Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель работы: выявить способы разрешения межгрупповых и внутригрупповых конфликтов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучить типологию межгрупповых конфликтов;
2. раскрыть способы разрешения межгрупповых конфликтов;
3. проанализировать основные факторы возникновения внутригрупповых конфликтов;
4. изучить виды внутригрупповых конфликтов.
Введение…………………………………………………………………….…….3
1 Межгрупповые конфликты и способы их разрешения………………………5
1.1 Типология межгрупповых конфликтов………………………………..……5
1.2 Причины возникновения межгрупповых конфликтов………………..……7
1.3 Методы управления межгрупповыми конфликтами……………………...10
2 Внутригрупповые конфликты и способы их разрешения…………………..12
2.1 Виды внутригрупповых конфликтов…………………………………….....12
2.2 Основные факторы возникновения внутригрупповых конфликтов……...13
3 Практическая часть «Способы управления внутригрупповыми
конфликтами»…………………………………………………………………....19
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список используемых источников……………………………………………..23
2 Внутригрупповые конфликты и способы их разрешения
2.1 Виды внутригрупповых конфликтов
Различают несколько видов Внутригрупповых конфликтов:
1. Конфликт между рядовыми
работниками - это могут быть
сотрудники одного отдела
2. Конфликт между руководителем
и подчиненными - в их основе
чаще всего лежат отношения,
определяемые должностным
3. Конфликт между работниками
различной квалификации и
возникают такие конфликты
в группах, где, например, при увеличении
интенсивности труда возникает
возможность значительно
2.2 Основные факторы
Можно выделить конфликты, возникающие как реакция на препятствия в достижении личных целей работников в рамках совместной трудовой деятельности, возникающих, например, из-за распределения производственных заданий (выгодных -- невыгодных), недовольства графиком отпусков, начисления премий и т.д.
Конфликты могут возникать из-за восприятия повеления членов малой группы как не соответствующего принятым в коллективе нормам. Так, при работе на один наряд зарплата каждого зависит от успешной работы всех. Нарушение же одним работником дисциплины труда может привести к лишению премии всех остальных участников трудовой деятельности и вызвать конфликт.
Среди факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, большую роль играет взаимоотношение руководителей и подчиненных. С наибольшей силой оно проявляется в малых группах, т.е. там, где создаются материальные и духовные ценности, решаются основные проблемы производства. Именно здесь чаще всего зарождаются конфликтные ситуации и конфликты. Возникают они тогда, когда цели, мотивы поведения, интересы, социальные ожидания у руководителя и подчиненных не совпадают. Так, руководитель не обеспечивает условия для успешной производственной деятельности подчиненных, нарушается ритмичность их работы, это приводит к простоям и влияет на заработную плату рабочих. Возникает неудовлетворенность, вызванная тем, что работник не получает того, что ему полагается. Эта ситуация делает конфликт вероятным.
В обыденной жизни возникают
обстоятельства, при которых в
отношениях между руководителем
и подчиненным появляется напряженность,
способная перерасти в
Руководитель является наиболее влиятельным и авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений. Если руководитель не замечает своих подчиненных, не считается с их мнением -- может возникнуть конфликт.
Бывают ситуации, когда
одна из сторон не приемлет норм и принципов
другой стороны, но об этом не говорит
открыто и не добивается изменения
сложившегося положения. Это особенно
часто проявляется в отношениях
между руководителем и
Руководитель, обличенный своим должностным положением, ставит перед членами коллектива задачи, порой не самые простые. Их выполнение требует определенного напряжения, улучшения организации труда, пересмотра сложившихся представлений. В такой ситуации не все работники способны сразу понять ситуацию и быстро перестроиться. Часть все же будет работать по старинке и мешать коллективу выполнить поставленную задачу. Становится очевидным, что неспособность быстро перестроиться может породить напряженность. Поскольку новый начальник недостаточно знал рабочих и не доверял им, он решил, что необходима жесткая дисциплина. Рабочих оскорбило такое отношение и они стали работать хуже, не в полную силу. Но строгий надзор не помог решить проблему. И в итоге образовался порочный круг, когда безразличие рабочих к своим обязанностям стало причиной более строгой дисциплины, вызвало еще большее безразличие и сопротивление. Рабочие были враждебно настроены, потому что чувствовали, что руководитель вел себя так, словно был «лучше» своих подчиненных. Знающий и опытный руководитель возьмет в свои руки управление ситуацией, установит нормальные человеческие отношения и не допустит перерастания противоречия в конфликт.
