Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:29, контрольная работа
Интернационализация экономики (интернационализация хозяйственной жизни) - процесс экономического сближения стран современного мира, основанный на углублении связей в производстве, на быстром росте международной торговли и повышении роли внешнего рынка, росте международной миграции капитала и его интернационализации, расширении международных связей в банковской и страховой сферах, интернационализации финансовых и фондовых рынков, развитии международной миграции рабочей силы и т.д.
Тема 1. Внешняя экономическая политика и глобализация бизнеса.
Интернационализация. Глобализация. Внешняя торговля и ее особенности на современном этапе. Эволюция развития. Характерные черты современного международного бизнеса.
Интернационализация
экономики (интернационализация
Наиболее
яркое проявление современной тенденции
интернационализации бизнеса - интеграционные
процессы, охватившие как промышленно
развитые, так и развивающиеся
страны. Особенно глубоко они затронули
Западную Европу, где было создано
Европейское экономическое
Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.
Самый
мощный фактор глобализации – экономический,
проявляющийся в наличии
Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т. е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов.
Растущая
глобализация экономики выражается
в резком увеличении масштабов и
темпов перемещения капиталов, опережающем
росте международной торговли по
сравнению с ростом ВВП, возникновением
круглосуточно работающих в реальном
масштабе времени мировых финансовых
рынков. Созданные за последние десятилетия
информационные системы неизмеримо
усилили способность
Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран — одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.
Внешняя торговля на современном этапе - наиболее развитая форма международных экономических отношений. Внешняя, или международная, торговля представляет собой обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.
Заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на международных рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.
Современной внешней торговле присущи следующие особенности:
-
небывалый размах
- изменения в географическом распределении международной торговли, что проявляется в увеличении удельного веса развивающихся стран в международной торговле;
- динамичность развития торговли;
- изменение торговой структуры экспорта под воздействием НТР, которая ускорила объективный процесс международного разделения труда и вызвала рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами.
- появление новых отраслей и производств, что вызвало растущую зависимость ряда стран от импорта некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа;
- ускорение объективного процесса международного разделения труда. Так, в настоящее время все более значительная часть товаров, поступающих в международный оборот, представляет собой промежуточные продукты, а не конечные изделия.
Международный бизнес
в современных условиях определяется
следующими характерными чертами:
1. Доступность и всеобщность. 2. Ступенчатость развития. 3. Технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций. 4. Сложное взаимодействие национального и интернационального. |
Тема 2. Внешняя среда международного бизнеса: особенности и анализ.
Особенности анализа внешней среды в современных условиях. Нормативно-правовая база. Политические условия.
Анализ
внешней среды служит инструментом,
при помощи которого разработчики стратегии
контролируют внешние по отношению
к организации факторы с целью
предвидеть потенциальные угрозы и
вновь открывающиеся
При анализе экономических факторов рассматривают:
- темпы инфляции (дефляции);
- налоговую ставку;
- международный платежный баланс;
- уровень занятости населения в целом и в отрасли;
- платежеспособность предприятий.
При анализе политических факторов необходимо следить:
- за соглашениями по тарифам и торговле между странами;
- протекционистской таможенной политикой, направленной против третьих стран;
- нормативными актами местных органов власти и центрального правительства;
- уровнем развития правового регулирования экономики;
- отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству;
- кредитной политикой местных властей;
- ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководству фирмы уточнить ее стратегию и укрепить ее позиции на рынке. Исследуются:
- изменение демографических условий;
- уровень доходов населения и их распределение;
- жизненные циклы различных товаров и услуг;
- уровень конкуренции в отрасли;
- доля рынка, занимаемая организацией;
- емкость рынка;
- защищенность рынка правительством.
Руководство организации обязано постоянно следить за внешней технологической средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации в условиях конкуренции. Анализ внешней технологической среды должен учитывать изменения:
- в технологии производства;
- в конструкционных материалах;
- в применении компьютерной техники для проектирования новых товаров и услуг;
- в управлении;
- в технологии сбора, обработки и передачи информации;
- в средствах связи.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов. Это позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам. В анализе конкурентов выделяют четыре диагностические зоны:
- анализ будущих целей конкурентов;
- оценка их текущей стратегии;
- оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;
- изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Важнейшими
источниками международного частного
права являются международные договоры,
внутреннее законодательство государств,
судебная и арбитражная практика,
а также обычаи. Естественно, что
удельный вес тех или иных видов
источников международного нрава в
разных государствах неодинаков. Возможно
также, что к отдельным
Многие
основополагающие нормы международного
частного права первоначально
Тема 3. Роль культурного фактора в международном менеджменте.
Национальные стереотипы.
Вопросы коммуникативных барьеров являются главным объектом анализа культурной внешней среды и постоянного контроля в ходе повседневной работы. Практика международного менеджмента позволяет выделить и сформулировать ряд ключевых проблем, с которыми сталкивается менеджер многонациональной фирмы в повседневной работе и которые существенно зависят от различий национальных культур.
1.
Языковые барьеры. Первым и
естественным препятствием для
эффективной коммуникации в
2.
Невербальное общение. Своего
рода дополнением к языковой
проблеме служит проблема
3.
Восприятие стоит на особом
месте в ряду рассматриваемых
проблем. Нет сомнения в том,
что негативный опыт, приобретенный
ранее в общении с тем или
иным лицом, будет накладывать
существенный отпечаток на то,
как мы воспринимаем и