Методы оценки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– раскрыть понятие, содержание, виды и методы деловой оценки персонала;
– провести анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт);
– предложить рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб.

Содержание

Введение
1. Понятие, содержание, виды деловой оценки персонала
1.1 Оценка персонала как функция кадровых служб
1.2 Методы оценки персонала
2. Анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт)
2.1 Зарубежный опыт оценки персонала
2.2 Анализ современных методов оценки персонала в кадровой практике отечественных предприятий на примере СООО «Галагруп-Инвест»
3. Рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая по социологии.docx

— 87.51 Кб (Скачать документ)

– обсуждение индивидуальных результатов сотрудника по каждому  аспекту;

– обсуждение наиболее сильных  сторон сотрудника;

– обсуждение наиболее слабых сторон сотрудника, анализ возможных  причин;

– обсуждение и анализ тех  аспектов, по которым самооценка сотрудника существенно расходится с оценкой  других людей. Обсуждение аспектов, по которым эти оценки совпадают;

– выбор нескольких аспектов для дальнейшего развития с учетом личного интереса сотрудника и требований его сегодняшней и будущей  должности;

– формирование конкретных рекомендаций по развитию сотрудника, обсуждение возможных рисков, способов их преодоления и сроков реализации намеченных шагов.

Результаты опроса 360 градусов. В результате проведенной оценки 360 градусов, заказчик получает профессиональный и менеджерский "портрет" оцениваемого сотрудника, сформированный коллективным отзывом его коллег, руководства, подчиненных и клиентов. Результаты оценки позволяют увидеть разницу  между самооценкой сотрудника и  мнением окружающих его людей. Полученная информация поможет принять руководству  взвешенные кадровые решения, грамотно спланировать развитие сотрудника и  выбрать оптимальный стиль взаимодействия с ним.

Оцениваемый сотрудник также  получит богатый и ценный опыт анализа своих сильных сторон и ограничений, научится более эффективно использовать имеющиеся в его  распоряжении ресурсы и возможности  для профессионального и менеджерского  роста.

Следует отметить, что нет  идеального субъекта оценки. Имеются  положительные и отрицательные  стороны оценки любого субъекта. Их выбор зависит от ряда факторов, которые должны учитывать работники  кадровых служб. На практике чаще всего  субъектом оценки является непосредственный руководитель специалиста.

Текущая периодическая оценка персонала (аттестация) по сравнению  с оценкой кандидатов на свободные  рабочие места более формализована, порядок ее проведения во многом определен  нормативно-правовыми актами разного  уровня. На кадровую службу возлагается  организационная работа по подготовке к аттестации руководителей и  специалистов. Кадровая служба предприятия  еще на стадии подготовки проведения аттестации должна учитывать особенности  своей организации и аттестуемого персонала [1, с. 31].

В большинстве современных  компаний оценка персонала производится один или два раза в год. Сегодня  все больше компаний поручает проведение комплексной оценки персонала кадровым агентствам, которые располагают  широким спектром различных техник и методик, включая тесты, ролевые  игры, групповые упражнения, дискуссии  и бизнес симуляции. Одним из преимуществ  независимых экспертов является их непредвзятое отношение к тестируемым, которое позволяет дать объективную оценку каждого сотрудника. Кадровые агентства постоянно повышают уровень предоставляемых услуг, предлагая все более совершенные методики и новые направления в оценке и аттестации сотрудников [17, с. 105].

 
 

1.2 Методы оценки персонала

 

В современной кадровой практике для оценки деловых качеств и  результативности труда специалистов, работающих в организации, применяются  многочисленные и разнообразные  методы, т. е. способы и приемы, позволяющие  повысить объективность деловой  оценки.

Не существует хороших  или плохих методов. Их правильный выбор  зависит от ряда факторов, которые  должны учитывать работники кадровых служб. В связи с этим можно  выделить следующие группы факторов:

1. Факторы исходного состояния  существующей в организации системы  оценки. Следует учитывать наличие  или отсутствие в организации  какой-либо системы оценки. В случае  ее наличия необходимо изучить,  какие виды, методы, показатели оценки  используются и т. д.

2. Особенности персонала  организации: количественная и  качественная структура, ее соответствие  потребностям организации, стратегии  управления персоналом.