Представителям различных
возрастных групп свойственны особые
причины конфликтов. Например, для
юношей и девушек, начинающих свой трудовой
путь, наиболее остро стоит проблема
адаптации в трудовом коллективе,
взаимоотношений с коллегами. Молодой
сотрудник, не имеющий опыта работы
в коллективе, может вступить в
конфликт потому, что не знает традиций
коллектива, его моральных норм,
не принимает требований коллектива,
стиля руководства. В период адаптации
работники оказываются
В зрелом возрасте работника волнуют уже иные проблемы: повышение квалификации, перспектива роста и др. Нерешение этих проблем, т.е. несоответствие между претензиями и возможностью их реализовать, способствует вступлению в конфликт зрелого человека.
В качестве наиболее важного фактора, определяющего частоту конфликтов в группах, выделяют общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту -- в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение при этом приобретают следующие факторы:
1. Степень удовлетворенности -- неудовлетворенности потребностей человека, особенно базисных, например потребности в безопасности. Конфликты будут более серьезными, если вовлекаются центральные потребности. Неудовлетворенные потребности имеют тенденцию становиться доминирующими, что объективно увеличивает вероятность конфликтов.
2. «Количество пространства
свободного движения» человека.
Достаточное пространство
3. Внешний барьер: наличие
или отсутствие возможностей
выйти из неприятной ситуации.
Напряжение или конфликт часто
ведут к тенденции покинуть
эту ситуацию. Если это возможно,
сильное напряжение не будет
развиваться. Напротив, отсутствие
такой возможности как
4. Степень совпадения
или расхождения целей членов
группы. Левин отмечает, что в
групповом взаимодействии
Т. Полозова, автор ряда работ
по проблемам внутригрупповых
1) несовместимость индивидуально-
2) противоречивость сложной
системы предметно-
Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов:
- предметно-деловые,
- личностно-прагматические.
Чем выше уровень развития
группы, чем реже личностно-прагматические
интересы являются причиной конфликтов
внутри группы. И напротив, наиболее
частыми причинами конфликтов становятся
предметно-деловые разногласия
Вывод: Таким образом, можно выделить положительные функции внутригрупповых конфликтов:
- благодаря конфликту
оказывается возможным
- конфликт внутри группы может являться механизмом трансформации норм применительно к новым условиям. Гибкие структуры выигрывают от конфликтов, которые, модифицируя старые нормы и помогая созданию новых, обеспечивают преемственность в новой ситуации.
- внутренний конфликт
также служит средством
- конфликты часто обусловливают
создание ассоциаций и
В тоже время конфликты
могут иметь и
3 Способы управления
Управление конфликтами -- это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта и обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтом включает
в себя: прогнозирование конфликта;
предупреждение одних и вместе с
тем стимулирование других; прекращение
и подавление конфликта; регулирование
и разрешение. Каждый из названных
видов действий представляет собою
акт сознательной активности субъектов:
одного из конфликтующих либо обоих,
или же третьей стороны, не включенной
в конфликтное действие. Управление
становится возможным при наличии
некоторых необходимых условий.
К таковым относятся: объективное
понимание конфликта как
Среди стратегий предотвращения конфликта можно выделить:
1. Стратегия подавления
конфликта. Применяется по
Информация о работе Межгрупповые и внутригрупповые конфликты и способы их разрешения