Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является формирование знаний и практических навыков по разработке способов принятия управленческих решений.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение понятия места и роли управленческих решений в управлении;
- описание этапов процесса разработки управленческих решений
- изложение сущности моделей и методов подготовки управленческих решений.
- раскрытие актуальности темы на практике на примере предприятия – ОАО ПСЗ «Янтарь».
Введение 3
1 Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении.
Этапы процесса разработки управленческих решений. 5
1.1 Понятие управленческих решений, место управленческих решений в управлении 5
1.1.1 Классификация управленческих решений 7
1.1.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям 10
1.2 Этапы процесса разработки управленческих решений 12
2. Модели и методы подготовки управленческих решений 13
2.1 Модели принятия управленческих решений 13
2.2 Экономико-математические методы 15
2.3 Активизирующие методы 16
2.4 Экспертные методы 20
2.5 Эвристические методы 23
2.6 Метод сценариев 26
2.7 Метод «дерево решений» 29
2.8 Методы, приемы индивидуальной работы 30
3 Принятие управленческих решений в ОАО Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». 31
3.1 Организационно-распорядительные методы. 31
3.2 Экономические методы. 32
3.3 Социально-психологические методы. 33
Заключение 35
Список используемых источников 36
Приложение А 37
Процесс разработки сценария реализует следующие функции: описательную, объяснительную и предсказательную. Сценарий позволяет определить возможные траектории развития системы. В нем должны четко быть описаны следующие параметры: внутренние факторы (причины процесса саморазвития объекта); фоновые переменные (факторы внешней среды); факторы управления (факторы, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на систему и ее элементы); сценарные переменные (факторы, значения которых непредсказуемы); индикаторы (критичные к предельным состояниям параметра).
Процесс разработки сценария делится на два больших этапа: подготовительный, или предсценарный, и сценарный.
Предсценарный этап – содержательное исследование и описание прогнозируемых процессов, построение моделей системы и подготовка всей необходимой информации для синтеза сценариев. Данный этап выполняет описательную и объяснительную функции прогнозных исследований.
На предсценарном этапе должна быть проведена вся подготовительная работа и получены следующие результаты:
– сформулированы цели, задачи и условия прогноза;
– собрана информация и составлено содержательное описание объекта прогнозирования, сформулирована рабочая гипотеза о механизме его функционирования и развития;
– произведена декомпозиция системы (объекта);
– разработана формальная схема функционирования;
– сформулированы основные ограничения процессов функционирования и развития системы и определены индикаторы состояния системы;
– выбраны средние значения фоновых переменных, сценарных параметров и альтернатив управления и построены базовые сценарии для системы в целом и ее элементов.
Сценарный этап обычно начинается с проведения расчетов по всем базовым сценариям. Цель расчетов – проверка содержательных базовых сценариев на допустимость и реализуемость, уточнение исходных значений фоновых переменных и сценарных параметров, количественно-качественный анализ сценариев. Процесс построения сценариев – это выдвижение различных альтернатив развития рассматриваемой системы и последующая проверка каждой из них. Последовательное сравнение альтернатив обычно позволяет экспериментально определить основные тенденции развития и близкие к оптимальным траектории значений управляющих параметров. Разрабатываются 2-3 сценария. Преимущества данного метода: возможность заблаговременно выявить неэффективные с точки зрения последствий решения; разработать несколько прогнозных вариантов развития ситуации и спрогнозировать поведение объекта в каждой из них.
В
настоящее время сценарный
Результатом бесед должны стать количественные сценарии бизнес-развития на определенную стратегическую перспективу. Стратегические беседы должны быть целевыми, свободными, хорошо организованными.
Для этого необходимо правильно формировать соответствующие группы персонала, направлять их на результативные обсуждения.
Метод сценариев – это инструмент, позволяющий получать информацию для принятия ключевых решений по стратегии развития организации в соответствующей перспективе. Он относится к комплексным методам разработки альтернатив управленческого решения.
