Методы прогнозирования управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрыть сущность методов прогнозирования, рассказать об их содержании, назначении, показать принципы, указать на достоинства и недостатки данных методов прогнозирования.

Работа состоит из  1 файл

Методы прогнозирования управленческих решений.docx

— 104.68 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Разработка управленческого  решения – один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности  в значительной степени зависит  успех всей организации. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное  управление организацией в сложной  экономической обстановке практически  невозможно. Одной из важнейших частей разработки управленческого решения является прогнозирование.

Процесс прогнозирования  достаточно актуален в настоящее  время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В промышленности методы прогнозирования  также играют первостепенную роль. Используя экстраполяцию и тенденцию, можно делать предварительные выводы относительно разных процессов, явлений, реакций, операций. Определённую нишу прогнозирование занимает и в военных дисциплинах.

Целью прогнозирования  управленческих решений является получение  научно обоснованных вариантов тенденций  развития показателей качества, элементов  затрат и других показателей, используемых при разработке перспективных планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также развитии всей системы менеджмента.

Существует много методов  прогнозирования. Продифференцировав их общее число, необходимо выбрать самый оптимальный из них для использования в каждой конкретной ситуации.

Цель данной работы –  раскрыть сущность методов прогнозирования, рассказать об их содержании, назначении, показать принципы, указать на достоинства  и недостатки данных методов прогнозирования.

1. Задачи и принципы  методов прогнозирования

 

Прогнозированием называется процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.

«В классическом менеджменте  считается, что прогнозирование  — это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в  отношении будущего в целях его  определения. В результате этого  получают картину будущего, которую  можно использовать как основу при  планировании. Прогноз в управлении представляет собой технологию разработки моделей развития управляемого объекта. Показатели прогноза (числовые характеристики объекта, объемы и сроки работ  и тому подобное) имеют вероятностную  природу. На основе прогнозов осуществляется предвидение и принимаются управленческие решения. Цель прогнозирования — получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения) управляемого объекта (показателей его состояния) во времени и пространстве».1

Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано  с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. В отличие от прогноза план содержит однозначно срок существования события и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления.

Прогнозирование носит итеративный  характер, что означает одновременное  исследование и прогнозирование  объекта на любой стадии подготовки управленческого решения.

К основным задачам прогнозирования  относятся:

  • разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
  • выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
  • выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
  • выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
  • прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
  • прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;
  • оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;
  • обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

Основными принципами организации  работ по прогнозированию являются:

  • адресность (состоит в выполнении прогнозов для строго определенной научно-исследовательской или проектно-конструкторской организации, а также предприятия-изготовителя объекта);
  • сбалансированность;
  • параллельность (используется для сокращения времени сбора и обработки исходной информации и выполнения самого прогноза);
  • непрерывность (состоит в систематическом сборе и обработке поступающей дополнительной информации об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне после выполнения прогноза и внесения необходимых коррективов в прогноз по мере необходимости);
  • прямоточность (предусматривает строго целесообразную передачу информации от одного исполнителя к другому по кратчайшему пути);
  • адекватность (характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией);
  • управляемость (необходимо применять количественные оценки показателей качества и затрат, экономико-математические методы и модели управления);
  • альтернативность (связана с возможностью развития объекта, отдельных его компонентов и технологии изготовления изделия по разным траекториям, с различными затратами в зависимости от использования тех или иных принципов, закладываемых в конструкцию или технологию);
  • адаптивность (заключается в изучении и максимальном использовании факторов внешней и внутренней среды объекта как системы, в приспособлении методов и параметров прогнозирования к этим факторам, к конкретной ситуации);
  • системность (требует взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и прогностического фона);
  • комплексность;
  • вариантность;
  • автоматичность (является одним из основных для сокращения времени и затрат труда на сбор и обработку исходных данных и выполнение прогнозирования);
  • оптимальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация методов прогнозирования

 

В связи с огромным разнообразием  прогнозируемых ситуаций имеется и  большое разнообразие методов прогнозирования (свыше 150). «Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.»2

В настоящее время наряду со значительным числом опубликованных методов прогнозирования известны многочисленные способы их классификации. На рис. 1 представлен один из вариантов классификации методов прогнозирования, основанной на индуктивном и дедуктивном подходах.