3. Факторы внутренней  среды: финансовое состояние,  используемые технологии, сложившиеся  стиль и методы руководства,  корпоративная культура и т.  д.

4. Факторы внешней среды  функционирования организации: состояние  рынка труда, рынка товаров  и услуг, наличие и степень  конкуренции предприятий-конкурентов  и т. д. [1, с. 31].

На основе учета и анализа  вышеперечисленных факторов работники  кадровых служб осуществляют выбор  методов оценки специалистов, которые  являются их объектами. Необходимо отметить, что предлагаемые методы предназначены  в основном для руководителей, которые  в большинстве случаев являются главным субъектом оценки своих  подчиненных.

Из всего многообразия используемых методов наиболее простыми, по нашему мнению, являются следующие  четыре: метод графической шкалы  оценивания; метод альтернативного  ранжирования; метод критического случая; метод управления по целям [1, с. 31].

Графическая шкала оценивания – наиболее распространенный метод  деловой оценки. Шкала отображает характеристики (количественные и качественные), каждой из которых соответствует  уровень исполнения обязанностей (от неудовлетворительного до отличного). В свою очередь, каждый рейтинг выражается в определенных числовых значениях, указанных в шкале оценки, которые затем суммируются.

Метод альтернативного ранжирования представляет собой ранжирование сотрудников  от лучшего к худшему по некоторым  характеристикам. Сначала следует  выписать всех работников, которых  необходимо оценить, и вычеркнуть из этого списка тех, кого руководитель недостаточно хорошо знает. Затем необходимо обозначить наилучшего и наихудшего до тех пор, пока все не будут проранжированы таким образом.

Метод критического случая. Руководитель постоянно ведет запись удачных или нежелательных примеров (или случаев) исполнения обязанностей каждым подчиненным, затем каждые 6 месяцев обсуждает эти примеры  с ними. Метод критических случаев  часто используется в дополнение к методам ранжирования, поскольку  он обеспечивает неопровержимыми фактами, необходимыми для объяснения оценки. Ведение текущего списка критических  случаев помогает устранить любые  недостатки в исполнении обязанностей подчиненными.

Метод управления по целям. Данный метод начинается с совместного (работник и его руководитель) определения  ключевых целей сотрудника на определенный период (год или шесть месяцев). Таких целей должно быть немного, они должны отражать наиболее важные задачи деятельности работника на предстоящий  период времени. По истечении периода  специалист и руководитель оценивают  достижение каждой цели и всего личного  плана сотрудника, как правило, в  процентах. Хотя оценка осуществляется совместно, руководитель обладает решающим словом при принятии окончательного решения.

Эффективной формой оценки специалистов и руководителей белорусских  предприятий служит аттестация кадров. Кроме традиционных форм данной работы отделы кадров разрабатывают и широко применяют новые методы. Так, на Белорусском  металлургическом заводе в последнее  время стали проводить оценку сотрудников по разработанному здесь  стандартному оценочному листу. В нем  отражается мнение экспертной группы о профессиональных и личностных качествах человека. Состав экспертной группы обычно состоит из 5–7 человек. В нее входят коллеги по работе, непосредственные руководители, иногда – клиенты. Учитывается также  и самооценка аттестуемого работника.

Интересную кадровую форму  развития корпоративной культуры при  комплектовании персоналом применяют  на РУП «Гомсельмаш». Здесь трудоустройство на предприятие осуществляется, как правило, при наличии поручительства работника завода. Причем собеседование с претендентом в управлении кадров проводится обязательно в присутствии поручителя [29].

В республике Беларусь в  некоторых компаниях практикуется ассессмент, и пускай он проводится по упрощенной схеме, но сам факт, что компания использует современные технологии оценки персонала, вызывает уважение. Такой компанией является ОДО «Арлон».

Четырехэтапный Центр  оценки компании «Арлон».

1-й этап. Презентация кандидата  (пятнадцать минут сама презентация,  столько же – вопросы по  презентации).

2-й этап. Кандидату выдается  кейс, созданный отдельно для  каждой позиции. На 50 % кейс написан  на основе опыта компании, но  используются другие вводные  условия. В тексте, как правило,  скрыто от трех до пяти проблемных  зон. За тридцать минут в  отдельной переговорной кандидат может подумать над решением, затем возвращается к экспертам и презентует решение кейса.

