Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 09:55, отчет по практике
Цель исследования – проанализировать поведение потребителей при покупке бытовой химии в магазинах ООО «НИКА». При этом решались следующие задачи:
* Определить, какие факторы являются мотивом к покупке бытовой химии в магазине
* Выяснить, что послужило источНИКАм информации о магазине
* Осветить значимые и незначимые факторы, повлиявшие на решение о покупке
* Выяснить пожелания потребителей
Тема:
Методы исследования
поведения потребителей
продукции (работ, услуг)
на рынке товаров (работ,
услуг)
Москва
2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "НИКА" создано в соответствие с ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Гражданским кодексом РФ в 2005 году.
Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "НИКА", сокращенное наименование на русском языке: ООО " НИКА".
Общество является коммерческой организацией.
ООО «НИКА» с 2005 г. осуществляет оптово-розничную продажу товаров бытовой химии, парфюмерии, косметики, средств гигиены, хозяйственных товаров. За прошедшее время компания зарекомендовала себя стабильным и надежным партнером. Основные особенности данной компании - постоянное наличие широкого ассортимента товаров, индивидуальный подход к каждому клиенту и гибкая ценовая политика, обусловленная прямыми контрактами с крупнейшими производителями: Procter&Gamble (Проктер&Гембл), Colgate-Palmolive (Колгейт-Палмолив), ЗАО «Аист», ООО «Первое решение», ООО «Финист-Мыловар», ООО «Альфатехформ», ООО «ТД Красная Линия», ООО «АМС МЕДИА», ООО «Коттон Клаб», ООО «Гигиена-Сервис», ООО «Авикомп», ЗАО «Ступинский Химический Завод», ОАО «КО Свобода», ООО «Фратти НВ» и др.
Ассортимент ООО «Ника» насчитывает более 3000 наименований отечественного и импортного производства. Ассортимент постоянно расширяется и обновляется.
Для удобства на витринах магазинов «Тетя Ася» представлен практически весь ассортимент продукции - туалетная бумага, стиральные порошки, моющие и чистящие средства, хозяйственное мыло, хозтовары, шампуни, жидкое мыло и прочая бытовая химия и косметика.
К каждому покупателю в магазинах обеспечен индивидуальный подход. Личный менеджер всегда поможет сориентироваться в ассортименте моющих средств и подобрать продукцию интересующую покупателя.
Для постоянных покупателей существует гибкая система скидок.
Филиалы магазинов находятся по адресам:
Магазины «Тетя Ася» - это универсальные магазины со средним количеством товарных наименований. Способ продаж - лишь через прилавок. Пол - светлая плитка. Освещение - сочетание естественного и искусственного освещения.
Магазины постоянно полны покупателей, так как расположены в местах довольно большого скопления людей. Тут царит расслабленная атмосфера, что способствует стимулированию покупок.
Направления движения покупателей ничем не ограничены, люди могут свободно переходить с одного участка зала на другой, подходить к стеллажам, прилавкам, витринам, осматривать продукт в любой последовательности. Большинству покупателей нравится конкретно свободная планировка, так как они предпочитают ощущать себя в магазине непринужденно.
Огромное значение имеет верная заполненность полок продуктом. В магазинах «Тетя Ася» заполненность полок ассортиментом равномерная, все товары комплексно выложены и занимают свое место и все без исключения являются необходимыми для потребителя.
Следующий фактор действия - сотрудники магазина. Стиль торгового заведения, его способность удерживать покупателей во многом зависят от знаний и опыта, приветливости, внешнего вида его работ в «НИКА». На сегодняшний день магазин испытывают огромные трудности с персоналом. С одной стороны, сотрудники большинства магазинов не готовы к эффективным продажам. С другой стороны часто не придают особенного значения обучению и мотивации собственных продавцов, обучать которых невыгодно, т.к. торговый персонал большинства магазинов часто меняется.
Продавец должен не только обладать умением распознавать суть проблемы, решать её, отделять главное от второстепенного, но и знать деловой этикет, уметь применять знание психологии и создать свой имидж. Совокупность всех этих качеств даёт возможность добиться профессионального успеха.
Конечной целью любого маркетингового исследования является формирование оптимальной стратегии и тактики действий с учетом реально сложившихся и вероятных в перспективе, с одной стороны, комплекса условий и факторов рынка, а с другой – возможностей, потенциала и претензий фирмы-субъекта рынка. Это делается для снижения уровня неопределенности информации и для оптимизации рыночной концепции, стратегии и тактики поведения фирмы на рынке.
Для отработки процедуры и методов исследования отношения и разработки рекомендаций по их эффективному применению мы провели анкетирование потребителей ООО «НИКА», работающей на рынке средств бытовой химии г. Набережные Челны (Приложение А).
Предварительный анализ показал, что фирма работает в условиях сильной конкуренции. В Набережных Челнах официально зарегистрировано свыше 50 магазинов, торгующих средствами бытовой химии, т.е. потребители располагают широким выбором мест для покупки этого товара, и данная фирма нуждается в выборе стратегии маркетинга, позволяющей сформировать устойчивые конкурентные преимущества на рынке средств бытовой химии и обеспечить лояльность со стороны потребителей. Для этого необходимо глубоко изучить потребительские предпочтения, понять их различия, выявить влияние различных факторов на отношения потребителей к фирме. Для определения отношения потребителей к деятельности фирмы «НИКА» было проведено исследование ее клиентов (Приложение Б).