Из рис.1 видно, что вся  совокупность методов прогнозирования  может быть представлена двумя группами – в зависимости от степени  их однородности:

  • простые методы;
  • комплексные методы.

Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).

Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система “Паттерн” и др.).

  Кроме того все методы прогнозирования поделены еще на три класса:

  • фактографические методы;
  • экспертные методы;
  • комбинированные методы.

В основу их выделения положен  характер информации, на базе которой  составляется прогноз.

Фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

Экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;

Комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

 

В свою очередь, каждый из перечисленных  классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

  • статистических (параметрических) методов;
  • опережающих методов.

Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.

Группа опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:

  • по количеству привлеченных экспертов;
  • по наличию аналитической обработки данных экспертизы (таблица «Классификация экспертных методов прогнозирования»).

 

Классификация экспертных методов прогнозирования 

Вид экспертизы

Вид обработки мнений

без аналитической обработки

с аналитической обработкой

Индивидуальная

Интервью

Экспертные

Генерация идей

Построение сценария

Метод “дерева целей”

Матричный метод

Морфоло-гический анализ

Коллективная

Метод “мозгового штурма”

Метод коллективных экспертных оценок

Метод “Дельфи”


3. Практическое  применение методов прогнозирования

 

Исходя из разнообразия методов  прогнозирования довольно сложно выбрать действительно подходящий для какой-то конкретной ситуации. Для этого стоит рассмотреть подробнее некоторые из наиболее распространенных методов, их особенности и область применения.

 

3.1.Нормативный метод - применяется для прогнозирования эффективности, сроков замены оборудования, возможностей насыщения рынков сбыта для объектов массового производства. Срок упреждения до 10 - 15 лет.

Одной из функций стратегического  менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности перспективных  моделей товаров, которые будут  выпускаться в будущем. Для разработки этих нормативов проводятся глубокие маркетинговые исследования рынков, на которых могут быть представлены товары фирмы, строится дерево показателей конкурентоспособности товаров фирм-конкурентов, прогнозируются показатели качества и ресурсоемкости товаров, условий их применения. Для прогнозирования перечисленных показателей может применяться любой из методов.

Вместе с тем фирмы, ориентирующие свою деятельность на воспроизводство конкурентоспособных  на внешнем рынке товаров, не всегда имеют аналог-ориентир. Эти фирмы чаще всего являются пионерами в данной области. Поэтому для прогнозирования нормативов конкурентоспособности будущих товаров фирмы-эксплеренты применяют экспертные (при наличии экспертной группы) и нормативные методы прогнозирования (при отсутствии экспертной группы, но наличии профессионала в данной области и необходимой информации). Остальные методы являются вспомогательными.

Основным методом, использующимся в нормативном прогнозировании, является метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение  первоочередности выполнения предлагаемых для достижения поставленных целей  проектов.

Обычно используются двумерные  и трехмерные матрицы. Наиболее часто  горизонтальные матрицы решений  используются для определения оптимального распределения ресурсов при заданных ограничениях. При этом в качестве ресурсов могут выступать денежные средства, рабочая сила, её качество и квалификация, оборудование, энергетические ресурсы и т.д.

В частности, одно измерение  горизонтальной матрицы решений  может соответствовать основным проблемам, возникающим при достижении цели, второе измерение - ресурсам, которые  могут потребоваться для решения  этих проблем.

Согласованные матрицы более  низких иерархических уровней проблем  объединяются в матрицы более  высоких уровней вплоть до главных  матриц для стратегических проблем  организации.

В трехмерной горизонтальной матрице решений одно измерение, например, может соответствовать  коммерческим миссиям (областям сбыта), второе - ресурсам, третье - времени. Ресурсы  в свою очередь, могут подразделяться на финансовые, коммерческие, ресурсы  сбыта, производства, оборудования и  т.д.

Вертикальные матрицы  решений предназначены для отслеживания вертикального перемещения технологий. Вертикальная матрица решений для  внутрифирменного планирования по рекомендациям  Стэнфордского института может выглядеть примерно так.

Информация о работе Методы прогнозирования управленческих решений