Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и анализ применения методов управления в туристической фирме
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность методов управления;
- рассмотреть процесс применения методов управления;
- исследовать применяемые методы управления
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы методов управления персоналом 5
1.1 Понятие и классификация методов управления персоналом организации 5
1.2 Административные методы управления персоналом 8
1.3 Экономические методы управления персоналом 11
1.4 Социально-психологические методы управления персоналом 13
Глава 2. Анализ методов управления персоналом в 16
2.1Общая характеристика 16
2.2 Анализ организационной структуры управления и численности персонал 17
2.3Анализ основных методов управления персоналом 22
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию методов управления персоналом 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляется в высших специальных учебных заведениях на факультетах, отделениях, курсах, предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях. Широко используются такие мероприятия, как проведение семинаров, конференций, симпозиумов на национальном и международном уровнях, стажировки и учебы специалистов за границей.
Руководство турфирмы «разработало
должностные инструкции, в которых
указываются обязанности и
Кадровый состав предприятия представлен в таблице 3.
Таблица 3. Кадровый состав предприятия
Категории персонала |
2009 год |
2010 год |
отклонение |
Административно - управленческий |
5 |
5 |
- |
Производственный |
32 |
32 |
- |
Дополнительный |
3 |
3 |
- |
всего |
40 |
40 |
- |
Характеристика качественного состава туристической фирмы «представлена в таблице 4.
Таблица 4. Характеристика качественного состава кадров
Возраст персонала |
Общее кол-во, чел. |
С высшим образованием |
Со средним - специальным |
Доля в общем кол-ве,% | ||||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 | |
до 30 |
22 |
22 |
19 |
19 |
3 |
3 |
75 |
75 |
от 30 до 45 |
18 |
18 |
12 |
12 |
6 |
6 |
25 |
25 |
всего |
40 |
40 |
31 |
31 |
9 |
9 |
100 |
100 |
По данным таблиц 3 и 4 видно, что большую часть персонала составляет производственный персонал, который имеет высшее образование, что свидетельствует о квалификации как специалиста.
Индустрия туризма уникальна тем, что служащие составляют часть ее продукта (товара). Анализ экономических исследований в области туристского бизнеса показал, что когда речь идет о совершенствовании управления туристской организацией, то особое внимание уделяется вопросам окружающей среды, рынка, конкурентам, клиентам и т.п., однако главные усилия управления в индустрии туризма должны быть направлены на ее персонал.
Персонал в
индустрии туризма является важнейшей
составной частью конечного продукта,
одним из основных ресурсов конкурентных
преимуществ организации, и, следовательно, качество
обслуживания в туристских организациях
зависит от мастерства и сознательности
служащих. Удовлетворение клиента в сфере
обслуживания достигается вежливостью
персонала и его отзывчивостью. Таким
образом, эффективное управление людьми
превращается в одну из важнейших функций
туристской организации - в функцию управления
персоналом. В теоретической части была
рассмотрена сущность методов управления,
таких как – экономический, организационно-
В «применяются каждый из существующих методов управления, но какие-то в большей степени, а какие-то в меньшей степени. Рассмотрим применение данных методов в рассматриваемой организации.
Экономический метод – способ воздействия на материальные интересы объекта управления, ориентация на выполнение определенных показателей заданий и на вознаграждение за их выполнение.
Данный метод в ООО используется эффективно. Заработная плата удовлетворяет работников данной турфирмы, также фирма выплачивает премии за своевременно и хорошо выполненную работу и есть компенсационный пакет. Способы материального стимулирования
Для специалистов и менеджеров:
Способы нематериального стимулирования
Для управленческого персонала:
Для специалистов и менеджеров:
Под компенсационным пакетом традиционно понимаются различные льготы, получаемые работником помимо заработной платы (должностного оклада) и повышающие уровень его жизни. В компенсационный пакет турфирмы «Гама» входит:
1) Дополнительные командировочные расходы;
2) Дополнительная оплата сверхурочных;
3) Дополнительные отпуска;
5) Выплата оздоровительных;
6) Оплата обучения
и профессиональной
7) Доплата за стаж работы в организации;
8) Оплата мероприятий по поводу праздников и дней рождения сотрудников;
9)Помощь при организации похорон;
10) Медицинское страхование;
11) Скидки на турпутевки
12) Беспроцентные кредиты;
13) Мобильная связь;
14) Содействие в трудоустройстве при увольнении (аутплейсмент)
Однако, кроме методов поощрения в ООО «» используются методы наказания в виде штрафов за нарушения правил указанных в правилах внутреннего трудового распорядка.
