Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и анализ применения методов управления в туристической фирме
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность методов управления;
- рассмотреть процесс применения методов управления;
- исследовать применяемые методы управления
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы методов управления персоналом 5
1.1 Понятие и классификация методов управления персоналом организации 5
1.2 Административные методы управления персоналом 8
1.3 Экономические методы управления персоналом 11
1.4 Социально-психологические методы управления персоналом 13
Глава 2. Анализ методов управления персоналом в 16
2.1Общая характеристика 16
2.2 Анализ организационной структуры управления и численности персонал 17
2.3Анализ основных методов управления персоналом 22
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию методов управления персоналом 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление персоналом»
на тему: «Методы управления персоналом»
Нижний Новгород
2011
Содержание
Управление – это способ осознанного воздействия человеком, с целью подчинения и упорядочения внешней среды, общества своим интересам. Элементы, на которые направлен этот способ воздействия, называется субъектом управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления.[3,c.239]
Деятельность руководства организации направлена на формирование системы управления персоналом, проведение маркетинга персонала, планирование кадровой работы, определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале. В технологию управления персоналом организации входит широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.
Она предусматривает техническое, информационное, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители оценивают деятельность подразделений системы управления организации и также оценивают, эффективны ли совершенствования, внесенные в управление персоналом, в экономическом и социальном плане. Актуальность этой темы заключается в том, что трудовой процесс в любой организации невозможен без работы людей, соответственно необходимо организовать этот процесс. Этим и занимается система управления персоналом.
Управленческая
деятельность – это специфическая
разновидность трудового
Работники, занятные в организации, обеспечивают зачастую бесперебойную, успешную работу. Именно поэтому, в настоящее время, сфера управления кадровой составляющей производства - персонал организации, выделяется из большого количества функциональных сфер управленческой деятельности.
Управление персоналом – это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределении рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников.[6,c.115]
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и анализ применения методов управления в туристической фирме
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность методов управления;
- рассмотреть процесс применения методов управления;
- исследовать применяемые методы управления
- выявить проблемы в управлении организацией;
- разработать рекомендации для повышения эффективности работы рассматриваемой организации
Предметом данной работы является подробное изучение проблемы методов управления в туристической организации
Объектом данной работы является ООО
Эффективное функционирование организации во многом зависит от выбора вариантов построения системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Метод управления – это способ осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
Но для того чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.
Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). Например, чтобы повысить производительность труда на производственном участке, нужно внедрить современное оборудование, создать благоприятные условия труда, – это метод, т.е. прием, способствующий достижению высокой производительности труда. Но добиться этого можно только с помощью морального и материального стимулирования труда рабочих, работающих на данном участке, – в данном случае это рычаги, позволяющие осуществить намеченную цель.
В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
Выделяют следующие методы управления:
Систему методов управления можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1. Система методов управления
Наименование группы методов управления |
Специфика группы |
Наименование подгруппы |
Наименование методов |
Экономический метод |
Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей ими заданий и на вознаграждение за их выполнение |
1.1. Экономические методы, применяемые на макроуровне |
Инструменты государственного регулирования: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика. |
1.2. Экономические методы, применяемые на уровне предприятия |
Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование. Коммерческий расчет: хозяйственный расчет; самоокупаемость; самофинансирование. | ||
1.3. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника |
Методы поощрения: заработная плата, премирование и т.д. Методы наказания: штрафы, начеты и др. | ||
Организационно- |
Базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работников и подразделений |
2.1. Методы организационного воздействия |
Регламентирование: правовые методы; законодательные акты, устав, положение о подразделении и т.п. Организационное нормирование: стандарты, типовые схемы управления и др. Организационное стимулирование: перемещение в должности, предоставлениедополнительных прав и функций и т.п. Инструктирование: инструктаж, методические указания, инструкции. |
2.2. Методы распорядительного воздействия |
Приказы; резолюции; указания; разъяснения. | ||
Социально-психологические методы управления. |
Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения |
3.1. Методы, широко
применяемые в кадровом |
Тестирование; анкетирование; интервьюирование, беседа, опрос. |
3.2. Методы исследования
специалистами для решения |
Открытое наблюдение; включенное наблюдение; эксперимент. | ||
3.3. Методы активного обучения |
Деловые игры; управленческие ситуации. |
Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента – организация.
Задача организационно-
Организационные
методы предусматривают разработку
организационных решений, определение
необходимых ресурсов, сроков исполнения,
ответственных лиц и предполага
Возможны три
формы организационно-
1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.)
2. Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов)
3. Рекомендации,
пожелания (совет, разъяснение,
В общем виде
система организационно-
1. Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления)
2. Воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься руководитель, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб предприятия и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность.
Для того чтобы ответить на вопрос, как выполнить ту или иную функцию управления и обязанность, применяется организационное нормирование. На предприятиях действует большое количество нормативов, включающих: стандарты качества, стандартизации и сертификации, нормативы планово-предупредительного ремонта.
Организационно-методическое
инструктирование осуществляется в форме различных
инструкций и указаний, действующих на
предприятии. К актам организационно-методического
инструктирования относятся должностные
инструкции, устанавливающие права и функциональные
обязанности лиц административно-
Рассмотренные
выше акты организационного нормирования
и организационно-
Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства. В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования; осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины и т.д.
Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятии на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учетом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.