2.7 Метод «дерево решений»
Метод «дерево решений» – графоаналитический метод, основой которого являются динамическое программирование и теория статистических решений. Вначале строится вероятностный граф возможных состояний. Весь временной период разбивается на отрезки, каждый из которых связан с моментом принятия обязательных решений и с появлением случайных факторов. Затем производят объединение моментов принятия решений и возможных вариантов результативности этих решений при различных вариантах воздействия внешней среды. Чем выше вариантность, тем больше достоверность принимаемого решения. Определив точку принятия решений по реализации возможных альтернатив, выделяют точки, где существует неопределенность, и оценивают альтернативные результаты в этих точках. Оценив вероятности различных событий или результатов действий, затраты ресурсов и экономический эффект, получаемый в результате реализации различных стратегий, выбирают наилучшие альтернативные варианты решений. Логика анализа такова: движение от конечного состояния к начальному, последовательный выбор оптимального в каждой точке. Менее эффективная альтернатива отсекается и из дальнейшего рассмотрения исключается.
Основные этапы разработки или выбора УР по методу «дерево решений»:
1-й этап. Составление новой цели развития или совершенствования компании.
2-й этап. Сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по новой цели.
3-й этап. Формулирование проблем как разность между новой целью и обобщенной ситуацией в компании.
4-й
этап. Выбор или разработка
5-й этап. Декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части.
6-й этап. Поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблем.
7-й этап. Разработка вариантов основных решений и их предполагаемой эффективности.
8-й этап. Для каждого варианта основных решений разработка вариантов детализирующих решений.
9-й
этап. Для каждого варианта
10-й
этап. Оценка каждой ветви
11-й этап. Выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решений.
12-й
этап. Практическая реализация
2.8 Методы, приемы индивидуальной работы
Прием «Ожидание вдохновения». При решении трудных задач, когда не удается сконцентрировать усилия, целесообразно чередовать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением, отключением сознания от задачи. Однако перед сном следует вновь вспомнить о задаче и думать о ней, пока не уснешь. Утром или даже ночью, подчас неосознанно, проснувшись, можно встать и решить сложную задачу. Прием базируется на «просоночных состояниях», возникающих в период засыпания (метод Э. Куэ) и позволяющих «ставить задачи» своему мозгу. Психотехнология учитывает, что с переходом к естественному сну и “отключением” сознания бессознательное человека как бы программируется на решение какой-либо важной (актуальной) задачи. Этот прием близок к методу самопрограммирования человека.
Мыслительная технология: “Метод Меттчета”. Рекомендуется использовать следующие “режимы мышления” для создания, контроля и применения образа мышления при решении проблемы:
- стратегические схемы (действовать в соответствии со стратегией, создавать ее);
- образы (представлять проблему в виде схем, рисунков);
- в параллельных плоскостях (наблюдать за своими мыслями во время их пересечения);
- с разных точек зрения;
- в основных элементах (варианты решений, суждений, понятий, тактик, отношений, препятствий).
Технология может быть использована для организации индивидуального мышления лица, принимающего решения, а также для повышения эффективности его совместной работы с персоналом.
Аналитический прием: «Метод ликвидации безвыходных ситуаций». Используя данный способ, можно моделировать принятие различных управленческих решений, последовательно, исключая факторы, приводящие к нежелательным прогнозируемым последствиям. Достигается это за счет варьирования решений: приспособить, модифицировать, усилить, ослабить, заменить, переделать, объединить использовать что-то по-другому.
3 Принятие управленческих решений в ОАО Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»
3.1 Организационно-
Рассмотрим
сначала организационно-
ОРМ
делятся на 2 вида: организационно-
Первые в свою очередь делятся еще на 3 вида:
1.
Методы организационного
К
ним относятся различные
2.
Методы организационного
2.1.
Номенклатурно-
2.2.
Организационно-технические
2.3.
Оперативно календарные
2.4.
Организационно-структурные
2.5.
Административно-
3.
Методы методического
Методы
распорядительного воздействия
применяются дополнительно к
методам организационно-
К
методам распорядительного
- распоряжение о переезде отдела в новое помещение или приказ о предоставлении отчета о проделанной работе в указанный срок - являются примерами документов обязывающего воздействия;
- запретительным целям в ОАО служат, например, приказы о перечне документов составляющих коммерческую тайну, о запрете на курение в не отведенных для этого местах.
3.2 Экономические методы
Рассмотрим сейчас экономические методы управления. Это второй крупный вид методов управления в нашей классификации. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Эти методы в ОАО ПСЗ «Янтарь» имеют следующие особенности:
Механизмы
осуществления экономических
3.3 Социально-психологические методы
Социально-психологические методы составляют третью и крупную последнюю группу методов управления. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.