Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:01, курсовая работа
Каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой ресурс, как кадры или человеческий фактор. Для того, чтобы человеческий ресурс функционировал, так как нужно организации нужно создать корпоративную культуру, этические правила и кодекс организации. Всех нас (или почти всех) учили в детстве правилам хорошего тона. Кто-то усвоил, кто-то нет, но уж точно никто не ожидал, что на этом «уроки вежливости» для некоторых не закончены.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организационное поведение сотрудников в организации. 4
1.1 Организационное поведение в общем смысле. Формы поведения сотрудников. 4
1.2 Виды лояльности персонала 5
1.3 Деловая культурология 9
2 Организационное поведение в международном бизнесе .………………13
2.1.Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний 14
2.2 Модели межкультурных различий 18
2.3 Адаптация организаций в межкультурной среде 28
3Межкультурные отношения сотрудников в организации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Развитие
международного бизнеса способствует
процессу сближения, появлению все
большего культурного сходства в
организационном поведении
Интернационализация проявляется, прежде всего, в изменении деловой культуры. Многие ее элементы становятся общими и даже стандартными для компаний разных стран. Проведение переговоров, организация встреч, презентаций, протокол и другие атрибуты деловой культуры становятся все более и более похожими и практически ничем не отличаются друг от друга.
С другой
стороны, как показывает практика международного
бизнеса, попытка использования
корпорацией своей
Безусловно, материнская компания оказывает влияние на нормы поведения сотрудников дочерних подразделений корпорации, расположенных в других странах. Однако персонал, в основном состоящий из местных жителей, является носителем национальной культуры и это не может не оказывать влияния на культуру дочерней компании. В результате приспособления организационной культуры к местным культурным особенностям в зарубежных подразделениях формируется так называемая «субкультура» .
Таким
образом, многонациональные корпорации,
распространяя за рубежом свои собственные
принципы и нормы поведения, вынуждены
воспринимать местные условия и
приспосабливать
В результате взаимного влияния различных культур в многонациональной компании происходит ее мультикультурализация.
Мультикультурализация
означает формирование мультинациональной
культуры в организациях, в которых работники,
принадлежащие к двум или более культурам,
взаимодействуют друг с другом на постоянной
основе.
Рис. 3 Формирование субкультуры зарубежного подразделения мультинациональной компании
Менеджерами зарубежных подразделений могут быть выходцы из страны материнской компании, выходцы из третьих стран, а также местные жители.
Менеджер-экспатриант – это менеджер из страны, в которой расположен главный офис (штаб-квартира) фирмы, получивший назначение в другую страну. Экспатрианты могут быть также выходцами из третьей страны.
Граждане принимающей страны – сотрудники компании из числа местного населения.
Граждане страны головной компании – сотрудники, направленные из страны, в которой находится головной офис (штаб-квартира), являющиеся гражданами государства-учредителя компании.
Граждане третьих стран – лица, приглашенные из других стран, в которых не расположена штаб-квартира или филиал компании.
Выход
компании на международный уровень
предполагает, что менеджеры обязаны
сотрудничать с представителями
разных культур. Следовательно, возникает
необходимость получения
Получила
распространение практика приглашать
на руководящие должности в
Известно,
что процесс адаптации
Часто менеджеры компаний получают назначение в другие страны, где в процессе культурной адаптации им приходится преодолевать такие препятствия и барьеры, как язык, религия, пища, личное пространство, социальное поведение и др.
Среди многочисленных факторов, которые противодействуют культурной адаптации и осложняют этот процесс, можно выделить следующие наиболее важные: культурные различия, тип организационной культуры, особенности восприятия, этноцентризм, культурный шок
Интересный опыт
Итальянский концерн «Фиат», переживающий сейчас далеко не лучшие времена, весной 2003 г. разработал план реструктуризации своего автомобильного подразделения, в котором предусмотрено, в частности, закрытие 12 заводов и увольнение 10 тысяч человек. В результате реструктуризации должны быть ликвидированы убытки автоподразделения за последние 5 лет в 5,5 млрд евро и к 2005 г. достигнут уровень безубыточности. На должность неоправдавшего надежд акционеров генерального директора «Фиат – Авто» Джанкарло Боскетти руководство концерна, не сумев переманить бывшего главу Европейского отделения компании «Форд» Мартина Лича, пригласило Герберта Демеля, одного из бывших топ-менеджеров «Фольксвагена».