На основе вышеуказанных
Организационно-
Данный метод также эффективно используется в организации, как и экономический. В фирме используется рациональное распределение функций, полномочий и ответственности, что помогает ей эффективно функционировать. Перед тем как приступить к работе проводится инструктаж по технике безопасности, введение в должность, ознакомление с должностными инструкциями и другое, что помогает сосредоточить внимание работника на важных участках работы. Если работник не совсем понимает, как выполнить ту или иную работу, наставник всегда может разъяснить, проконсультировать работника по необходимому вопросу. Вся работа выполняется своевременно и качественно.
Правовое регулирование деятельности внутри
организации осуществляется посредством
организационно-
Таблица 5. Внутренние нормативные документы
Внутренние локальные | |
Название документа |
Содержание (наполнение) |
Положения о структурных подразделениях |
Локальный нормативный акт, в котором регламентируются основные задачи и функции, права и обязанности, ответственность структурного подразделения. |
Должностные инструкции работников (Приложение 2) |
Внутренний локальный нормативный акт, которым регламентируются основные задачи и функции, права и обязанности, ответственность работника в соответствии с занимаемой им должностью. |
Правила внутреннего трудового распорядка. |
Локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации». |
Социально-психологический метод – способ воздействия на людей через их социальные потребности и психологические особенности.
Данный метод используется менее эффективно. Недостаток данного метода заключается в том, что данная фирма не проводит исследования коллектива, то есть опросы, беседы с работниками. Достоинство применяемого метода в том, что благодаря этому методу повышается эффективность воспитательной работы и укрепляется дисциплина в коллективе. Социально-психологический метод необходимо применять на всех уровнях предприятия, чтобы сформировать психологический климат в коллективе, выяснить удовлетворенность работников. Если работника не будут устраивать условия работы, не будет складываться общение с клиентами, его работа будет выполняться хуже и дольше, чем он мог бы выполнить ту же работу при благоприятных условиях, а значит и производительность всего предприятия, будет снижаться.
Таким образом, проведенный анализ показал, что применение методов управления персоналом в турфирме ООО «носит не всегда однозначный характер, руководство старается применять различные методы управления для улучшения функционирования своей деятельности и повышения производительности, только какие-то в большей степени, какие-то в меньшей. Так же нужно учесть и то, что слабо проработанными в практике управления организации являются методы социально-психологического воздействия на персонал, которые редко используются. Данное положение является ключевым, на которое следует обратить внимание в третьей главе курсовой работы.
Изучая методы управления персоналом на примере турфирмы «Гама», я определила, что административный и экономический методы широко используются в предприятии. Руководящий орган легко добивается эффективности управления и рабочего процесса при помощи этих методов.
В предыдущей главе, я выявила проблему отсутствия третьего метода управления персоналом – социально-психологического.
При разработке рекомендаций по совершенствованию управления персоналом обязательно нужно помнить, что коллектив предприятия – это особая структура, в которой возникает комплекс проблем. Следовательно, и вносить позитивные изменения необходимо комплексно.
В основе регулирования социально-психологического климата коллектива лежат критерии оптимизации и методы воздействия на них. Важным фактором в коллективном взаимоотношении играет симпатии-антипатии, которые рассматриваются как механизм группового сплочения.
Еще одним критерием является удовлетворенность условиями деятельности. Состояние удовлетворенности работой рассматривается как основной составляющий элемент общего социально-психологического настроя коллектива.
Субъективная удовлетворенность климатом не может рассматриваться в качестве единственного обобщающего показателя оптимальности социальных явлений и процессов, в том числе социально-психологического климата. Социально-психологический климат коллектива зависит от целого ряда факторов и составляющих компонентов.
Совершенствование условий формирования социально-психологического климата означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку. Причем оценки могут быть дифференцированы по подразделениям, категориям работающих, а также степени неблагоприятности.