3-й этап. Кандидат заполняет  профессиональный тест (набор вопросов  с ответами, из которых нужно  выбрать правильный) и решает  профессиональные задачи.

4-й этап. Общие вопросы  (15-20 минут), возникшие у экспертов  в течение всех этапов, а также  по резюме и анкете кандидата  [27].

С помощью данного метода можно лучше оценить кандидата, его менеджерские и личностные качества, сформировать у руководителей адекватные ожидания от кандидата, а это помогает в свою очередь сразу определить области, в которых потребуется  дополнительное обучение или поддержка  во время испытательного срока.

В проведении центра оценки есть огромный плюс – кандидаты  еще не имеют опыта участия  в таких процедурах и «не натасканы» на них как, например, на стандартизованное  интервью, когда чувствуются домашние заготовки и шаблонность, а с  другой стороны в ситуации центра оценки у кандидата есть больше возможности  раскрыться и проявить себя. Так  у компании есть возможность лучше  узнать кандидата, а тот в свою очередь получает много дополнительной информации о компании и имеет  возможность познакомиться и  узнать наших руководителей.

Еще не было случая, чтобы  из компании ушел сотрудник, прошедший  Центр оценки. При этом кандидаты, которые не прошли конкурс, часто  благодарят сотрудников центра оценки за возможность получить новый опыт. Говорят о том, что серьезное  отношение в компании к отбору говорит о серьезности компании и вызывает дополнительное желание  работать в ней. Конечно, сам процесс  подбора кандидатов усложняется  и занимает больше времени, но результат  оправдывает эти затраты [27].

Все перечисленные методы оценки имеют свои достоинства и  недостатки. Если они предназначены  для руководителя – главного субъекта оценки, то роль кадровых работников заключается  в том, чтобы предварительно обсудить с руководителем используемые методы и подготовить его к правильному  их использованию.

 

2. Анализ современных  методов оценки персонала, их  использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт)

 

2.1 Зарубежный опыт оценки  персонала

 

Одна из важнейших методических проблем оценки кадров на современном  этапе – кто должен оценивать  работника. В практике большинства  фирм США этим занимается менеджер – управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:

– комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет  то преимущество, что он исключает  предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;

– коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила  плоды, необходимо, чтобы они знали  уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть один у другого возможность  повышения зарплаты и повышения  по службе;

– подчиненные оцениваемого;

– кто–либо, не имеющий непосредственного  отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует больших  затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника  на каком–либо очень важном посту. Возможно использование подобного  варианта также в случаях, если необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять  во внимание, что при использовании  данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах;

– самооценка. В данном случае – работник оценивает себя при  помощи методов, используемых другими  оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа  у работников, нежели для оценки результативности труда;

– использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником  могут сравниваться с оценкой  подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик – оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие  предложения для высшего руководства [25, с. 12].

Основным из всех рассмотренных  подходов является оценка подчиненных  их руководителем, но важнейшей целью  оценки является выявление возможностей личного развития работника и  тогда лучше использовать оценку начальником своих подчиненных  в сочетании с другими методами.

Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную  и достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX в.

Проанализируем опыт лучших западных компаний, оценив работу центра оценки в «ЮКОС».

В Управлении по персоналу  нефтяной компании «ЮКОС» считают, что  аттестация помогла многим сотрудникам  положительно себя проявить, сделала  понятными возможности карьерного роста. И что не менее важно, люди увидели и оценили, насколько  входившие в состав комиссий руководители высшего звена заинтересованы в  объективной оценке уровня их профессиональной подготовки. Эта работа чрезвычайно  важна для обеих сторон. Только так и формируется единая команда».

Штат работников центра оценки может быть минимальным: руководитель и секретарь. Эксперты (как внешние, так и из числа работников организации) могут приглашаться лишь на время  проведения оценочных процедур (на 1–3 дня). В обязанности сотрудников  центра кроме собственно организации  оценочных процедур и участия  в процедурах оценки входит подбор групп оцениваемых работников и  руководителей–экспертов, а также  обеспечение последних методическими  материалами, а в случае необходимости  – проведение учебы для руководителей, приглашаемых в качестве экспертов.

Информация о работе Методы оценки персонала