49-летний
австриец, станет первым не итальянцем,
назначенным на руководящую
Культурные различия. Работа в иной культурной среде требует от менеджеров осознания культурных различий между странами и степени отличий их социальных систем. Адаптация в стране со схожими культурными ценностями, как правило, проходит менее болезненно, чем там, где межкультурные различия значительны. Признание многообразия культур предполагает не только адаптацию к различиям, но также их изучение и оценку, а также использование различий для повышения эффективности деятельности компании.
Различным странам в известной мере соответствует определенный тип организационной культуры, имеющий отличительные признаки и характеристики, например, различные соотношения формального – неформального, индивидуализма—коллективизма, долгосрочной—краткосрочной ориентации. Известен ряд классификаций типов, или моделей организационной (управленческой) культуры, предложенных различными учеными, среди которых получила признание типология, разработанная Ф. Тромпенаарсом и Ч. ХампденнТернером. В ее основе такие организационные характеристики, как степень централизации управления, степень формализации управления и целевая ориентация деятельности. Выделены четыре типа организационной культуры: «семья», «Эйфелева башня», «управляемая ракета», «инкубатор»
Рис. 4 Факторы, противодействующие и поддерживающие культурную адаптацию
Для
организационной культуры типа «семья»
характерна высокая степень иерархичности
и централизации управления. Властная
вертикаль содержит множество уровней
и большую дистанцию власти. Однако этот
тип культуры отличается низкой степенью
формализации. Отношения в компании строятся
на патерналистских принципах. Руководитель
компании выполняет роль «отца», сотрудники
компании – «дети». Они ориентированы
на выполнение указаний сверху. Культивируются
семейные неформальные отношения, высок
авторитет руководителя как старшего
в «семье». Такой тип культуры наиболее
близок японским компаниям.
Таблица 3
Типы управленческих
организационных культур
Организационная культура «Эйфелева башня» близка типу культуры «семья», она также имеет иерархическую структуру, вертикаль власти и централизацию в принятии решений. Однако отличается от «семьи» высокой степенью формализации управления. Для каждого сотрудника компании определена своя роль и формально закреплены в соответствующих регламентах функциональные обязанности. Со стороны руководства осуществляется строгий контроль за их выполнением. Отношения строятся по принципу строгой субординации. Сокращение дистанции власти, минуя определенные уровни иерархии, недопустимо.
«Управляемая ракета» – тип организационной культуры, который, в отличие от рассмотренных выше, характеризуется низкой степенью централизации управления, незначительной дистанцией власти, развитием горизонтальных связей, ориентацией сотрудников на достижение целей. В организациях с такой культурой используются матричные и проектные структуры, создаются временные группы и команды.
При делегировании функций в «управляемой ракете» сохраняется достаточно высокая степень формализации управления.
Для типа организационной культуры «инкубатор», так же как и для «управляемой ракеты», характерны низкая степень централизации управления и незначительная дистанция власти. Отличия состоят в невысокой степени формализации и целевой ориентации на развитие личных способностей сотрудников. Руководство компании прилагает усилия, направленные на повышение уровня профессионализма, развитие личности, предоставление возможностей для роста, самовыражения и раскрытия творческого потенциала сотрудников. Для компаний с типом культуры «инкубатор» характерны инновации и постоянные изменения.
В разных странах и регионах преобладает та или иная описанная выше модель, в наибольшей мере отвечающая национальным, этическим, историческим особенностям, принятым социальным и культурным нормам, правилам, традициям. Однако в чистом виде она встречается крайне редко.
Среди особенностей восприятия в международном контексте организационного поведения прежде всего следует отметить узость взглядов, а также сложившиеся поведенческие и социальные стереотипы в отношении других стран. Именно они часто играют негативную роль в восприятии чужой культуры и создают трудности в процессе культурной адаптации.
Узость
взглядов характеризует людей, которые
воспринимают ситуации в другой стране,
ориентируясь исключительно на собственные
представления без учета
Менеджер, оказавшись за рубежом, начинает использовать известные ему стереотипы национального поведения и упрощенной оценки людей другой национальности. В табл. 13.4.2 и 13.4.3 даны примеры стереотипной оценки качеств немецкой и русской нации.
Следует
отметить, что стереотипы в отношении
своей нации и культуры редко
совпадают с оценкой
Одним
из серьезных препятствий
Значительное
большинство сотрудников
Информация о работе Международные аспекты организационного поведения