На первом этапе исследования с целью выявления отношения потребителей была разработана анкета, в которой учтена цель исследования, а также принципы построения анкет и правила построения вопросов.
При определении объема выборки учитывались два условия: она должна быть «статистически значимой», чтобы обеспечить достоверную информацию, а также «экономной», чтобы не повысились затраты на маркетинговое исследование и не увеличились сроки его проведения. Численность опрашиваемых потребителей определялась путем механического отбора.
При отборе единиц выборки использовался принцип детерминированного отбора респондентов, а опрос клиентов производился с помощью анкетирования.
В разработанной анкете предлагается ответить на 15 вопросов. Анкета разделена на 3 части. Вступительная, которая включает в себя обращение и цель исследования. Дальше следует основная часть - вопросы, направленные на выявление особенностей предпочтений потребителей магазинов " Тетя Ася ". И последняя заключительная часть, где опрашиваемого просят указать его основные социально-демографические характеристики (пол, возраст, род занятий и доход).
В анкете использовались открытые и закрытые типы вопросов: вопрос с дихотомическим делением, альтернативный, вопрос-меню, простой свободный вопрос.
Было выбрано описательное, полевое исследование.
Цель исследования – проанализировать поведение потребителей при покупке бытовой химии в магазинах ООО «НИКА». При этом решались следующие задачи:
В качестве объекта исследования выступал магазин бытовой химии «Тетя Ася».
Объектом исследования выступали посетители различных магазинов бытовой химии: «Альпари» (пр.Мира, к-с 25/01а), «Впрок» (ГЭС, ул. Гидростроителей, 3/2), «Майдан» (ГЭС, ул. Гидростроителей, 3/2), гипермаркеты «Эссен», «Лента» а основное внимание уделялось «Тете Асе», расположенной по адресу: город Набережные Челны, Новый город, проспект Московский, дом 140.
За неделю в магазине «Тетя Ася» было опрошено 53 человека. Доля опрошенных составляет от 20 до 30% всех посетителей магазина за этот период. Таким образом, число посетителей магазина может быть оценено в 500 – 1000 посетителей в неделю, 2 – 4 тысяч в месяц и от 25 до 40 тысяч в год. Не менее половины посетителей – пары, возможно супружеские.
Следующим этапом исследования стала систематизация и анализ данных. Для удобства все анкеты были пронумерованы. Обработка ответов на вопросы дала следующие результаты: большинство опрошенных отдают предпочтение магазину "Эссен". На втором месте гипермаркет "Лента", на третьем – «Тетя Ася», на четвертом – магазин «Впрок». В качестве своего ответа опрашиваемые так же отдавали предпочтения «Альпари» и «Майдану», которые посещают лишь 5% опрашиваемых. Столь большой процент посещаемых гипермаркеты "Эссен" и «Лента» обуславливается тем, что они находятся во всех районах города, и цены в сравнении с конкурентами наиболее приемлемы в сложившейся экономической ситуацией.
Рассмотрев
структуру потребления средств
бытовой химии, мы определили, что
основную массу (81,3% существующих покупателей)
составляют женщины. Это обусловлено
ментальной хозяйственностью и ведением
домашнего хозяйства
Чуть более половины опрошенных моложе 40 лет.
Как известно, девиз сети магазинов "Тетя Ася" - "Всегда низкие цены". В " Тетю Асю " приходят за покупками люди со средним уровнем доходов, которых притягивает низкий уровень цен.
Это подтверждает столь высокий процент опрашиваемых, которых полностью устраивают цены в магазине - 53%. Как известно в сложившейся экономической ситуации, магазин " Тетя Ася " не значительно поднял цены на товары, но тем не менее 28% опрашиваемых желают, что бы цены были ниже на определенные группы товаров: шампуни, порошки, многие жалуются на постоянное колебание цен. Но всё равно эти продукты остаются востребованными, так как они необходимы каждому человеку. Но не обошлось без тех, кого цены на товары не устраивают-19%, в основном это пенсионеры и люди с маленьким заработком.
Опрос показал, что 51% покупателей устраивает качество товаров, 43% ответили, что могло бы быть и лучше, например, на такие товары, как чистящие средства, косметика. И лишь 7% опрашиваемых не довольны качеством товара. Такие показатели служат основанием полагать, что качество товаров в магазине устраивает покупателей.
На вопрос ‘’Устраивает ли вас выкладка товаров в магазине "Тетя Ася" - 76% опрашиваемых ответили, что они довольны выкладкой товара, 17% не устраивает то, как лежит товар на прилавке, многие не могут ознакомиться с товаром, из- за узких проходов и низких прилавков, и 7% указали, что очень часто ценники не соответствуют товарам, это может вызвать конфликтные ситуации на кассе.
Обслуживание является важной составляющей работы магазина. Из рис.7 мы видим, то, что 54% опрашиваемых нравится обслуживание в магазинах "Тетя Ася". 36% не устраивает обслуживание персонала, они считают, то, что продавцы-консультанты не достаточно вежливы, аккуратны и квалифицированны.10% покупателей отметили, что на кассах создаются большие очереди, это связано с тем, что не все кассиры находятся на рабочем месте. Это очень замедляет процесс расчета за покупки.
Исследование показало, что большинство опрашиваемых, а именно 32% посещают магазин "Тетя Ася" несколько раз в неделю. 23% посещают магазин каждый день, что говорит о его необходимости. 17% опрашиваемых покупают товары магазина "Тетя Ася" один раз в неделю, 16% ответили - несколько раз в месяц, и 12% из опрашиваемых посещают его раз в несколько месяцев.