнях   управления.   Однако

руководители  любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей  другим людям, и через нее влияют на их  жизнь.  Если  руководитель  решает  уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого  работника  не остановить, может пострадать организация, что отрицательно  скажется  на  ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило,  не  может принимать непродуманных решений.

Многообразие  решений представляет собой некоторый  комплекс,  понимание которого облегчается на основе  системного  подхода,  позволяющего  раскрыть строгую систему решений. В такой  системе  решений  должны  проявляться  как общие признаки, так и специфические особенности,  присущие  отдельным  видам решений.

Главные отличия управленческих решений.

Цели. Субъект  управления (будь то индивид или  группа) принимает решение

исходя  не из своих собственных  потребностей,  а  в  целях  решения  проблем конкретной организации.

Последствия. Частный выбор  индивида  сказывается  на  его  собственной

жизни и может повлиять на немногих близких  ему  людей.  Менеджер,  особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но  и  для организации в целом  и  её  работников,  и  его  решения  могут  существенно повлиять на жизнь многих людей.    Если  организация  велика  и  влиятельна, решения  её  руководителей  могут  серьёзно  отразиться   на   социально   – экономической   ситуации   целых   регионов.   Например,   решение   закрыть

нерентабельное  предприятие  компании  может  существенно  повысить  уровень безработицы.

Разделение  труда. Если в частной жизни человек, принимая  решение,  как

правило, сам его и  выполняет,  то  в  организации  существует  определённое

разделение  труда: одни работники  (менеджеры)  заняты  решением  возникающих проблем и принятием  решений,  а  другие  (исполнители)  –  реализацией  уже принятых решений.

Профессионализм.  В  частной  жизни   каждый   человек   самостоятельно

принимает  решения  в  силу  своего  интеллекта  и   опыта.   В   управлении

организацией  принятие решений  –  гораздо  более  сложный,  ответственный  и формализованный процесс, требующий профессиональной  подготовки.  Далеко  не каждый   сотрудник   организации,   а   только   обладающий    определёнными профессиональными    знаниями    и    навыками    наделяется    полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Рассмотрев   эти   отличительные   особенности   принятия   решений   в

организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое  решение  –  это  выбор  альтернативы,  осуществлённый

руководителем  в  рамках  его  должностных  полномочий   и   компетенции   и направленный на достижение целей организации.

Метод разработки решения (алгоритм). Некоторые  решения,  как  правило,

типичные,  повторяющиеся,  могут быть   с   успехом   формализованы,   т.е.

приниматься   по   заранее   определённому   алгоритму.   Другими   словами,

формализованное решение –  это  результат  выполнения  заранее  определённой последовательности действий.

Например, при составлении графика ремонтного обслуживания  оборудования начальник  цеха  может  исходить  из  норматива,  требующего   определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом.  Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а  норматив  обслуживания  составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит,  в цехе  необходимо  иметь пять ремонтников.

Точно  так  же,  когда  финансовый  менеджер   принимает   решение   об

инвестировании  свободных средств в государственные ценные  бумаги,   он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того,  какие  из них обеспечивают в данное время наибольшую  прибыль  на  вложенный  капитал.

Выбор  производится  на  основе  простого  расчета  конечной  доходности  по каждому варианту и установления самого выгодного.

Формализация  принятия  решений  повышает  эффективность  управления  в

результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не  нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая  ситуация.

Поэтому руководство организаций часто  формализует решения для  определённых,

регулярно повторяющихся  ситуаций,  разрабатывая  соответствующие   правила, инструкции и нормативы.

В то же время в процессе  управления  организациями  часто  встречаются

новые, нетипичные ситуации и нестандартные  проблемы,  которые  не  поддаются формализованному   решению.   В   таких   случаях   большую   роль    играютинтеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Конечно,  на  практике  большинство  решений   занимает   промежуточное

положение между  этими  двумя  крайними  точками,  допуская  в  процессе  их разработки, как проявление личной инициативы, так  и  применение  формальной процедуры.

Количество  критериев  выбора.  Если   выбор   наилучшей   альтернативы

производится  только по одному критерию (что характерно  для  формализованных

решений),  то  принимаемое  решение  будет  простым,  однокритериальным.   И наоборот, когда выбранная  альтернатива  должна  удовлетворять  одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В  практике

менеджмента подавляющее большинство решений  многокритериальны, так как они должны  одновременно  отвечать  таким   критериям,   как:   объем   прибыли, доходность,  уровень  качества,  доля   рынка,   уровень   занятости,   срок реализации и т.п.

Форма  принятия  решений.  Лицом,  осуществляющим  выбор  из  имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек  и  его  решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике  менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы,  решение  которых  требует всестороннего,  комплексного  анализа,  т.е.  участия  группы  менеджеров  и специалистов.  Такие  групповые,  или   коллективные,   решения   называются коллегиальными.  Усиление  профессионализации  и  углубление   специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных  форм  принятия

решений.

Необходимо  также  иметь  в    виду,   что   определённые   решения   и

законодательно  отнесены к группе коллегиальных. Так, например,  определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении  прибыли и  убытков,  совершении  крупных  сделок,  избрании   руководящих   органов,

Информация о работе Методы анализа и решения проблем