Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– раскрыть понятие, содержание, виды и методы деловой оценки персонала;
– провести анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт);
– предложить рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб.
Введение
1. Понятие, содержание, виды деловой оценки персонала
1.1 Оценка персонала как функция кадровых служб
1.2 Методы оценки персонала
2. Анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт)
2.1 Зарубежный опыт оценки персонала
2.2 Анализ современных методов оценки персонала в кадровой практике отечественных предприятий на примере СООО «Галагруп-Инвест»
3. Рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб
Заключение
Список использованных источников
Как правило, на оценку кандидатов
в оценочных центрах отводится
от нескольких часов до трех дней –
в зависимости от того, для какого
уровня управления осуществляется оценка
и отбор: 3–6 часов для оценки линейных
руководителей; один–два дня для
руководителей среднего звена; три
дня – для руководителей
В таблице 2.1 приведены некоторые методы, используемые в практике работы центров оценки.
Таблица 2.1 – Методы оценки руководителей, используемые в практике работы центов оценки
Название метода |
Краткое описание метода | |
1 |
2 | |
Биографический метод |
Оценка работника по биографическим данным | |
Устные или письменные характеристики по произвольной форме |
Устное или письменное описание того, что представляет из себя работник и как он себя проявляет в работе (достижения и упущения) | |
Оценка достигнутых результатов |
Устное или письменное описание конкретной работы, выполненной работником | |
Собеседование |
Проводится в | |
Групповые дискуссии |
Оценка знаний, лидерского потенциала, личных и деловых качеств работников, коммуникативных способностей в ходе совместного обсуждения поставленных перед группой проблем | |
Анализ конкретных ситуаций (case – study) |
Разбор конкретных практических ситуаций (их описание может занимать от одной страницы до сотни страниц). Оцениваемые руководители должны определить важнейшие проблемы предложенных для анализа ситуаций и выработать предложения по их решению | |
Выбор оценочных характеристик из стандартного списка |
Сравнение качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленным в заранее разработанной оценочной форме | |
Метод экспертных оценок |
Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления экспертных оценок по определенной совокупности шкал, представленных в оценочной форме | |
Психологическое тестирование |
Определение особенностей личности, знаний, умений, способностей и других характеристик на основе специально подобранных тестов | |
Ранжирование |
Определение с помощью экспертов ранга (места) оцениваемого среди других кандидатов по совокупности результатов оценки | |
Деловые игры |
Разыгрывание ситуаций по заранее разработанному сценарию, имитирующему производственные условия и требующими принятия решений на основе имеющейся в распоряжении информации | |
Метод заданной балльной оценки |
Начисление (снятие) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения) в ходе оценочных процедур | |
Метод графического профиля |
Вместо количественных или
качественных оценок используется графическая
форма оценки (профиль личности).
Метод позволяет проводить | |
Метод критических |
Оценивается, как вел себя работник в критических ситуациях | |
ситуаций |
(чрезвычайные происшествия,
принятие ответственного | |
Собеседование |
В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение планов и результатов работы оцениваемых | |
«Папка руководителя» (ин–баскет) |
Установление приоритетов, разработка плана действий и принятие решений на основе анализа специально разработанного пакета документов: писем, отчетов, докладных записок, телефонограмм и других документов | |
Центры оценки не только обеспечивают оценку работников организации, претендующих на занятие тех или иных руководящих должностей, они часто выступают как инструмент обучения работников и одновременно как способ развития навыков, необходимых для эффективного руководства (например, навыков оценки и навыков проведения интервью), у руководителей, участвующих в работе центра оценки в качестве экспертов.
Тщательный подбор оценочных
упражнений, их стандартизация, а также
использование ряда специальных
организационных приемов
Центр оценки должен располагать
достаточно большим набором методов
оценки и регулярно их обновлять,
чтобы они соответствовали
Используемые в центрах
оценки тесты направлены не столько
на оценку имеющихся знаний и навыков,
сколько на оценку способности к
усвоению нового и на определение
уровня развития качеств и навыков,
требующихся руководителю. Групповые
дискуссии, используемые в центрах
оценки, чаще всего бывают посвящены
конкретным производственным вопросам:
определению путей снижения текучести
кадров; обеспечению повышения
В развернутое заключение центра оценки на каждого оцениваемого входит подробное рассмотрение его деловых и личностных качеств, продемонстрированных способностей, степени готовности к занятию конкретной должности, перспективности для последующего продвижения. В большинстве случаев дается также ситуационный анализ: к какому стилю руководства тяготеет оцениваемый, каковы его сильные и слабые стороны, к какого рода задачам и управленческим функциям проявляет склонность, недостатки, на которые следует обратить особое внимание. Важной особенностью работы центров оценки является то, что итоговые отчеты, которые готовятся на каждого оцениваемого, содержат не только оценку их потенциала, но и ряд рекомендаций [24, с. 15].
