Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:12, курсовая работа
Стратегический анализ внешней среды является исходным процессом стратегического управления, так как формирует базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий ее поведения, позволяющих выполнить миссию и достичь поставленных целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды организации.
1.1. Понятие внешней среды организации, факторы микроокружения и макроокружения фирмы…………………………………………………..6
1.2. Характеристики внешней среды организации….……………………...11
1.3. Методы стратегического анализа внешней среды…………………..…16
Глава 2. Проблемы применения методов и технологий стратегического анализа внешней среды организации.
2.1.Типичные ошибки применения SWOT-анализа……………….……….34
Заключение………………………………………………………………...........39
Список используемых источников…………………………………………..40
Главный риск прямого применения SWOT-анализа заключается даже не в том, что в реальной действительности невозможно учесть все факторы внешней среды и внутреннего состояния предприятия, чем обычно объясняют опасность прямого использования тех или иных моделей стратегического управления, а в том, что эти на первый взгляд очень простые модели рассмотрены западными специалистами утилитарно, на недостаточном уровне абстракции, чтобы понять их внутреннюю суть.
Более того, разовьем гипотезу: это
понимание глубинной внутренней
сути в большей части уже выполнено.
А пока природа применяемых моделей стратегического управления, в частности SWOT-анализа, практикующими управленцами еще недостаточно понята, я рекомендовал бы их применять на промежуточном этапе исследования - для углубленного анализа ситуации предприятия, а далее полагаться на свою интуицию, короче говоря, ограничиться применением этих стратегических моделей для генерации собственных, новых стратегических идей и только.
Заключение
Внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Среда существования организации делится на две части. Первая часть — «ближнее» окружение — непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Вторая часть — «дальнее» окружение — включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное.
Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы: политические и правовые; экономические; социальные и культурные; технологические.
Обстановка, с которой сталкиваются организации, не одинакова, поэтому ей соответствуют различные уровни неопределенности, которые могут быть классифицированы на основе анализа двух характеристик:
• степени простоты или сложности обстановки;
• степени стабильности или нестабильности (динамичности) событий.
Неопределенность внешней обстановки возрастает с увеличением динамичности или же с усложнением ее условий. Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений.
Основными методами стратегического
анализа внешней среды
Для повышения эффективности использования SWOT-анализа, следует аккуратнее вникать в суть предлагаемых авторами технологических рекомендаций, пытаясь глубже осмыслить, что стоит за этими рекомендациями. Аналитическая работа требует много сил и времени, в результате чего этих ограниченных ресурсов может не хватить на главное, без чего не могут родиться смелые варианты стратегических действий, - на свободную фантазию.
Список используемых источников:
1 Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник.–М: ИНФРА-М, 2006 г.-с.109.
2 Эндрюс К. Концепция корпоративной стратегии // Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского.– СПб.: Питер, 2001.–с. 79
3 Вестник управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве. – М.: Выпуски I и II за 2000 г., с. 252-256.
4 Социально-экономические показатели районов РМ за 9 месяцев 2000 г. – «Известия Мордовии» от 20.10.2000г., с.2-7.
5 Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. -М.: Инфа-М, 1999г., с. 390-402.
6 Социально-экономическое положение РМ в III квартале 2000 года. – «Известия Мордовии» от 26.10.00., с.3-5.
7 Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999г., с. 372-378.
8 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999г., с.126-130.
9 Ю. Н. Лапыгин. «Стратегический менеджмент: учебное пособие» с.68-69
10 Верховская О.Р., Савичев О.П. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.– с.29-31
11 Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: М 25 Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение,1999. —с.39-45