Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 14:41, курсовая работа
При написании курсовой работы мы поставили перед собой определенные цели и задачи. Основной целью данной курсовой работы является знакомство с теоретическим материалом, рассмотрение примеров миссий и целей некоторых компаний, приобретение навыков в области разработки дерева целей для конкретной организации ООО «ВСМПО-Посуда».
Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:
•дать определение процесса «целеполагание», определить его роль в управлении организацией;
•познакомиться с понятиями «миссия» и «цель», рассмотреть конкретные примеры разработки миссий организаций, а также изучить требования, предъявляемые к целям;
•Поэтапно ознакомиться с процессом построения дерева целей, и использовав теоретический материал, составить дерево целей для ООО «ВСМПО-Посуда».
Целеполагание несомненно является интеграционным процессом, так как из примера действительно видно, что цели могут как объединять, так и разъединять людей.
В
заключении главы, хочется сделать
вывод о том, что целеполагание
- сложный процесс, включающий не только
образование целей, но и их проверку, корректировку,
согласование, прогнозирование. Завершающее
звено целеполагания — программирование
деятельности по достижению сформулированных
целей. Важно подчеркнуть, что достижение
каких-либо целей возможно только при
соответствии их содержания объективным
обстоятельствам. Отсюда следует, что
степень достижения цели определяется
характером такого соответствия. Это положение
является ведущим методическим правилом
в целеполагании.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Миссия организации
Миссия,
как и многие базовые понятия
современного менеджмента, не имеет
единого общепризнанного
Миссия — основополагающий документ, в котором фирма описывает сферу (вид или область) своей предпринимательской (коммерческой) деятельности, определяет целевой рынок (или его сегмент), излагает свои руководящие принципы и устанавливает перспективные цели в отношении достижения желаемых числовых оценок экономических, финансовых, социальных и экологических показателей, а также провозглашает свою систему общественных и общечеловеческих ценностей [1, с. 226].
Миссия – стратегическая (генерирующая) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую организация хочет играть в обществе.
Миссия – ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься [2, с. 13].
Разработка
миссии является начальной точкой любого
совершенствования системы
Миссия
предназначена для решения
Формирование миссии позволяет определить, для чего существует конкретная организация. Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого. Поэтому желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых сотрудников компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты.
Формулировка миссии должна быть немногословной, но яркой, образной и содержать следующую информацию (схема 2.1):
Схема 2.1. Информация
для разработки миссии.
Ясная и образная формулировка миссии — это визитная карточка фирмы, которая должна присутствовать везде: в рекламном ролике, в пресс-релизе, в письме, направляемом в органы местной власти. Все работники фирмы должны хорошо знать суть миссии, понимать и поддерживать ее.
Большинство руководителей, которые занимались разработкой миссий для своих компаний едины во мнении, что их подтолкнула к этому естественная необходимость по-новому взглянуть на область деятельности компании, определить ее сильные стороны и направление будущего развития. Как правило, этот вопрос возникает не на начальных этапах деятельности компании, когда только закладываются основы ее будущего развития и идет поиск рыночных возможностей и соответствующих ресурсов. А тогда, когда объем операций превышает некоторый критический размер и вариантность принятия решений о направлениях дальнейшего развития существенно возрастает, возникает необходимость каким-то образом определить некоторые рамки, то есть, по существу, снизить число возможных вариантов для принятия решения. Например, определение рынков, на которые ориентирована компания, позволяет при разработке миссии компании и принятии оперативных решений вовсе не рассматривать варианты работы на новых рынках; определив, что компания занимается удовлетворением потребностей клиентов, компания ограничивает себя от соблазна заняться другим, непрофильным видом деятельности, представляющимся сиюминутно достаточно привлекательным, но в котором она не имеет компетенции [5, с. 63].
Миссия
будет приносить пользу только тогда,
когда в ней ощущается
В качестве достаточно удачно сформулированных стратегических миссий можно привести следующие:
«Цель компании Motorola — достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет зарабатывать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения различных целей».
Миссия корпорации Samsung гласит: «Главная задача корпорации Samsung формулируется так — получать прибыль, помогая улучшать качество жизни людей. Для достижения этой цели корпорация Samsung создает изделия и услуги, объединяющие в себе конкурентоспособность и высочайшее качество. Главной составляющей этого процесса являются человеческие знания и передовая технология».
Миссия Mary Kay – «Украшать жизнь женщин во всем мире, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для независимых консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста, делая все, чтобы женщины, соприкоснувшиеся с компанией Мэри Кэй, смогли реализовать себя».
В этих миссиях ясно прослеживаются ключевые ценности и цели компании. Это создает основу для последующего формирования стратегии ее развития [4, с. 125].
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации. Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии - это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение их до сотрудников. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.
Если рассмотреть «пирамиду целей» (рис. 2.1.), то именно миссия расположена на ее вершине, миссия является основой и способствует разработке целей организации, она объединяет группы влияния и в первую очередь сотрудников на основе определенной системы ценностей и внутрифирменной культуры.
Рис. 2.1. Пирамида целей
В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам «пирамиды целей», поэтому перейдем к изучению следующего раздела.
2.2. Цели организации, требования к ним
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
На формулировку целей существенное влияние оказывают интересы многочисленных субъектов, связанных с ее деятельностью. К ним, помимо владельцев или руководителей организации, относятся ее сотрудники, которым она дает средства к существованию, положение, статус и т.п.; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; наконец общество в целом. Например, если крупная организация не сумеет реализовать своих целей и разорится, работу могут одновременно потерять десятки, а то и сотни тысяч людей, что неминуемо создаст огромнейшие трудности даже для государств с развитой экономикой.
Конечно,
иногда условия деятельности организации
воспринимаются ее руководством не вполне
адекватно, а отсюда и возникают
ошибки при постановке целей и
определении способов их достижения,
приводящие к неэффективным решениям,
расточительству ресурсов. Так, часто
цели формулируются слишком мелкими,
Наличие цели обеспечивает организации стабильность, равновесие, единство действий участников. Крупные организации имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.
Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели (рис. 2.2.):
Рис. 2.2. Требования, предъявляемые к целям
-
во-первых, цели должны быть достижимыми.
Конечно, в целях должен быть
заключен определенный вызов
для сотрудников организации.
Они не должны быть слишком
легкими для достижения. Но они
также не должны быть
-
во-вторых, цели должны быть гибкими.
Цели следует устанавливать
-
в-третьих, цели должны быть
измеримыми. Это означает, что цели
должны быть сформулированы
-
в-четвертых, цели должны быть
конкретными, обладающими