Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 20:30, курсовая работа
Цель курсовой работы провести анализ методов мотивации в МОУ СОШ №14 и выявить наиболее эффективные методы.
В связи с этим задачами исследования в курсовой работе являются:
• Провести теоретический анализ проблем мотивации;
• Выявить методы мотивации в МОУ СОШ№14;
• Провести анализ эффективности методов мотивации.
Введение…………………………………………………………………... 3
1.Теоретические основы системы мотивации персонала…………….. 5
1.1.Понятие и виды мотивации………………………………........ 5
1.2. Мотивационные теории управления персоналом…………… 9
1.3. Методы мотивации персонала………………………………. 14
2. Анализ методов мотивации в МОУ СОШ №14 им. В.Н. Лататуева………………………………………………………………… 18
2.1.Общая характеристика МОУ СОШ №14 им. В.Н. Лататуева…….…………………………………………………..... 18
2.2. Методы мотивации персонала в МОУ СОШ №14……….. 29
2.3. Рекомендации по изменению стратегии мотивации персонала в МОУ СОШ№14…………………………………….. 34
Заключение………………………………………………………………... 38
Список использованных источников и литературы………………….. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
3 учебных кабинета, оснащенных интерактивной доской, интерактивным оборудованием;
проведена локальная сеть;
новая электронная лаборатория для кабинета химии;
мастерские мальчиков с оборудованными местами для осуществления практических знаний, отработки навыков и умений;
техническое и лаборантское оснащение специализированных кабинетов математики, физики, химии, биологии, географии, истории, русского языка и литературы достаточно для осуществления предпрофильной и профильной подготовки;
все учебные кабинеты оборудованы аудио- видео- телевизионной аппаратурой;
с 2011 года школа является муниципальной площадкой проекта «Электронная школа»( с 5 по 11 классы функционирует «Электронный дневник» и «Электронный журнал»).
7. Уровень специализации, кооперирования и концентрации производства.
В школе создана разветвленная сеть классов: общеобразовательные, профильные в старшем звене, специальные коррекционные классы VII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2010 году открыт социально-гуманитарный класс кадетской направленности для подготовки обучающихся к поступлению в вузы пограничного профиля.
Внеучебная деятельность обучающихся школы является средством, дополняющим учебную деятельность через предметные недели, конференции, конкурсы, олимпиады, дополнительное образование.
Дети посещают, различного рода кружки, секции. Наибольший интерес вызывает театр «Перекресток», Музей истории школы и музей «Ярославская старина» .
Дополнительное образование для обучающихся 2-11 классов осуществляется по следующим направлениям:
художественно – эстетическое
интеллектуальное
спортивное
8. Стратегия и тактика управления организацией.
Основная стратегическая цель школы на данный период времени создание адаптивной системы образования в условиях общеобразовательной школы.
Достижение стратегической цели идет через:
разработку целевых проектов, подпрограмм, моделей взаимодействия школы с другими субъектами на районном и муниципальном уровнях;
создание системы диагностики и мониторинга для определения потребностей в образовательной среде в микрорайоне;
формирование социально активного и творческого профессионально-инновационного педагогического сообщества района.
9. Уровень организационной культуры.
Уровень организационной культуры школы определяется следующими факторами:
1. Взаимоотношение педагогов и детей;
2. Традиции школы;
3. Внешний облик ОУ, её территории;
4. Внешний вид обучающихся и педагогов.
Анализируя обстановку и положения школы я выявила:
1. Взаимоотношения в коллективе строятся на доброжелательном отношении, уважение друг у другу, искренности и ответственности. В школе висят информационные стенды, с помощью которых учителя и администрация доносят информацию да обучающихся.
2. В школе существуют свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Среди них:
- Линейка «Здравствуй школа» - 1 сентября. Уроки России.
- Посвящение в первоклассники.
- Прощание с букварем.
- День памяти В.Н. Лататуева.
- Гостиная для ветеранов Великой Отечественной войны
- Урок мужества ( 9 декабря, 23 февравля, 9 мая, 15 февраля, 30 октября)
- Новогодняя елка для учащихся начальной школы и среднего звена, новогодний бал
- Организация Поста №1 у Мемориальной доски подполковника ФСБ Лататуева В.Н.
- Прощание с начальной школой.
- «Последний звонок» - праздник прощания выпускнпо иков со школой.
- Лагерь актива «Лидер»9-11классы.
- Лагерь актива «Звездный « (3-6 классы)
- День защиты детей.
- Концерт ко Дню учителя и 8 Марта.
3. Образовательное учреждение внешне привлекательно: трехэтажное здание, школьная столовая, удобная школьная мебель в классных комнатах. Цветовая гамма учреждения – в соответствии с санитарными нормами и правилами ( преобладающие цвета зеленый и бежевый).
На протяжении многих лет школа – победитель смотра-конкурса на лучшую территорию среди ОУ города Ярославля. В летнее время ведется оформление цветочных композиций и клумб.