Практика работы западных центов оценки.
Как правило, на испытания отводится от нескольких часов до трех суток: 3–6 часов для оценки мастеров, один день для менеджеров линейного звена, два дня для менеджеров среднего звена, три дня для высших руководителей.
В оценочном центре английской компании STC оценка менеджеров по трехдневной программе проходит в три этапа. Первый этап включает пять оценочных процедур: выполнение управленческих действий; обсуждение проблемы в малой группе; принятие решения; презентация разработанного проекта; подготовка делового письма.
Второй этап включает заполнение бланков психометрических тестов, выполнение упражнений по выявлению коммуникативных способностей и заполнение бланков личностных опросников (в частности, 16–факторного опросника Кеттела).
Третий этап состоит в заполнении специальных бланков по взаимной оценке в группе оцениваемых.
Преимущества использования центров оценки.
Среди очевидных достоинств, которыми обладает подход к оценке руководителей, используемый в оценочных центрах, можно выделить следующие.
1. Центры оценки более
надежны, чем другие методы
отбора. Этот комплексный метод
оценки позволяет более
2. Развернутые оценки, даваемые
центром, воспринимаются
3. Оценки, выставляемые центром,
фокусируются на ключевых
4. Оценочные деловые игры
тесно увязаны с наиболее
5. Кандидаты могут получать более полную обратную связь по результатам центров оценки.
6. Стандартизация тестовых упражнений уравнивает шансы разных кандидатов [25, с. 15].
При всех плюсах данного метода оценки работа центров оценки не лишена определенных трудностей и проблем, мешающих более широкому их использованию. Среди таких проблем можно назвать следующие.
1. Относительно высокие
издержки. Более высокие финансовые
затраты в сравнении с другими
методами оценки. Требует больше
времени, затрачиваемого
2. Достаточно низкий коэффициент
полезного действия. Большая часть
материалов и заключений
3. Этические проблемы, связанные
с необходимостью доведения
4. Опасность того, что
критерии оценки ориентируются
больше на вчерашние
Сегодня для подавляющего
большинства организаций
Если руководство организации
принимает решение о
Используя рассмотренные выше теоретические положения по организации оценки персонала на предприятии, а также используя опыт зарубежных фирм, проведем анализ организации оценки потенциала кадров в Республике Беларусь на примере СООО «Галагруп-Инвест».
2.2 Анализ современных
методов оценки персонала в
кадровой практике
СООО «Галагруп-Инвест» входит в состав Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром». СООО «Галагруп-Инвест» зарегистрировано Решением Исполнительного комитета г. Минск № 70-75 от 21 июня 1994 г. Регистрационный № 288 Код ОКПО 00276624 Республика Беларусь.
СООО «Галагруп-Инвест» – предприятие, которое ведет полную переработку древесины, начиная с лесозаготовки и разделки хлыстов, выпуска пиломатериалов, клееной фанеры, мебельных щитов, столярной плиты, изделий деревообработки и заканчивая производством высокохудожественной мебели.
В настоящее время Обществом
выпускается свыше 130 наименований
продукции. Основными видами продукции,
поставляемой на экспорт, являются фанера
клееная и мебель. Ускоренными
темпами развивается
Миссия СООО «Галагруп-Инвест» – лидерство в производстве продукции деревообработки. Главная стратегическая цель СООО «Галагруп-Инвест» на ближайшие годы – увеличение объемов производства продукции на основе совершенствования производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынках Республики Беларусь и стран дальнего зарубежья. Основные показатели деятельности приведены в приложении А.
Среднесписочная численность работающих в обществе по состоянию на 01.01.2009 г. составила 51 чел., их них служащих 17 чел. (5 руководителей и 12 специалистов). На 01.01.2010 г. численность работников СООО «Галагруп-Инвест» составила 60 чел., в том числе служащих 20 чел. (6 руководителей и 14 специалистов).
Организационная структура СООО «Галагруп-Инвест» (рисунок 2.1) определяется Уставом и включает аппарат управления (службы управления) и непосредственно подразделения производства.
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||