4. Соблюдение делового стиля одежды обучающихся и сотрудников ОУ. Одежда сотрудников и обучающихся имеет строгий вид. Брюки или юбки черные или темные. Юбки чуть ниже колена. Верх светлый. Запрещается носить спортивную одежду.
Исходя из всего вышеперечисленного можно утверждать, что уровень организационной культуры в данном образовательном учреждении сложился.
10.Роль организации в районе, в регионе.
Образовательное учреждение – победитель районных, городских мероприятий:
Конференция «Отечество»
Соревнования «Безопасное колесо»
Смотр – конкурс пришкольных участков
Легкоатлетическая эстафета на приз В.В. Терешковой
Смотр – конкурс «Играем в театр»
Смотр – конкурс на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию в ОУ
Соревнования «Шиповка юных»
Конкурс на лучшее оформление пришкольной территории
Смотр-конкурс на лучшее обеспечение материальной базы по предмету «ОБЖ»
Акция «Перекресток-школам»
Конкурс на лучшую организацию физкультурно-спортивной деятельности обучающихся Ярославской области «Школа-территория здоровья»
Конкурс юных журналистов «Наше творчество-юбилею района»
Харитоновские чтения
Конкурс «По улицам моего города»
Педагоги школы совместно с учащимися участвуют в международных интеллектуальных играх «Русский медвежонок» по русскому языку, «Кенгуру» и «Кенгуру-выпускникам» по математике, «Золотое Руно» по МХК, «Британский бульдог» по английскому языку.
Участвуя в течение 5 лет в фестивале педагогических идей «Открой себя», ОУ стала победителем по количеству вкладчиков банка педагогических идей и награждена памятным подарком и дипломом.
В 2010 году Тихомирова В.Н (учитель ОБЖ) и в 2011 году Баина И.П. были награждены премией мэра за творческий поиск в деле обучения и воспитания детей, большой личный вклад в развитие муниципальной системы образования, Кульпичева Г.А. – учитель начальных классов – «Человек труда».
В 2010 году школа - лучшая в городе. Награждается почетной грамотой мэра.
2.2. Методы мотивации персонала в МОУ СОШ №14
Эффективное управление предполагает максимально полное использование того широкого набора ресурсов, который имеется в учреждении. Сегодня уже никому не надо доказывать, что из ресурсов главный ресурс – это люди. Но от людей можно получить хорошую отдачу лишь при определенных условиях. Самоотдача персонала, возможность людей внести максимальный вклад в работу определяется их желанием трудиться в полную силу, на основе которого лежит успех. Поэтому целесообразно было бы отметить, что создание системы мотивации, правильный подбор методов симулирования является одной из важнейших функций руководителя.
Для оценки мотивации в МОУ СОШ №14 было проведено исследование в котором приняли участие 12 сотрудников. Для этого были использованы следующие методики:
1. «Мотивация профессиональной деятельности»
2. Анкетирование по выявлению методов, использующихся в данной организации.
Mетодика «Мотивация профессиональной деятельности», разработанная К. Замфир в модификации А. А. Реана (Приложение 1 ) , может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности учителей МОУ СОШ№14 по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты исследования мотивации трудовой деятельности учителей МОУ СОШ№14
Тип мотивации труда | |||||
Внутренняя | Внешняя положительная | Внешняя отрицательная | |||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
7 | 58 | 3 | 25 | 2 | 17 |
Как мы видим из таблицы 3 , 58% учителей имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные педагоги ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления.
25% учителей имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.
Отрицательная внешняя мотивация характерна для 17% учителей, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.
Определим средние показатели по данной методике. При обработке данных получились следующие результаты: показатели внутренней мотивации (ВМ=3,9) , внешней положительной мотивации (ВПМ=3,5) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ=3,2).
На основании вышеизложенного определяется мотивационный комплекс, который представляет тип соотношения между собой трех видов мотивации (ВМ, ВПМ, ВОМ). Таким образом, в нашем случае получается, что ВМ>ВПМ>ВОМ (3,9>3,5>3,2), отсюда следует, что удовлетворенность педагога в избранной профессии высокая, так как оптимален мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внутренней отрицательной. А также полученные данные свидетельствуют о том, что чем благоприятнее структура мотивационного комплекса (с доминированием внутренних мотивов и сочетание внутренних аспектов мотивации с внешними положительными стимулами), тем выше уровень педагогических умений.
Также сотрудникам школы было предложено заполнить анкету, разработанную совместно с научным руководителем, А.В. Золотаревой. (Приложение 4).
Сотрудникам предлагалось оценить методы мотивации, которые применяются в данной школе, по пятибалльной шкале. Целью данной методики являлось выявление наиболее выраженных и часто применяющихся методов мотивации в образовательном учреждении.
После обработки данных анкет мы выявили, что в данном образовательном учреждении наиболее выражено используются организационно-
Менее выражены социально-психологические методы (их в большинстве оценили на 4 балла). Среди них просьба(40% опрошенных), требование (40% опрошенных) и поручение работы, которая предоставляет интерес в силу своей престижности(40% опрошенных).
Информация о работе Методы мотивации персонала в организации